Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об адаптации




Типовые варианты повышения квалификации

 

Для создания благоприятных условий включения работы в жизненные планы целесообразно создавать типовые пакеты информации, содержащие комплексные сведения о типичных формах должностного и профессионального продвижения. Такого рода пакеты информации позволят каждому выбирать один из приемлемых вариантов жизненного плана, действительно реальных и гарантированных социальными и профессиональными нормами и традициями.

Типовые трудовые пути могут быть представлены в трех вариантах: горизон­тальном, ступенчатом и вертикальном. Названия условные и служат, скорее, для обозначения типа, чем для раскрытия его сущности.

При горизонтальном типе трудового пути продвижение работника основывается на постепенном повышении квалификации по одной специальности. В качестве этапов рабочего пути выступают квалификационные отличия: разряды, категории и т.п.

При вертикальном типе трудового пути продвижение работника строится по должностному признаку. Перемещение с должности на другую также основывается на приросте знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности. Но отличия в мастерстве, в профессионализме (при горизонтальном и вертикальном путях) состоят в том, что в первом случае наращивается операционное мастерство, а во втором - профессионализм связан с глубоким владением объектами труда, познанием их существенных свойств и признаков, т.е. в первом случае повышение мастерства формируется на овладении технологиями, во втором - на овладении свойствами объектов. Конечно, преобладание той или иной ориентации в наращивании мастерства имеет относительный характер. И на горизонтальном, и на вертикальном пути приходится овладевать и новыми объектами, и новыми технологиями.

Ступенчатый тип трудового пути объединяет горизонтальное и вертикальное продвижение. В ряде случаев ступенчатое продвижение связано с изменением и объектов, и содержания труда. Довольно часто движение по этому типу трудового пути вызвано невозможностью движения по горизонтальному пути, вследствие узкой градации профессиональных разрядов и категорий.

Материалы и планы трудового пути каждого из трех типов по своей структуре идентичны. Целесообразно выделить в планах следующие блоки:

- блок описания профессии (категорий, разрядов, должностей);

- блок требований к личности;

- блок программ образования (обучения и воспитания);

- блок оценки личностного соответствия профессиональному разряду, категории или должности.

Блок описания профессии (категорий, разрядов, должностей) - в этом блоке представлена информация о профессии в целом и ее представленности на данном предприятии. Характеристика профессии и ее категорий, разрядов, должностей дается по следующим направлениям.

Краткое описание социальной, экономической и производственной значимости профессии в целом и, по возможности, каждой из ее градаций. Последнее (в большей степени) должно основываться на производственной и технологической значимости профессии для предприятия.

Содержание труда соответствующей категории, разряда, должности. Здесь характеризуются основные объекты труда с точки зрения социальных, психоло­гических, квалификационных качеств (если данные относятся к управлен­ческим профессиям) и с точки зрения физических и других свойств (если данные относятся к рабочим и инженерно-техническим профессиям). Приводятся данные о методах, способах, операциях и технологиях, которыми должен владеть работник соответствующей категории.

Потребности предприятия в работниках соответствующей категории, разряда, должности и средний темп продвижения от одной профессиональной градации к другой. Этот раздел блока описания профессии требует особенно ответственного и действительно творческого подхода к разработке. Основное условие, опреде­ляющее стимулирующую силу этого варианта рабочего пути, – его реализм, наличие суммы обстоятельств, ситуаций, которые делают осуществление планов обязательным, неотвратимым.

Темп продвижения по категориям и должностям, отражаемый в планах, должен основываться на постоянном удлинении сроков пребывания на каждой последующей категории или должности. В этом есть и психологическая, и производственная необходимость. Психологическая необходимость состоит в том, что сам факт профессионального роста удовлетворяет потребность личности в самоутверждении, в признании ее значимости со стороны коллектива. Другими словами, продвижение выполняет большую оценочную роль. В подобной оценке личность особенно нуждается в начале трудового пути: в тот период, когда происходит профессиональное становление (не просто обучение, а именно развитие качеств личности, профессионализма). В последующем, примерно через 5-7 лет, диапазон оценки в удовлетворении потребности в признании становится более узким. У личности вырабатываются другие средства определения своего профессионализма. Более совершенной становится самооценка, развиваются умения сравнивать свою деятельность с деятельностью других, ориентация в оценке на узкую группу специалистов и т.п. Конечно, сохраняет значение и оценка самим фактом продвижения. Более того, если допускается рассогласование в оценках от различных источников, то становятся напряженными отношения с руководством, с действиями которого обычно связывается продвижение, возникает неудовлетворенность положением на предприятии и его морально-психо­логическим климатом.

Между тем, в исследованиях, посвященных движению по разрядам и категориям, установлено, что наиболее интенсивно продвигаются работники со стажем работы на предприятии более пяти лет. Это, конечно, резко снижает стимулирующее воздействие повышения разряда или должности.

Первое продвижение должно осуществляться примерно через два года работы на предприятии. К этому времени обычно заканчиваются сложные адаптационные процессы. Во всех отношениях - и психологическом, и профессиональном - работник чувствует себя уверенно, что способствует повышению его самооценки и, вместе с этим, активизации работы по жизненному плану. Именно в этот период он особенно нуждается в положительном подкреплении своих действий, своих намерений. Повышение разряда как раз и должно играть эту роль.

Наиболее сложно разработать темп продвижения по горизонтальному трудовому пути. Связано это с тем, что для многих профессий и должностей предусмотрены лишь три градации мастерства. Обычно специалист проходит их к 35-37 годам. В последующем этот важный стимул перестает действовать.

В беседах с инженерно-техническими работниками, занимающими должности в конструкторских бюро или проектных институтах, настойчиво проводилась мысль, что многие из них вынуждены перейти к реализации ступенчатого типа трудового пути именно вследствие отсутствия перспективы продвижения по горизонтальному пути.

При планировании горизонтального трудового пути предпочтительнее, чтобы последняя, высшая градация мастерства достигалась к 45-48 годам.

Блок требований к личности включает знания, умения и навыки, профес­сионально значимые личностные качества.

Знания, навыки и умения целесообразно подразделить на две категории:

- непосредственно связанные с профессиональным уровнем выполнения работы;

- знания, умения и навыки, обеспечивающие широкий профессиональный кругозор, благодаря которому создается системное видение производственного процесса. Широкий профессиональный кругозор необходим и для овладения смежными профессиями, и как база для следующей профессиональной градации.

Особо следует отметить экономическую подготовку как часть профессиональ­ной подготовки на каждом профессиональном уровне.

Профессионально значимые личностные качества - необходимое условие реализации знаний, умений и навыков. Например, такое личностное качество, как наблюдательность, лежит в основе выполнения многочисленных операций как рабочим, так и инженером. Конечно, для каждой профессии и для каждой ее градации набор этих качеств и уровень их развития будут различными. Но тенденция заключается в постепенном нарастании положительного проявления личностных качеств на каждом последующем уровне овладения профессиональным мастерством.

В блоке программ образования (обучения и воспитания) описываются виды учебы, содержание образования, темпы обучения, порядок усвоения программного материала, которые необходимо выдержать, чтобы приобрести требуемые знания, умения и навыки. По существу эта часть плана должна оказать методическую помощь в выборе путей и средств обеспечения успешного профессионального роста.

Выполнение программ образования и самообразования должно способствовать утверждению работника в мнении, что его профессиональный рост зависит в первую очередь от уровня его трудовой и познавательной активности.

В блоке оценки личностного соответствия разряду, категории, должности предусматриваются различного рода аттестации и испытания, которые должны подтвердить необходимость приобретения знаний, умений, навыков и профес­сионально значимых личностных качеств.

Для повышения стимулирующей роли планов трудового пути целесообразно ориентироваться на многоступенчатые испытания. Например, в качестве одного из этапов можно рекомендовать получение призового места в соревновании или конкурсе мастеров. Для получения низкого разряда достаточно занятия одного из призовых мест в соревновании в своей бригаде, цехе, на конкурсе молодых рабочих, специалистов. Получению самых высоких разрядов должно предшест­вовать признание успехов на конкурсе мастеров завода, региона, республики.

С рекомендациями по планированию трудового пути работник должен познакомиться в самые первые дни своего пребывания на предприятии. Но не следует полагать, что каждый воспримет предлагаемые варианты сразу же как приемлемые, как жизненно важные. Напротив, устойчивый интерес к ним проявят на этом этапе лишь немногие. Необходимо, чтобы перспектива трудового пути действительно стала устойчивым мотивом в жизни и деятельности; к ее рассмотрению необходимо возвращаться многократно. Наиболее благоприятные периоды активной работы по выбору трудового пути связаны с первыми трудовыми успехами, с завершением периода профессиональной и социально-психологической адаптации, с получением в первый раз повышения в разряде или должности. Важно, чтобы был благоприятный эмоциональный фон, повышающий у человека уверенность в своих силах и возможностях.

 

 

Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем. Еще сравнительно недавно адаптация связывалась исключительно с физиологическими механизмами приспособления. Всем известны факты адаптации зрения при переходе из темного помещения на светлую улицу. Некоторое время мы испытываем затруднения в зрительной ориентации, постепенно они уменьшаются и, наконец, исчезают вовсе. Можно говорить об адаптации слуха в момент перехода из тихого помещения в цех с сильными производственными шумами. Сначала мы как бы перестанем слышать, напрягаем слух. Но проходит пять-семь минут, и мы начинаем почти нормально различать звуки.

Физиологическая адаптация определяется приспособлением периферийных частей сенсорных систем к внешним условиям. Важной особенностью физиологической адаптации можно считать кратковременность ее протекания. Она измеряется минутами, самое большое - часами. Поэтому она заметна, ощутима. В процессе адаптации деятельность центральных отделов, анализаторов не перестраивается. Правда, при этом формируются сложные поведенческие реакции, например, мы прикрываем глаза рукой, поворачиваем ушную раковину в сторону интересующего нас звука. Эти акты предназначены исключительно для устранения сложностей, препятствий к осуществлению адаптационных процессов, мы как бы помогаем своим сенсорным системам быстрее перейти к режимам работы, адекватным среде. Конечно, можно привыкнуть к свету, включенному ночью в темной комнате, не прикрывая глаза веками или рукой. Но при этом мы испытываем резь, а порою и боль в глазах. Если же мы при включении света предусмотрительно закроем глаза, а потом на короткое время их откроем и повторим эту операцию несколько раз, то рези, боли не почувствуем: произошла адаптация.

В начале каждого рабочего дня у нас происходит адаптация к выполняемым трудовым обязанностям. Период врабатываемости, продолжающийся порой до половины часа, - это и есть период нашей психологической адаптации к содержанию и режиму труда. Происходит настройка, сопряжение наших психических, физиологических и анатомических систем, приспособление их к орудиям, объектам труда.

Из этих примеров видно, что адаптация поддается управлению и нуждается в нем. В еще большей степени управление необходимо при адаптации на деятельностном и конативном уровнях, когда человек осваивает сложно организованную, динамическую среду (современное предприятие, рабочее место, трудовой коллектив).

В адаптацию на этом уровне включены сложные системы регуляции поведения и деятельности. Среди них системы ориентации, ценностные и мотивационные, практические, когнитивные. Более того, каждая из этих систем участвует в процессе адаптации не изолированно, а во взаимодействии с другими. В результате образуются метасистемы, и усиливается значимость активного начала в адаптационных процессах на этом уровне, а также социальная сущность, социальное ядро, определяющее эффективность протекания адаптационного процесса.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что адаптация на уровне сложных систем регуляции поведения носит более активный характер, чем адаптация на уровне сенсорной системы. Человек при этом виде адаптации не может позволить себе бездействие в новых условиях (среде). Он активно изучает, влияет на нее, пытается изменить, с тем чтобы ускорить течение адаптационных процессов. Высокая активность поведения в процессе адаптации создает благоприятные условия для управления ею извне, включения внешних сил для оказания рационального влияния на деятельность человека.

С определенной степенью условности сложная поведенческо-деятельностная адаптация разделяется на следующие виды: профессиональная, организационная, социально-психологическая. Все эти виды тесно связаны между собой, осуществляются одновременно, хотя и различаются по оптимальным срокам. Но все же каждый из указанных видов адаптации связан с освоением преимущественно какой-то одной стороны внешней среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.