Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В советский период




История правового регулирования экологических отношений

Первый нормативно-правовой акт советского государства, регулировавший природоресурсные отношения, стал Декрет 1917 г. «О земле», принятый II Всероссийским Съездом Советов. Он носил экономический характер, поскольку менял систему экономических отношений по землепользованию, была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы отменена, и все они были изъяты из гражданского оборота.

В первые годы советской власти были приняты декреты: «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.), «Об охоте» (1920 г.), «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения» (1921 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.) и др.

Политика советского государств была направлена на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разделение их статуса, отделение от объектов имущественного характера. Так, в ст. 21 Гражданского кодекса 1922 г. предусматривалось, что владение землей допускается только на праве пользования.

Правовое регулирование отношений в сфере экологопользования осуществлялось с позиций экономических интересов, и внимание было обращено на размещение и развитие производительных сил страны по экономическим зонам. Основным объектом правового регулирования являлась земля (в первую очередь в качестве пространственного базиса), растительный мир дикая фауна и иные природные компоненты охранялись законом лишь в той степени, в какой они были экономически выгодны государству. Поэтому горное, водное, лесное право практически рассматривалось как составная часть земельного права.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались главным образом интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Таким образом, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной степени регулировались санитарным законодательством.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. во всех республиках СССР были приняты законы об охране природы, началась разработка нового союзного законодательства, регулирующего сферу пользования. Отношение общества к сфере природопользования постепенно менялось. Этот процесс был обусловлен двумя обстоятельствами: с одной стороны, принимались все новые нормативные акты, конкретизировавшие правовой статус тех или иных природных объектов, а с другой - происходила систематизация законодательства с учетом природной целостности земель.

В 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР», который регулировал отношения по охране и использованию земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира.

В начале 70-х гг. XX в. правительство осуществило меры, оказавшие определенное влияние на экологизацию хозяйственной и общественной жизни страны: в составе министерств и ведомств были выделены подразделения, в полномочия которых входили вопросы по обеспечению охраны окружающей среды.

С 1970 по 1982 год принимается множество природоресурсных нормативно-правовых актов: Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс (1972 г.), Кодекс РСФСР «О недрах», Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РФФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.).

Именно только с 70-х годов применительно к водным объектам и 80-х годов применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться как экологические.

Забота об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. В этой связи было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (декабрь 1972 г.) «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Вместе с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды и другими мерами, постановление предусматривало планирование мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы становился юридически обязательным.

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды получила конституционный статус (ст. 18, 42) и стала конституционной обязанностью советских граждан (ст. 67 Конституций СССР), а с закреплением соответствующего положения в законе о трудовых коллективах эта обязанность стала также неотъемлемой частью деятельности последних.

7 января 1988 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О Коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором экологические отношения и важнейшие экологические термины («экологическая безопасность страны» и др.) были легализованы.

Данное постановление давало ряд значительных директив:

1. консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств.

2. совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды).

3. решение о подготовке законопроекта Закона СССР «Об охране природы».

Одновременно происходило развитие природоресурсовых отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, воздушного и фаунистического). Они обогатились значительным числом специальных нормативно-правовых актов. Предусматривались и дифференцированные меры ответственности за нарушения. Так, в 1985 г. был введен Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях», где определялись около 50 составов административных правонарушений в области природопользования (ст. 47-48, 50-58). Дифференциация правового регулирования выявила главное противоречие - разрозненное правовое обеспечение целостной экологической системы страны. Возникла тенденция к объединению разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного, водного и др.) в интегрированную отрасль - природоресурсовое право.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.