Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 24 страница

Вот воспитанник В.Г. 12 лет, скверная наследственность - отец разбит прогрессивным параличом на почве сифилиса, старший брат имеет несколько судимостей, мальчик интеллектуально развит хорошо, может учиться, любит читать, все запоминает легко, но в остальном отношении очень испорчен: ворует, но будучи пойман, не только не обнаруживает какого-либо раскаяния или смущения, но, наоборот, грубит, нагло отрицая неопровержимые улики, ворует у товарищей, ворует в школе, лжив, никогда не сознается. Желая разжалобить воспитателя при определении его в школу-интернат для трудновоспитуемых, наговорил всяких ужасов про скверное с ним обращение со стороны матери, что при проверке оказалось ложью. При всяком удобном случае норовит убежать из детского дома с целью что-либо "промыслить" на улице или на рынке. В половом отношении преждевременно развит, циничен, испорчен, бывает нагл до нетерпимости, особенно с воспитательницами, позволяет отвратительные по цинизму слова и выходки, привязанность или симпатии ни к кому не обнаруживает.

...Таков В.Г. Здесь мы имеем дело с типичным случаем нравственной дефективности. В нормальном учреждении ему не место - там он становится источником нравственной заразы. Следует ли отдавать его в учреждение для трудновоспитуемых?

Вряд ли. Ведь его субнормность в моральном отношении настолько велика, что шансов на исправление в короткий срок нет никаких... Думать о возвращении в школу нормального типа и о продолжении его образования тоже не приходится. Вполне достаточно, если он получит знания и умения в области какого-нибудь ремесла и найдет впоследствии выгодным заниматься ремеслом, а не воровством. Для этого мальчика место в учреждении для морально дефективных.

в) Третий случай сравнительно не частый и обычный: при наличии эндогенной деформации психики, в общем, сохраняет равновесие...

Вот мальчик 15 лет Д.Е. уже второй год находится в школе-интернате для трудновоспитуемых, и с внешней стороны у него все благополучно: учится он прилежно, ведет себя прилично, должности по ученическому самоуправлению выполняет исправно, принимает участие в

кружках, в кражах и картах не замечается, в самовольные отлучки не уходит.

...В этом-то и заключается его дефективность: Д.Е. не способен ни на что крупное - ни на хорошее, ни на дурное. Он - полная противоположность мальчику А. Б. У него с внешней стороны все благополучно, но как раз этого внутреннего ядра и недостает - у него недостает порядочности, чувства чести, простого нравственного чувства. Прежде Д.Е. был в нормальном детском доме, по возрасту, физической силе и по житейской опытности он был выше всех своих сотоварищей, любил предводительствовать. Постоянная грубость к воспитателям, дерзкие выходки, чтобы показать себя, терроризирование слабых, понукание ими и их эксплуатация, демонстративное неповиновение принятому порядку - "кому нельзя - мне можно", грубость воспитательницам в случае принуждения с их стороны, ругань, спокойная, обдуманная ругань - все это приводит к тому, что Д.Е. становится фактическим руководителем детского дома... Пришлось удалить его в школу для трудновоспитуемых...

Попав в новую обстановку, наш Васька Буслаев, деспот, тиран и предводитель, сразу почувствовал, что здесь каждый новый товарищ ничем не слабее его..., что здесь другая обстановка: насильничать оказалось невыгодно... Д.Е. это сразу понял, и украсился вышеупомянутыми добродетелями... - быть добродетельным оказалось очень выгодным, даже не прибегая ни к какому лицемерию.

Изменившись внешне, Д.Е. внутренне он остается еще все тем же и проявляет себя, если надеется на безнаказанность: был замечен в избиении более слабых товарищей, проявляет жестокость к животным... По отношению к новым и мягким воспитателям принимает независимо-наглый тон, но моментально меняет его на очень почтительный, когда получает надлежащее воздействие.

В моральном отношении Д.Е. - типичный хам, он дефективен в этом случае. Следует ли его из-за этого воспитывать в учреждении для морально дефективных?

Нет, и вот почему. Будучи морально дефективным, Д.Е. не представляет ничего опасного в общественном отношении, так как он не идет против среды, а приспосабливается к ней и точно отражает ее на себе... Таким, как Д.Е., надо воспитываться в школах для трудновоспитуемых.

3. Переходим теперь к супранормным детям, т.е. одаренным выше нормы, мы должны указать, что... человеческая психика настолько богата и разнообразна, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь из ее сторон, придав ей удивительное богатство и силу, но с другой стороны обеднив до дефективности другие стороны

души. И вот судьба такого человека зависит иногда от простой случайности: если внешние условия жизни сложатся так, что такому человеку удастся пустить в ход сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком и он действительно станет таким; слежаться внешние условия неудачно - и перед нами будет типичный неудачник, которого все зачислят в разряд дефективных.

За примерами недалеко ходить: Ньютон считался в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле-еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закончил свою карьеру сапожником. Уатт считался дефективным в умственном и невропсихическом отношениях, а на Корнеля и Свифта махнули было рукой и родители, и воспитатели, Чарльз Дарвин в юности был типичным шалопаем и лентяем, Ж.-Ж.Руссо был дефективен во многих отношениях - и все-таки все эти люди оказались талантливыми: может быть, именно в силу того, что их психика очень и очень уклонялась от нормы, что может быть, вообще, богатая деятельностью душевная жизнь возможна лишь тогда, когда в самой душе имеются известные диссонансы, когда в ней самой идет активная борьба противоречивых начал, лишь бы душевная энергия ее была бы достаточно велика, лишь бы способность творчески действовать не была попорчена, лишь бы моральная сторона психики была достаточно здорова.

Таким образом, под супранормными натурами мы будем разуметь такие характеры, в которых:

· а) способность к творческой переработке воспринимаемых материалов хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

· б) повышенной одаренности, хотя бы и односторонней;

· в) нормально развитого морального чувства.

При отсутствии работоспособности или морального чувства мы такого ребенка, как бы богато одарен он ни был, должны признать дефективным. Приведем примеры, иллюстрирующие нашу мысль.

а) Вот мальчик Ж.З. 15 лет, невропат, истерик со многочисленными признаками вырождения и с весьма неблагополучной наследственностью, буян и скандалист, он в детском доме нормального типа был коноводом, демонстративно не подчинялся никаким правилам дисциплины, дерзил, ругался, в школе для трудновоспитуемых он тоже причиняет немало хлопот, иногда он из кожи лезет, чтобы отличиться хорошим поведением, иногда он закусывает удила и безобразничает, ничего не разбирая. И при всем этом Ж.З. избранная натура, артист божьей милостью - он полон творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечен и все делает с упоением, вдохновенно, как артист, - он читает запоем очень серьезные для своих пет книги, пишет рефераты, сочиняет стихи, интересуется политикой, будучи убежденным коммунистом, удивительно

играет на сцене, совершенно перевоплощается в изображаемый им образ, учится он по всем предметам, кроме математики, прекрасно. Он не ворует, не курит из-за принципа, привязывается к школе и к отдельным лицам, доходя до институтского обожания тех педагогов, которых он считает знающими и которые дают что-нибудь его ненасытной жажде знаний.

Вот типично супранормная натура, которую психопатолог, наверное, признает дефективной, но в которой педагог чует высшую, избранную и сложную индивидуальность.

б) Вот И.К. 16 лет, будучи довольно слабым физически и имея туберкулезную наследственность, он вполне владеет собой, вполне благополучен в нервно-психическом отношении, обладает средними способностями, но талантлив как художник, тонко чувствующий свой стиль, кроме того, одарен чувством юмора, умением подметить все смешное и выразить это в короткой язвительной эпиграмме, в карикатуре, в стишке, в простой надписи. О нем можно говорить как о начинающем писателе-юмористе... В школьных занятиях он ленив, ничем не желая заниматься вместе с классом, не признавая никакого авторитета и считая, что он сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему надо заниматься. Обыкновенно он все время что-нибудь читает, пишет и рисует, издавая богато иллюстрированные журналы со своими произведениями, - ив этом он удивительно работоспособен и неутомим.

в) Вот еще пример - Л.М. 13 лет, вполне здоровый в нервно-психическом отношении, но сильно попорченный улицей; в умственном отношении одарен не выше нормы, но учится туго, чтением не интересуется и вообще чужд каким-либо духовным запросам - это натура практическая, с узко утилитарными устремлениями, но зато в этом не имеет себе равных - в этой области он талант, является маленьким Катаном Ротшильдом: пользуясь голодом летом и осенью 1922 г., когда питание в детских домах было скудным, он с помощью психологических приемов добился того, что чуть ли не все его товарищи, в том числе и старшие по возрасту, оказались в полной его власти - он спекулировал порциями хлеба, отдавая их под большие проценты в долг и артистически действуя на голод, на жадность или на легкомыслие товарищей. Вскоре он уже действовал не сам, через "рабов" - неоплатных должников... На общих собраниях воспитанников все выборы заранее определялись волею Л.М., который не допускал на должность старосты по кухне никого, кроме своих "рабов", и заставлял их обвешивать в свою пользу товарищей... Через полтора месяца эти операции раскрылись перед педагогическим составом школы, хотя воспитанники уже давно заметили, что дело обстоит неладно... Общее собрание вынесло постановление о полном аннулировании всех долгов... а Л.М. вскоре убежал.

...По своим организаторским талантам, по своей одаренности может быть отнесен к супронормным, правда, область морального чувства оказывается у него дефективной, но если эта дефективность оказалась бы не органической, а экзогенной, то при надлежащем воспитании из Л.М. мог выработаться впоследствии замечательный финансист и хозяйственник-организатор.

4. Подведет теперь итоги нашему исследованию.

Мы поставили вопрос: что представляют собой трудновоспитуемые, для которых нужны особые учебно-воспитательные учреждения, отличные от учреждений для морально дефективных?

На этот вопрос мы можем ответить так:

· а) денормные, как экзогенного, так эндогенного происхождения, в том числе и типа А.Б.;

· б) субнормные, за исключением морально дефективных и умственно отсталых;

· в) супронормные типа Ж.З., И.К., Л.М.;

· г) отчасти легкой степени морально дефективные типа Д.Е.

Что же касается остальных видов моральной дефективности, как экзогенной, так и эндогенной (типа В.Г.) и в особенности одаренных, но морально дефективных, то они должны воспитываться особо от трудновоспитуемых.

Чем же учреждения для трудновоспитуемых должны отличаться от школы и детского дома нормального типа и от воспитательно-исправительных заведений для морально дефективных?

Особенность этих учреждений заключается в том, что здесь приходится начинать с полного перевоспитания и заканчивать лишь доведением воспитанников до нормы, ставить значительные задачи было бы утопией. Перевоспитание морально дефективного стоит такой траты времени и энергии, что думать о возвращении такого воспитанника в школу нормального типа не приходится. Перевоспитать, довести до нормы, снабдить знанием какого-нибудь ремесла, с помощью которого воспитанник мог бы существовать честным трудом, определить его на работу и оказать ему поддержку на первых порах его самостоятельной жизни - вот реальные достижения, к которым должно быть направлено воспитание морально дефективных.

А для этого необходим длительный срок пребывания в таком учреждении - не менее трех лет, необходима полная изоляция от улицы и от условий прежней жизни, в том числе и от семьи, если она оказала вредное влияние на воспитанника; наконец, необходима мастерская при учреждении, где изучалось бы ремесло, - вот, что необходимо учреждению для морально дефективных и без чего оно превращается в бессмыслицу.

...Не надо забывать, что такой вид моральной дефективности излечивается всего труднее, что подобного рода типы всего опаснее в общественном отношении, а поэтому допускать их во что бы то ни стало к высшему образованию было бы в высшей степени рискованно, это значило бы вооружить опасного для общества человека самым острым оружием - высшим образованием, допустить его впоследствии к ответственным постам и этим самым довести его общественную вредность до максимальных размеров.

Совсем иначе обстоит дело с трудновоспитуемыми - здесь требуется не радикальное перевоспитание предполагающее полное перерождение всей натуры, а лишь очень интенсивный воспитательный процесс, имеющей своей целью известную гармонизацию психики и придание ей максимально устойчивого вида, после чего такого воспитанника надо вернуть в школу нормального типа и во всяком случае дать ему возможность довести свои дарования до максимального развития... Здесь не нужна его изоляция от жизни, от нормальных условий...

Учреждения для трудновоспитуемых должны ставить цель: возвращение воспитанников в школу нормального типа и предоставление им возможности продвинуться дальше - вплоть до высшего учебного заведения.

Что же касается отличия таких учреждений от школ и детских домов нормального типа, то внешним отличием здесь является необходимость соединения в одном учреждении и школы, и детского дома - попытки строить детские дома без школы и школы без детских домов дали отрицательные результаты по отношению к трудновоспитуемым.

Внутренним же отличием здесь является следующее обстоятельство: то, что в школе нормального типа может мыслиться как желательная возможность, без которой в конце концов можно обойтись, это же в школе для трудновоспитуемых должно рассматриваться как необходимое условие, без которого школа неминуемо рано или поздно разваливается, например, самоуправление, трудовая дисциплина, клубные занятия, индивидуальный подход к воспитаннику, физическое воспитание и т.д. Качественная разница между методами и приемами школы нормального типа и школы для трудновоспитуемых невелика, различие заключается лишь в количественном отношении - в школе для трудновоспитуемых педагогический процесс должен вестись с максимальной интенсивностью.

...Школе для трудновоспитуемых нужны воспитатели с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особой складкой характера и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома.

Печатается по изд.: В.Н. Сорока-Росинский. Пед. соч. - М., 1991. - С. 139-153.

Вопросы и задания

1. Характеристика трудных детей и подростков,

2. Методы перевоспитания трудных подростков.

3. Опыт работы социального педагога в центрах "Надежда" и "Радость".

Литература к лекции

1. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

2. Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

3. Социальная помощь семье и детям. - М., 1994.

4. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. - М., 1994.

5. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

6. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. - М., 1994.

7. Тархова Л. Мальчик, мужчина, отец. - М., 1992.

8. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации//Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

9. ХрипковаА.Г., КолесовД.В. Девочка. Подросток. Девушка. - М., 1981.

1 См.: Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М., 1996. - С. 140-141.

1 См.: Вайзман Н. Указ. соч. - С. 144-146.

2 См.: Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994. - С. 47.

1 См.: Вайзман Н. Указ. соч. - С. 88-89.

1 Социальная помощь детям. - М., 1994. - С.

1 Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации//Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994. - С. 124.

2 Там же. - С. 127-143.

1 См.: Омаров С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащихся. - М., 1996. - С. 15.

2 Там же.

ЛЕКЦИЯ 21. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П. Кащенко о "даровитых детях".

Что такое одаренный ребенок1 Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них - социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности - это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе - отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке.

Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они "даже едят не как все дети".)

Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска" наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы1.

Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога в такой школе - сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда "вредные", большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.

В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер "зазнайства".

Но есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не проявляется, когда такой ребенок в семье то, окружающие его испытывают огромные трудности. Это фанатики, дети увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.

Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип - невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные - это спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитателей, социальных педагогов.

Талантливый ребенок в семье Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Это если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.

Однако не все родители гордятся таким ребенком. Нередко они не хотят, чтобы ребенок выделялся, а был бы "как все". Идеально, если родители вовремя заметят одаренность и будут помогать ему.

Иногда родители "вымучивают" талант, стараясь из небольших способностей "делать" талант, истощая силы ребенка. Немногие дети выносят это родительское насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное здоровье можно поправить, но трудно поправить духовные подорванные силы. Талант, если он есть, разовьется, важно вовремя помочь ему. Но "делать" талант - издевательство над ребенком.

Родители отмечают одаренность ребенка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, а также раннее усвоение счета или чтения, цепкую память и огромное любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей. Точнее, выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Так, у Н.Н.Римского-Корсакова обнаружили

способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С. Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю. Лермонтов - в 10 лет.

Для семьи важно не только выявление одаренности, но и отношение к такому ребенку. Не следует выделять его среди детей, так как это приведет к негативному к нему отношению.

Одаренный ребенок стремттся к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Родителей не беспокоит, что этот ребенок стремится всегда преуспеть, отсюда особенности его поведения, что создает проблемы в его отношениях с окружающими.

Социальный педагог и одаренный ребенок Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

 

Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.

Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.

Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым.

Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.

Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими.

Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает разнообразие форм и методов работы с талантливыми детьми.

Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская область) существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Ребята собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.

Кружковцы отмечают как праздники День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Дом детского творчества посещает 2 тыс. ребят. Отчетом их занятий служат концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.

Обратим внимание на доклад В.П.Кащенко на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910г. "Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?".

В.П. Кащенко (1870-1943) Всеволод Петрович Кащенко - дефектолог, окончил медицинский факультет Киевского университета. В 1907 г. в Москве открыл частную школу-санаторий для аномальных детей. Через 10 лет на базе этой школы был организован Дом изучения ребенка, вскоре преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию под руководством Кащенко. Он был организатором курсов по подготовке педагогов-дефектологов (1918-1919 гг.), ректором Московского педагогического института детской дефективности (1920-1924 гг.), последние годы работал в области логопедии.

В.П.Кащенко

Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?

(в сокращении)

...Итак, речь идет о даровитых детях наших учебных заведений. Следует ли оставлять их в этих учебных заведениях или их надо выделять? Вот вопрос, интересующий нас.

Для решения этого вопроса обратим внимание на отношение школы к своим питомцам. Самым существенным недостатком здесь можно отметить то, что наша школа не считается, да и не может считаться, с индивидуальной психологией каждого ребенка. Требования ее рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего ученика, ученика со средними способностями, естественно потому, что они не годятся по ту или другую сторону средней нормы. Потому, если еще можно сказать, что школа удовлетворяет своих средних учеников, то утверждать это совершенно невозможно, когда дело касается даровитых и слабых учеников.

Почему это так? Современная школа имеет дело с крайне разнородной массой учеников: вы найдете все степени по качеству и количеству интеллектуального развития, перед вами пройдет учащийся с общим высоким дарованием или дарованием в той или иной области, здесь же посредственность, здесь же различные формы умственной дефективности.

Школа берет на себя огромную ответственность: она должна развить все способности до их возможного высшего уровня. При этом она считает возможным принять за идеал отношений к своим питомцам схематичные отношения к теоретическому среднему ученику, я говорю за идеал, ибо ведь на этом схематическом отношении и построена вся учебная программа, весь учебный план.

Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облегчить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих питомцев. Такая дифференциация отчасти уже существовала в Западной Европе, Америке, Японии, где в нормальную (элементарную) школу не принимают детей, у которых можно подозревать ту или иную форму умственной дефективности; этих последних помещают либо в так называемую вспомогательную школу, либо в закрытое учебно-воспитательное заведение, физически дефективные дети также выделяются в специальные школы или заведения.

Наконец, существует еще более детализированная дифференциация в форме мангеймской системы; в последней кроме нормальной и вспомогательной школ существует как переход также и так называвмая

повторительная, куда попадают дети, представляющие средний тип между учащимися нормальной и вспомогательной школ.

Результатом этого является то, что с одной стороны, нормальная школа значительно облегчает свою задачу; с другой стороны - значительно улучшает положение своих неуспевающих учеников, так как и вспомогательная, и повторительная школы больше считаются именно с их психологическими и физиологическими особенностями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поучение Владимира Мономаха 23 страница | Поучение Владимира Мономаха 25 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.