Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Цель и функции теории управления




Цель и функции теории управления

Совершенно верно Барнард подчеркивает, что эти функции неформальной организации приобретают совершенно исключительное значение в конфликтных условиях, в частности, в случаях конфликта между личностью и формальной организацией.

Барнард развивает концепцию "принятого авторитета". Согласно ей, авторитет зависит не только от одной стороны, но и от другой. Авторитет, иными словами, должен быть принят, признан. А для этого нужно соблюдать следующие требования: во-первых, приказы и распоряжения должны быть понятны, во-вторых, должны соответствовать цели организации, в-третьих, должны соотноситься с личными интересами адресата и, наконец, должны быть осуществимы.

Принятие авторитета обусловлено еще "зоной индифферентности". Это значит, что каждый принимает приказы лишь в определенных границах, которые сужаются, если "формальный авторитет" расходится со способностями, знаниями, опытом, нравственностью субъекта власти. Барнард вводит очень важное понятие "авторитета лидерства", связывая его с другим очень важным понятием "морали организации". В действительности, руководство, управленческая деятельность необходимо имеют моральный аспект. Моральные, или нравственные атрибуты управления, по Барнарду: ответственность, долг, деловая этика и т. д. Одна из книг Барнарда так и называется: "Элементарные условия деловой морали".
Барнард один из первых в науке начал исследовать управление как коммуникативный процесс. "Линии авторитета" — это "каналы формальной связи", а администраторы — это "коммуникативные центры". Организация коммуникации (связи) — важнейшая задача управления.

В школе "социальных систем" получила развитие и концепция управления как "принятия решения", разработанная американским социологом Г. Саймоном. Для него организация — это система субъектов, принимающих решения. Соответственно, авторитет означает власть, принимающую решения, определяющую и направляющую действия других людей. Решения передаются как по вертикали, так и по горизонтали, т. е., как выражается Саймон, "латерально по всей организации". Центральными вопросами принятия решения являются качество и эффективность. По первому вопросу в связи с тем, что процесс принятия и реализации решения невозможно рационализировать в надлежащей степени, возникает общественная потребность в "компенсации ограниченной рациональности индивидов", что, в свою очередь, приводит к нужде в сервомеханизмах управления (ЭВМ и прочих технических средствах). Что касается второго вопроса, то на эффективность всегда отрицательно влияют конфликты, а также несовершенные способы "идентификации индивидов с организацией". Таким образом, эффективность управления находится в прямой зависимости от оптимальности организации — ее совершенствование является предваряющим условием эффективности реализации управленческих решений.

Развитие кибернетики стимулировало анализ общества как кибернетической системы. Появление по существу нового "кибернетического" мировидения позволило взглянуть на человеческое общество, поведение людей, процессы организации социальной жизни с неведомой ранее стороны. Показательно, что в числе фундаментальных сочинений "отца кибернетики" Н. Винера значится "Кибернетика и общество". Эта книга ознаменовала появление социальной кибернетики. В числе приоритетных проблем этой школы — ее развитие совпадает с распространением так называемой постнеклассической науки — информационные процессы в обществе и закономерности весьма специфического феномена — "социальной информации", закономерности не менее специфического явления — "социального поведения" и др.

Рассмотрим кратко принципы и механизмы управления социальными системами в свете кибернетических идей. Системное поведение, как установлено кибернетикой, управляется по принципу обратных связей, которые могут быть положительными и отрицательными. Отрицательные обратные связи позволяют блокировать гибельно-разрушительные последствия системного поведения и таким образом обеспечивают устойчивость и сохранность общества как особой системы, ее гомеостаз. Положительные обратные связи, напротив, усиливают отклонения от исходных состояний. В связи с этим в обществе развиваются многообразные процессы, имеющие в одних случаях положительное значение (например, накопление капитала), в других случаях — отрицательное значение (например, наркомания).

Современный американский исследователь М. Маруяма называет системные состояния, наступающие в результате отрицательной обратной связи, "морфостазисом", а системные процессы, вызванные положительными обратными связями, — "морфогенезисом". Оказывается, что все социальные (культурные) системы можно поделить на преимущественно "морфостатические" и преимущественно "морфогенетические".

Современными исследователями (Дж. Мердала) установлена интересная закономерность: свободные рыночные отношения действуют морфостатически в развитых странах (т.е, они стабилизируют экономику, оказывают на нее благоприятное действие) и, наоборот, действуют морфогенетически (т.е, расшатывают уже имеющуюся неустойчивость, усиливают и так "слабые места") на экономику и социальную структуру слаборазвитых стран.

Признанный классик кибернетики Ст. Бир в своей книге "Мозг фирмы" рассматривает два способа организации управления и поведения системы — алгоритмический и эвристический — и показывает, что в сложных и сверхсложных системах, к которым принадлежит человеческое общество, крупные производственные организации и пр., управление должно быть нацелено на эвристические процессы, обеспечивающие необходимый динамизм общества и действенный (жизненный) союз организации и менеджера. Кибернетика в наше время дает возможность объяснить и многие другие, ранее не ясные общественные закономерности.

Современная теория управления как наука имеет собственный объект, предмет, цели и задачи, а также выполняет конкретные функции в обществе и управлении.

Объект теории управления – это система управления как сфера управленческих отношений, процессов и функций в системах различной природы и сложности.

Предмет теории управления – это законы, закономерности, принципы, методы и технологии упорядочивающего воздействия на различные системы с целью обеспечения их целостности, функционирования и развития.

Предметная область теории управления включает:

- закономерности, формы и эволюцию организации управ­ленческого процесса и управ­ленческих от­ношений;

- методологические подходы и методические приемы активного воздействия на объект управле­ния;

- функции управления в различных системах;

- формы, культуру и стиль управленческого воздействия;

- способы предвидения и прогнозирования управ­ленческих процессов;

- процедуру и результаты принятия управленческих решений;

- оценку эффективности, результативности и качества управления и т.д.

Теория управления - это отрасль научного знания, ориентированная на установление законов и закономерностей, разработку методологии, принципов и методов упорядочивающего воздействия на различные системы с целью обеспечения их целостности, функционирования и развития.

Цель теории управления — совершенствова­ние принципов, структур, методов, технологии и техники управления в контексте исторического развития и преемственности.

Задачи:

- теоретическая, то есть систематизация и приращение достоверного (в диалектическом смысле) знания об управлении системами различной степени сложности;

- аналитическая, направленная на анализ реального состояния объектов изучения науки;

- методическая, обосновывающая требования к конкретному методическому аппарату науки;

- конструктивная, раскрывающая возможности и пути использования знаний об управлении на практике, а также позволяющая объяснять и прогнозировать процессы и явления в области управления.

Функции теории управления как науки:

- познавательная, связанная с изучением и распространением знаний о сущности управленческих отношений и функций, основных особенностях управления как специфической сферы трудовой деятельности и т.д.;

- оценочная, состоящая в выявлении меры, степени соответствия реальных систем управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам личности и большинства населения;

- прикладная, направленная на разработку научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию систем управления;

- прогностическая, ориентированная на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом будущем;

- образовательно-воспитательная, предназначенная для распространения знаний об управлении, его основных задачах, принципах, функциях, механизмах среди субъектов и объектов управленческих отношений.

 


 

ЛЕКЦИЯ 2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

1. Сущность и содержание управления. Новая управленческая парадигма

2. Управление как процесс и система

3. Закономерности и принципы управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.