Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль бухгалтера-аналитика в реализации функций управленческого персонала




 

Чтобы понять, какая информация необходима руководителю, надо иметь представление о функциях управления, которые обслуживает система бухгалтерского управленческого учета. К основным управленческим функциям относятся:

- планирование;

- контроль и регулирование;

- организационная работа;

- деловые контакты (обмен информацией);

- стимулирование.

Планирование может быть краткосрочным и долгосрочным. Задача долгосрочного планирования – предусмотреть нужды и запросы, в отношении которых необходимо принять специальные меры в действующий (настоящий) момент либо в ближайшем будущем (примером являются капитальные вложения в новые объекты с целью увеличения мощностей и выпуска новой продукции или организации новых рынков сбыта).

Краткосрочное планирование предполагает меры по развитию производственной деятельности в пределах одного периода.

Общая цель в процессе планирования разбивается на частные исходя из постановки конкретных задач для руководителей низших звеньев управления с целью установления ответственности за достижение положительных результатов при реализации конкретной задачи и внесения своего вклада в решение общей цели.

Контроль и регулирование – это сравнение фактических результатов с плановыми показателями с целью выявления отклонения. Данный процесс помогает руководству организации оценить возможность реализации долгосрочного плана. Если обнаружится, что поставленные цели не могут быть достигнуты, то данные, полученные в процессе контроля и регулирования, используются для пересмотра ранее поставленных целей и долгосрочных планов. Это позволяет выявить потенциальные проблемы и дает возможность принять меры для изменения целей и обязательств, чтобы организация в будущем могла избежать серьезного ущерба.

Организационная работа ставит своей задачей создание структур, внутри которых будет осуществляться деятельность, направленная на достижение намеченных целей организации, а также распределение обязанностей среди исполнителей.

Неотъемлемой частью данного процесса является разделение организации на различные отделы. Это позволяет систематизировать возникающие задачи организационного характера таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для управления ходом их решения со стороны руководителя высшего уровня управления.

Поставленные задачи и разработка плана их решения являются фундаментом для работы по направлению усилий деятельности организации. После выработки системного подхода в решении общей цели руководителям структурных подразделений необходимо обмениваться информацией.

Иерархическая лестница с соответствующей системой обмена информацией, образуемая соподчинением различным образом организационных структур (единиц), позволяет доводить команды до подчиненных и передавать информацию верхним эшелонам управления.

Руководитель организации должен сообщить информацию менеджеру о задачах, стоящих перед организацией в целом, перед ее отделом, и дополнительную информацию, которая может повлиять на исполнение этих задач. В течение отчетного периода происходит обмен информацией между руководителями (менеджерами) в виде обзора текущих результатов в достижении поставленных задач. Обмен информацией при этом основан на неформальных отношениях между высшим руководством и подчиненными, так как обсуждаются не задачи, стоящие перед каждым из них, а ход дел и возникающие проблемы в достижении конечной цели.

Стимулирование (мотивация) – это такое воздействие на сознание людей, которое помогает уяснить цели и задачи и принять решение. При этом акцент делается на создании в сознании людей мотива, который побуждал бы к реализации этих целей и задач.

Таким образом, управление предусматривает ответственность за придание предпринимательству и среде, в которой оно осуществляется, таких свойств, при которых можно выполнить вышеназванные функции.

В бизнесе на Западе бухгалтер одновременно является профессиональным менеджером. Это значит, что выполнение работы с конкретными составляющими технического характера больше считается функцией бухгалтера, который никогда не сможет реально ощутить свое значение в выполнении функций управленческого учета, пока он не преуспеет в совершении необходимого перехода к реальному руководству планированием, организационным построением, распределением полномочий и прав, направлением деятельности, координированием и контролем.

Поскольку эти функции, прежде всего, система управления, то руководить хозяйственно-производственной деятельностью организации профессионально может только бухгалтер-менеджер. Однако прежде чем заниматься своей работой, бухгалтеру-менеджеру необходимо понять ее смысл и содержание. Так как, чтобы определить цель выполнения любой работы, вначале следует разобраться со всей системой, в рамках которой поставлена эта цель.

Таким образом, прежде чем бухгалтер-менеджер сможет начать применять методы управленческого учета в своем отделе или при исполнении своих функций, ему необходимо ознакомиться с управленческим учетом в целом.

Он должен узнать:

- что собой представляет управленческий учет;

- на каких принципах он основан;

- какие методы и подходы использует;

- выполнения каких предпринимательских условий требует;

- какие преимущества обеспечивает и какие вероятные ошибки возможны при его применении.

В российской практике функции управления выполняет руководитель (менеджер). Вместе с тем реализация ни одной из выполняемых ими функций невозможна без использования информации управленческого учета.

Исходя из этого, роль бухгалтера-аналитика определяется в оказании помощи руководителям (менеджерам) при выполнении ими своих функций.

Так, в процессе планирования бухгалтер-аналитик принимает участие в разработке перспективных планов путем предоставления информации, основанной на обобщении и анализе итоговых данных за отчетный период.

При подготовке краткосрочных планов бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов (смет) организации, которые сводятся в общий бюджет (смету) и представляются на утверждение высшему руководству.

При разработке бюджета производства бухгалтер-аналитик обеспечивает согласованность в работе отдельных цехов, участков и бригад, что способствует непрерывному производственному процессу. Бухгалтер-аналитик участвует в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. В связи с этим современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

Процесс контроля и регулирования также невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода бухгалтер составляет отчеты по исполнению бюджета (сметы) каждым структурным подразделением организации (центром ответственности), в которых приводится сравнительный анализ достигнутых и запланированных результатов.

При этом выявляются отклонения, определяются причины их появления и определяются виновники. Оперативный анализ производственных результатов позволяет определять слабые места производственного цикла, что дает возможность объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности и обеспечить информацией высшее руководство организации о тех участках производства, на которых не были достигнуты плановые показатели.

Контроль в рамках управленческого учета производится в форме обратной связи внутри функций самого менеджера для принятия им правильных решений по исправлению неудовлетворительной работы.

Взаимозависимость управленческого учета и организационной работы отмечается в том, что в то время, как в сфере организационной структуры определяются разделения полномочий, подчиненности и специализации (без чего невозможно эффективное функционирование производства), в системе управленческого учета занимаются формированием затрат на производство и управлением по центрам ответственности (подразделениям или отделам).

Управленческий учет помогает осуществлению деловых контактов путем организации и совершенствования эффективной системы обмена информацией и отчетности. Бухгалтерские отчеты об исполнении сметы представляют для менеджера важную информацию, из которой он может сделать выводы о том, насколько удачно он осуществляет руководство и какие вопросы требуют детального рассмотрения при помощи метода управления отклонениями. Таким образом, с помощью информации управленческого учета координируется работа менеджеров всех подразделений организации.

Например, коммерческий директор должен решать задачи сбыта путем координирования своих действий с руководителем производства, который в свою очередь координирует свою функцию в обеспечении возможности изготовления дополнительной продукции с начальником снабжения, чтобы знать, можно ли получить необходимое сырье.

Требуется также координация усилий с управляющим по кадрам, чтобы осуществлять набор и обучение дополнительных работников.

Технический руководитель должен определить количество необходимых средств труда, которые следует включить в производственный процесс.

Финансовый руководитель должен изучить и утвердить экономичность всей операции.

Координация функций управления позволяет решить вопросы в принятии окончательного реального к выполнению альтернативного варианта решения.

Большую роль в стимулировании деятельности персонала организации играют составленные бухгалтером-аналитиком бюджеты (сметы) и отчеты об их исполнении.

Бюджеты (сметы) содержат плановые показатели, которые должны побуждать менеджеров строить работу так, чтобы организация могла достигнуть поставленных целей. А четкое представление плановых показателей в большей степени стимулирует деятельность людей, чем обстановка неясности и неопределенности.

Кроме того, бухгалтер-аналитик способствует стимулированию деятельности персонала организации, оказывая большую помощь в определении потенциальных управленческих проблем и круга вопросов, требующих детального их рассмотрения.

Таким образом, роль бухгалтера-аналитика в рамках всей организации весьма значима, и он должен четко ее понимать с целью организации исполнения своих обязанностей для эффективного использования информации управленческого учета в постановке задач и оценке полученных результатов их решения в процессе управления.

Применение методов управленческого учета при исполнении функций бухгалтера - аналитика требует:

- четкого представления о понятии управленческого учета;

- знания принципов, на которых он основан;

- знания преимуществ управленческого учета;

- знания, какие вероятные ошибки возможны при его применении.

В отечественной практике в бухгалтерский учет входят лишь отдельные элементы управленческого учета, такие как:

- учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;

- оперативная отчетность;

- экономический анализ себестоимости;

- обоснование принимаемых решений.

Бухгалтеры-аналитики несут ответственность перед организацией, которой они служат, перед своей профессией, обществом и перед самими собой за соответствие высоким стандартам этического поведения. Национальная ассоциация бухгалтеров обнародовала следующие стандарты этического поведения для бухгалтера-аналитика.

1. Компетенция.

Бухгалтеры-аналитики несут ответственность:

- за поддержание высокого уровня профессиональной компетенции путем постоянного совершенствования своих знаний и умений;

- за выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с основополагающими законами, постановлениями, инструкциями, стандартами;

- за подготовку полных и четких отчетов и рекомендаций после проведения соответствующего анализа важной и достоверной информации.

2. Конфиденциальность.

Бухгалтеры-аналитики принимают на себя ответственность:

- не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в ходе работы;

- информировать подчиненных по мере необходимости относительно конфиденциальной информации, полученной в ходе их работы, и контролировать их действия с целью обеспечения конфиденциальности;

- не использовать и не предпринимать попытки использования конфиденциальной информации, полученной в ходе их работы, с целью получения неэтичной или незаконной выгоды лично или через третьи стороны.

3. Честность.

Бухгалтеры-аналитики берут на себя ответственность:

- избегать фактических или кажущихся конфликтов интересов и предупреждать все соответствующие стороны о любом возможном конфликте;

- воздерживаться от участия в любом мероприятии, наносящем ущерб возможности выполнить обязанности этично;

- отказываться от любых подарков, благосклонностей или гостеприимства, способных оказать влияние на их действия;

- удерживаться от активного или пассивного подрыва достижения законных и этических целей организации;

- признавать и сообщать о профессиональных и других ограничениях, способных помешать ответственной оценке или успешному выполнению задания.

4. Объективность.

Бухгалтеры-аналитики несут ответственность за сообщение и раскрытие в полном объеме всей существенной информации, способной повлиять на ее предполагаемое понимание пользователями отчетов, замечаний и рекомендаций, которые представляются.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что определяет содержание и модели построения управленческого учета в организации?

2. Чем определяются цели и объекты управленческого учета?

3. Что понимается под бизнес-процессом?

4. Какие выделяются бизнес-процессы в организациях сферы материального производства?

5. Что предопределило необходимость выделения управленческого учета из системы бухгалтерского учета?

6. В чем заключается главное назначение управленческого учета?

7. Что понимается под управленческим учетом?

8. В чем заключается основная цель управленческого учета?

9. Что является объектами управленческого учета?

10. Назовите основную функцию управленческого учета.

11. Какие методы используются в управленческом учете?

12. Что понимается под целевым управлением?

13. Что является основанием взаимосвязанности понятия управленческого учета с целевым управлением?

14. Какие задачи являются основными для реализации цели управленческого учета?

15. Какие выделяются направления управленческого учета в зависимости от выполняемых задач?

16. Что понимается под производственным учетом?

17. Назовите основные разделы производственного учета и раскройте их содержание.

18. Какие функции выполняет производственный учет?

19. Какие стадии определяют процесс управления стоимостью?

20. Почему производственный учет является основой управленческого учета как составная его часть?

21. В чем заключаются особенности управленческого учета, отличающие его от производственного учета?

22. Что определяет более широкое понятие управленческого учета по сравнению с производственным учетом?

23. Какие организационные принципы являются основой для реализации задач управленческого учета?

24. В чем заключается сущность каждого принципа управленческого учета?

25. На чем основано взаимодействие управленческого учета и бухгалтерского финансового учета?

26. Назовите отличительные признаки управленческого учета и бухгалтерского финансового учета. В чем заключается их сущность?

27. Какие можно выделить особенности управленческого учета исходя из отличительных признаков его от бухгалтерского финансового учета?

28. Что понимается под управлением?

29. Что является основой разработки и реализации управленческих решений?

30. На какие две категории делится вся информация, циркулирующая в системе управления?

 

31. Что является источниками формирования учетной информации?

32. Какие источники являются основанием формирования внеучетной информации?

33. Что понимается под нормативно-технической информацией?

34. Какие приемы используются для возможности признания учетной, внеучетной и нормативно-технической информации как управленческой информации?

35. Какие требования предъявляются к управленческой информации для ее использования в принятии оперативных управленческих решений?

36. Почему информация управленческого учета носит конфиденциальный характер?

37. Какие основные функции управленческого персонала необходимо знать бухгалтеру-аналитику для формирования информации управленческого учета?

38. В чем заключается роль бухгалтера-аналитика для обеспечения реализации функций управленческого персонала?

Тема 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЗАТРАТ

2.1. Сущность и содержание понятий расходов, затрат,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.