КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ловушки идентичности брендаРассмотрение четырех общих ловушек идентичности (рис. 3.1.) показывает ценность расширения концепции бренда и служит для понимания того, что входит в понятие «идентичность бренда», а что — нет. Ловушками мы называем такие подходы к созданию идентичности, которые в силу своей чрезмерной ограниченности и тактической направленности могут привести к неэффективным и часто дисфункциональным стратегиям бренда. После их анализа мы разработаем более широкую концепцию идентичности, обсудим ее границы и структуру и рассмотрим понятия предложения ценности и доверия к бренду, которые следуют из этой концепции. Ловушка имиджа бренда. Знание имиджа бренда или того, как покупатели и другие лица воспринимают бренд, дает полезную и даже необходимую исходную информацию для разработки идентичности бренда. Однако часто из экономии времени имидж бренда, вызванный впечатлениями покупателей от использования марки в прошлом либо изменением их потребностей, используется в качестве его идентичности, что неверно. Коварство этой ловушки заключается в том, что она позволяет покупателю навязать другим потребителям свое видение бренда. Это в свою очередь порождает не контролируемое разработчиком бренда поведение покупателей. Возникает ситуация, очень похожая на описанную в карикатуре Уайли (Wiley), когда исследователь рынка прибывает в недостроенную Сикстинскую капеллу, чтобы сказать: «Что касается меня, Микеланджело, то я думаю, что она выглядит хорошо, однако фокус-группа говорит, что она должна быть более розовато-лиловой». Создание марочной идентичности есть нечто большее, чем простое выяснение того, каким хотели бы видеть бренд покупатели. Идентичность должна отражать душу и видение бренда, а также то, что он стремится собой олицетворять. Имидж бренда обычно является пассивным и обращен в прошлое, идентичность бренда должна быть активной и обращенной в будущее, отражая ассоциации, к которым стремится бренд. Идентичность также должна отражать устойчивые признаки и свойства бренда, даже если они и не подчеркиваются его имиджем. Ловушка позиционирования бренда. Позиция бренда есть часть идентичности бренда и предложения ценности, которая активно доводится до сведения целевой аудитории средствами коммуникации и показывает его преимущества перед конкурирующими брендами. Позиция бренда направляет текущие коммуникативные программы и отличается от такого более общего понятия, как идентичность бренда. Некоторые элементы идентичности бренда (например, чистота для ресторана) могут сообщаться не очень активно, значимость сообщения других элементов идентичности (ассоциации с определенной товарной категорией) будет уменьшаться по мере «взросления» бренда. Итак, следует различать три взаимосвязанных понятия — «имидж бренда», «идентичность бренда» и «позиция бренда»:
Ловушка позиции бренда возникает тогда, когда поиск идентичности бренда становится поиском его позиции, что стимулируется практической необходимостью постановки задач разработчикам коммуникативных программ. Затем эта цель превращается скорее в слоган рекламной кампании, чем в идентичность бренда. Ловушка «стороннего наблюдателя». С точки зрения большинства разработчиков брендов, особенно в США и Европе, идентичность бренда есть нечто, что заставляет потребителей купить товар или услугу в зависимости от того, как они воспринимают бренд. Подход к идентичности бренда определяется целиком с внешней стороны. Ловушка «стороннего наблюдателя» возникает тогда, когда фирмы не понимают той роли, которую идентичность бренда может сыграть в том, чтобы помочь организации разобраться в своих базовых ценностях и целях. Так как эффективная идентичность частично основывается на организованных усилиях по определению сильных сторон, ценности и видения бренда, то она может быть средством распространения внутри организации понимания того, что означает бренд. Трудно ожидать, чтобы сотрудники организации сделали видение действительностью, если они его не понимают и не поддерживают. В большинстве организаций сотрудникам не хватает времени для ответа на вопрос: «Для чего предназначен наш бренд?». «Достижение 10% роста продаж (или рентабельности)» — такой вполне типичный ответ вряд ли может кого-либо вдохновить. В фирмах с сильными брендами мотивированные работники готовы быстро и с пониманием дела ответить на данный вопрос. Менеджеры компании Saturn, заводские работники, продавцы и поставщики знают, что марка Saturn означает автомобиль мирового класса, и обращаются с покупателями как с давними друзьями. Работники компании Kao понимают, что бренд Kao означает новаторство и лидерство. Такая реакция работников (понимание и поддержка) предопределена сильной идентичностью бренда. Ловушка фиксации на свойствах товара. Наиболее частой является ловушка, при которой стратегическое и тактическое управления брендом фокусируются исключительно на свойствах товара. Она частично базируется на ложном предположении, что свойства товара являются единственной значимой основой для покупательских решений и конкурентной динамики, и обычно приводит к выбору менее оптимальных стратегий, а иногда и к разрушительным последствиям. Различия между товаром и брендом. Неспособность провести различие между товаром и брендом создает ловушку фиксации на свойствах товара. Рассмотрим Hobard, который является высококачественным доминирующим брендом в классе промышленного пищевого оборудования (миксеры, посудомоечные машины, холодильники и т. д.). Компания Hobard основывает идентичность бренда и стратегию на свойствах товара: высокое качество, долговечность, надежность и выгодная цена. Однако в действительности бренд также дает покупателю ощущение удачной покупки и использования самого лучшего. Булочник или повар, который считает себя лучшим в своей профессии, хочет иметь на своей кухне первоклассное оборудование. Приобретение марочной продукции Hobard — один из способов, позволяющих таким людям продемонстрировать свои ценности как самим себе, так и окружающим. Понимание того, что Hobard естьнечто большее, чем просто товар, имеет важные последствия для стратегий ценообразования, сегментирования и коммуникаций. Одно из них состоит в том, что бренду Hobard нетникакой необходимости и, возможно, даже противопоказано конкурировать в сегментах, чувствительных к цене. Предпочтительнее сфокусироваться на поиске покупателей, заинтересованных в том, чтобы иметь самое лучшее, и на разработке таких коммуникативных сообщений, которые ассоциировали бы представление о самом лучшем с брендом Hobard. На рис. 3-2 показаны различия между товаром и брендом. Товар включает в себя такие характеристики, как область применения (зубная паста Blend-a-med служит предметом гигиены полости рта), функциональные свойства (Volvo является безопасным), качество/ценность (Kraft поставляет качественный продукт) и использование (Subaru спроектирована с учетом работы на снегу). Бренд помимо свойств товара может включать и другие характеристики: · пользователи марочной продукции (женщина Charlie); · страна происхождения (у Audi — немецкое качество изготовления); · ассоциации с организацией (ЗМ является инновационной компанией); · «личность» бренда (Bath and Body Works — торговая марка, воплощающая в себе энергию и жизнь); · символы (дилижанс символизирует банк Wells Fargo); · взаимоотношения между брендом и потребителями (Gateway является другом); · эмоциональные выгоды (пользователи автомобиля Saturn испытывают чувство гордости от управления именно американским автомобилем); · выгоды самовыражения (потребитель бренда Hobad использует только самое лучшее). Ограничения идентичностей, основанных на свойствах товара. Свойства товара как основа идентичности бренда имеют следующие важные ограничения. Приводят к неудачам при дифференциации. Свойства товара могут быть очень важны для покупателей, однако если при таком подходе все марки воспринимаются как адекватные, то свойства не дифференцируют искомый бренд. Когда компания Procter&Gamble решила позиционировать арахисовое масло Jif по показателю свежести, так как опросы покупателей показали, что это является наиболее важным его свойством, а процесс производства масла Jif включающий использование инертного газа) обеспечивал реальное преимущество в свежести, то эта попытка потерпела неудачу. Исследование показало: покупатели просто верили, что все бренды являлись одинаковыми по данному показателю. Бренду Jif не удалось убедить их в том, что другие марки имеют недостаток свежести. Аналогично в гостиничном бизнесе чистота всегда оценивается потребителями как одно из важнейших условий проживания. Вполне закономерно, что чистота стала частью идентичности сети отелей Hilton. Но так как заранее подразумевается, что все отели должны быть чистыми, то по этому свойству нельзя проводить дифференциацию. Просты в копировании. Выгоды, ориентированные на свойства, относительно просто скопировать. Бренд, который полагается на превосходство по ключевому свойству (даже если он стремится его улучшить) в конечном счете утратит позиции, так как достижение преимущества по этому свойству будет ярко обозначенной целью конкурентов. По словам авторитетного специалиста по бренд-менеджменту из Силиконовой долины Реджиса Мак-Кенны (Regis McKenna), если вы делаете акцент на свойствах товара, то в конце концов станете «неспецифичными» (т. е. конкурент объявит о товаре с лучшими техническими характеристиками). Результатом может стать исчезновение дифференциации, или, что еще хуже, свойство, полностью связанное с брендом, станет находиться в подчиненной позиции. К примеру, Taster’s Choice превзошел бренд Maxim, новатора в категории «сублимированный кофе», по ключевому свойству «вкус». Предполагают рационального покупателя. Исследования свойств товара и планируемые на их основе стратегии обычно предполагают, что потребители подчиняются рациональной модели принятия решений о покупке. Рациональная модель означает, что покупатели собирают информацию о свойствах товара, систематизируют ее, чтобы отразить относительную важность свойств, и затем делают обоснованный вывод. В действительности во многих ситуациях покупатели испытывают недоверие, замешательство или раздражение, не ищут (или не могут этого сделать) и не обрабатывают объективную информацию о марках в данном классе товаров. К тому же многие покупатели озабочены не столько функциональными свойствами товара, сколько дизайном (модой), соответствием товара своему социальному статусу и приобретением уверенности в правильности выбора. Например, исследование свойств грузовых автомобилей установило, что наиболее важными являются долговечность, безопасность модификации и мощность. Однако такие характеристики, как стиль, комфорт, удобство вождения, в большей степени влияют на решение о покупке потребителей. Ограничивают стратегии расширения бренда. Несмотря на то, что сильные ассоциации со свойствами товара потенциально обеспечивают преимущество, все же они могут ограничивать стратегию расширения бренда. Тот факт, что бренд Heinz означает тягучий, густой кетчуп, может ограничить его способность к расширению, тогда как ассоциация марки Contadina с итальянцами обеспечивает большую стратегическую гибкость. Уменьшают стратегическую гибкость. Наконец, ассоциации со свойствами товара уменьшают способность бренда приспосабливаться к изменяющимся рынкам. Если бренд начинает ассоциироваться с отдельным свойством товара, то уменьшается его способность адаптироваться к изменениям по мере уменьшения относительной важности этого свойства. В этом смысле акцент бренда Weight Watchers на профессиональном контроле за весом ограничил его способность противостоять марке Healthy Choice, которая фокусирует внимание на выгодах «здоровой пищи». Расширение концепции бренда. Четыре ловушки идентичности бренда показывают, каким образом идентичность может стать ограниченной и неэффективной. В частности, внимание разработчика очень часто фокусируется лишь на свойствах товара, текущем имидже и позиции, а также внешней роли бренда по влиянию на покупателей. Ключом к развитию сильной идентичности бренда является расширение концепции бренда с включением в нее других подходов и взглядов. Модель, представленная на рис. 3.3, дает более широкий взгляд на планирование идентичности бренда, который может помочь разработчику избежать ловушек. Сердцевиной этой модели является система идентичности бренда, где последняя обеспечивает предложение ценности покупателям или доверие к другим брендам компании. Основной целью системы является установление прочных отношений между брендом и покупателем. Как показано в модели, идентичность бренда не должна быть описана исключительно с точки зрения подхода к бренду как к товару. Три дополнительных подхода (бренд как организация, бренд как индивидуальность, бренд как символ) могут углубить понимание бренда и создать базу для его дифференциации. Рис. 3.3 включает в себя два других важных компонента: стратегический анализ бренда и система реализации идентичности бренда. Система реализации охватывает позицию бренда (изложение коммуникативных целей, вытекающих из идентичности бренда и предложения ценности), а также компоненты исполнения и контроля. Рис. 3.3. Модель планирования идентичности бренда Освобождение от ловушек. Как мы видим существует тенденция к узкому определению идентичности бренда. Более широкий взгляд позволяет разработчику бренда избежать ловушек. При этом необходимо учитывать, что: · бренд, помимо свойств товара, включает ассоциации с пользователями и страной (регионом) происхождения товара; · при изучении идентичности бренда последний рассматривается не только как товар, но и как организация, индивидуальность и символ; · предложение ценности брендом наряду с функциональными включает также эмоциональные выгоды и выгоды самовыражения; · бренды способны обеспечивать как предложение ценности, так и доверие; · необходимо рассматривать как внешнюю, так и внутреннюю роль идентичности бренда; · понятие «характеристики бренда» шире по своему объему, чем «позиция бренда» (действующие «коммуникативные цели») или «стержневая идентичность бренда».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |