Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель привратника К. Левина




Для анализа массовой коммуникации необходимо изучить и «модель привратника» (gatekeeper) К. Левина. По его мнению, процесс передачи сообщения имеет двух «привратников» (своеобразные фильтры информации на уровне адресата и адресанта). Если эти фильтры настроены на разные частоты, то эффективность коммуникации стремится к нулю. В связи с этим необходимо, чтобы целевая аудитория была референтна коммуникатору.

Модель привратника К Левин разрабатывал во время второй мировой войны. Он ставил эксперименты по переориентации населения на более дешевые сорта мяса (субпродукты). Пропагандистская компания не имела успеха, и причиной этому было то, что домохозяйка, которая отбирает, из чего будет дома готовить обед, стала "привратником", принимающим решение, что именно попадет в дом.

Затем этот феномен распространили на отбор новостей, которые делают редакторы. Из тысяч событий, которые описываются в мире, редактор для своего издания отбирает только десятки. Ученых заинтересовали принципы, по которым он это делает. Первым исследованию подвергся редактор радиостанции. При этом, как оказалось, он ориентировался на свои политические пристрастия и свое представление о том, что может быть интересно его слушателям.

"Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Исследования Д. Уайта показали, что реально используется только 10% новостных сообщений. В целом понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых.

Для рекламы и паблик рилейшнз данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем, и другим.

У участников коммуникации различаются "коды", используемые для переработки информации. Так, определенная лексика, темп речи, используемые образы для одних - исполнены смысла, а для других - бессмысленны. Для пожилых людей Утесов - знаменитость, а подростки могут даже не знать, кто это такой. Но для подростков "хип-хоп" - это "круто", а для взрослых людей "никак" или "отвратительно". Так, пожилые люди вообще не всегда понимают, продолжают ли они смотреть фильм или уже начался рекламный блок. Для китайцев массовые сцены - символ мощи, они воодушевляются и гордятся нацией при просмотре рекламных сообщений с подобной тематикой, для европейцев же это выглядит "устрашающе" и "тоталитарно", "безлично".

Поскольку аудитория сообщения массовой коммуникации бывает и не заинтересована в "расшифровке" сообщения, то это профессиональный коммуникатор должен "подстраиваться" под коды обработки информации аудитории и "нейтрализовывать" ее привратников.

 

10. Модель "Спираль молчания" (Э. Ноэль-Нойман).

Исследования Элизабет Ноэль-Нойман вывили феномен, названный «спиралью молчания». Этот феномен был обнаружен во время выборов во Франции, результаты которых транслировались в прямом эфире, сообщались проценты проголосовавших за каждого кандидата. В последний час до закрытия избирательных участков лидирующий кандидат очень существенно увеличил отрыв от соперников (его рейтинг вырос быстрее, чем за все предыдущие часы голосования). Это принесло кандидату-лидеру дополнительные 3-4% голосов. Это произошло потому, что избиратели психологически боялись остаться в меньшинстве и голосовали за того кандидата, который лидировал.

Исследовательница пишет: «Дважды мне приходилось наблюдать “сдвиг последней минуты”, давление общественного мнения, что приносило кандидату дополнительные 3–4% голосов. Аазарсфельд, будучи свидетелем этого явления еще в 1940 г., во время выборов американского президента, назвал его «эффектом оркестрового вагона, за которым следуют другие. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем»

Кстати именно поэтому в настоящее время запрещено публиковать данные текущего политического голосования до завершения выборов.

Человек, ощущающий себя в меньшинстве, чаще всего молчит, не высказывая своего мнения, не хочет показать себя в меньшинстве. Часто СМК искажают ситуацию, предоставляя каналы информации меньшинству, заставляя большинство считать себя меньшинством.

Выяснилось, что у женщин феномен "спирали молчания" выражен сильнее, чем у мужчин, у людей старшего возраста больше, чем у молодых, у обывателей больше, чем у представителей элиты. Таким образом, существует референтивная сила большинства, которую с успехом используют СМИ для оказания влияния на аудиторию. Это может быть основой манипуляции массовым сознанием, особенно в условиях, когда информация СМИ не может быть проверена.

В качестве примера действия модели «спираль молчания» многие исследователи приводят вариант тоталитарной коммуникации. В ней право говорить для одних зачастую оборачивается «регламентом молчания» для других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.