Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие воспитания, взаимосвязь обучения и воспитания

Воспитание – совместная деятельность детей и взрослых (сверстников), связанная с презентацией норм культуры, ценностей, идеалов, вкусов и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом (В.Г. Казанская).

Воспитание как общественное явление – это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Воспитание как психологическое явление – это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок (Д.М. Гришин).

Процесс воспитания – это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (П.И. Пидкасистый).

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Самовоспитание – преднамеренная деятельность человека, преследующая целью его совершенствование.

Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, входе которого человек усваивает социальный опыт.

Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Становление – термин, обозначающий достижение ребенком такого уровня развития, при котором он самостоятельно выстраивает свое поведение, осознает поступки, делает устойчивый ценностный выбор.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

 
 

 


Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главная цель – формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными для общества качествами. Цели воспитания не статичны, а изменяются относительно социальных условий развития общества. Задачи воспитания – общечеловеческие и нравственные ценности. Общие цели воспитания – развитие высоконравственных, духовно богатых людей, внутренне свободных и ответственных личностей. Специальные цели – соответствуют современным тенденциям общественного прогресса, инициатива, предприимчивость, честолюбие и др.

Психологические теории воспитания

Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя.

Биогенетические теории: до второй половины 20 века (Э. Кречмер, У. Макдауголл, С. Холл, З. Фрейд) личные качества передаются по наследству, под влиянием социальных условий мало что изменяется; отождествляли развитие и биологическое созревание.

Социогенетические теории: (А. Бандура, К. Левин, Э. Гофман) все в человеке обусловлено включением в социум и все поддается формированию в процессе воспитания; не допускали мысль о том, что некоторые свойства личности не поддаются воздействию.

Некоторые теории занимают промежуточный характер, соблюдая компромисс между биологическим и социальными факторами. Воспитанию отводят значительную, но ограниченную роль.

Психогенетический подход: на первый план выдвигает развитие психических процессов. Выделяют три течения: психодинамический подход Э. Эриксона – поведение объясняется через эмоции, влечения и т.п.; когнитивистский подход (Ж. Пиаже, Дж. Колли); персонологические концепции (А. Маслоу) в центре внимания развитие личности в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биосферный (биогеоценотический) уровень | Методы и способы воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.