Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: Использование моделей в работе по ознакомлению дошкольников с природой

План лекции:

1. Понятие «модель» и «моделирование».

2. Виды моделей.

3. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.

4. Методика использования моделей.

 

Литература основная:

1.Мир природы и ребенок. /Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб, 2000. С. 150—153.

2.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. С. 83—99.

 

Литература дополнительная:

1. Ветрова Н. И. Место и значение моделирования при формировании у старших де­тей дошкольного возраста природоведческих знаний. // Дошкольное воспитание. Л., 1973. С. 37—43.

2. Вихрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблю­даемых предметов у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспита­ние детей дошкольного возраста. Л., 1976.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М., 2005. – С. 37 -47.

4. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе. М., 1984.

5. Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой. // Дошкольное воспитание. 1982. № 4. С. 34—38.

6. Николаева С. Н. Использование моделей в ознакомлении старших дошкольников с некоторыми защитными приспособлениями животных // Дошкольное воспита­ние: Сб. науч. тр. Л., 1976. С. 22—29.

7. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования. – Мн., 1993.

8. Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. – 1993. - № 3. – С 24-31.

9. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 1984.

 

 

Вопрос 1. Понятие «модель» и «моделирование»

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка-дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.

Например, программа «Пралеска» предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растения и условиями его существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т.д. Решить успешно эти задачи педагогу помогает метод демонстрации моделей.

Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растения важно выделить такие признаки, как количество листьев, характер их поверхности, величина. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование Педагог помогает детям отбирать, использовать модели, свободных от ненужных свойств, признаков

Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах, в том случае, когда надо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.

Демонстрация моделей используется при условии предварительного ознакомления детей с объектами природы при помощи других методов.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию.

Моделирование как метод обучения с помощью специально разработанных моделей, позволяющий детям усвоить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы.

 

Функции моделирования:

1 функция – абстрагирования

2 функция – эвристическая (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

3 функция – фиксации знаний

4 функция – стимультанизации восприятия

5 функция – операциональная

6 функция – обозначения

7 функция – планирования (Л.И. Айдарова)

8 функция – построения идеализированной предметности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. На некотором станке производятся детали в количестве 2000 штук в месяц | Вопрос 2. Виды моделей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.