Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В наше время в самом общем виде можно выделить два типа моделей межбюджетных отношений — децентрализующий и кооперативный

2.

1.

Украина как суверенное государство стала членом Совета Европы, присоединилась к Европейской хартии о местном самоуправлении и ратифицировала настоящий акт. Таким образом, она взяла на себя обязательство строить местные финансы в соответствии с международными стандартами.

В хартии дается восемь принципиальных положений о финансовой деятельности местного самоуправления:

1. Органы местного самоуправления имеют право в пределах общегосударственной экономической политики свободно распоряжаться достаточными собственными средствами.

2. Финансовые средства органов местного самоуправления нужно определять в соответствии с компетенциями, предусмотренными Конституцией и законом.

3. Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных собраний или налогов, ставки которых эти органы определяют в пределах закона.

4. Финансовые системы, которые обеспечивают поступление финансовых средств органов местного самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими для сохранения соответствия реальным расходам при осуществлении их полномочий.

5. Необходимо внедрять процедуры финансового выравнивания или эквивалентные мероприятия, предназначенные для коррекции последствий неравномерного распределения потенциальных источников финансирования, а также их финансового груза для защиты финансово слабых органов местного самоуправления.

6. Следует соответствующим образом согласовывать с органами местного самоуправления выделения им перераспределенных средств. Это значит: средства, которые используются с целью финансового выравнивания и помощи органам местного самоуправления, должны изыматься и предоставляться лишь по согласованию с органами местного самоуправления.

7. Субсидии, которые предоставляются органам местного самоуправления, не могут предназначаться для финансирования определенных проектов. Важно, чтобы ассигнование субсидий не ограничивало свободу действий органов местного самоуправления в собственной сфере компетенции.

8. Органы местного самоуправления имеют право на доступ к внутреннему рынку заимообразного капитала.

Стремление к построению в нашей стране эффективной системы взаимоотношений между органами разных уровней в бюджетной сфере и желания избежать экономически необоснованных, неправильных решений побуждает к изучению как позитивного, так и негативного мирового опыта в организации местных финансов.

Любая бюджетная система должна быть сориентирована на решение заданий по строительству системы, которая бы отвечала таким основным требованиям: социальная справедливость, экономическая эффективность, политическая стабильность. В разных странах существуют разнообразные условия (административные, социальные, национальные, культурные, исторические), которые влияют на построение взаимоотношений разных уровней власти в бюджетной сфере. В зависимости от этих условий каждая страна по-своему решает вопрос построения межбюджетных отношений.

Следует отметить, что исходные пропорции распределения доходов между уровнями бюджета зависят, главным образом, от таких факторов, как вертикальное распределение расходных полномочий и степень неравенства подушових бюджетных доходов административно-территориальных образований. Этими факторами и определяется потребность в концентрации средств в бюджете высшего уровня для осуществления механизма выравнивания.

 

Децентрализующие модели имеют такие основные особенности:

1. Из трех главных функций государственных органов власти и управления — макроэкономической стабилизации, перераспределения национального дохода и производства государственных товаров и услуг (обычно последняя называется функцией распределения ресурсов) — первые две чаще (в крайнем случае — полностью) всего принадлежат к сфере деятельности центрального правительства, а третья разделяется между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности местной власти, которая в целом отвечает оптимальной теоретической модели межбюджетных отношений.

2. Надел полномочиями из налогообложения разных уровней власти происходит в соответствии с отмеченным распределением функций. Налоговыми источниками центрального бюджета становятся такие виды налогов, как прибыльные на физические и юридические лица, а также акцизное и таможенное налогообложение, тогда как местные бюджеты удовлетворяются второстепенными источниками — налогами на товары и услуги, имущество и земельные участки.

3. Признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональной власти. Это фактически может привести к отказу центрального правительства от контроля за бюджетной деятельностью региональных органов, безразличному отношению к проблеме горизонтальных дисбалансов и региональных бюджетных дефицитов, отсутствия ответственности относительно их долгов. Финансовая независимость и самостоятельность регионов обеспечивается предоставлением им права общего использования налоговых баз.

Иногда регионы должны возможность внедрять любые налоги, кроме тех, которые могут нарушают межрегиональную и внешнюю торговлю государства. Проблема устранения острых горизонтальных диспропорций сужается, главным образом, путем предоставления прямых трансфертов самым бедным категориям населения.

Однако следует отметить, что наибольшее распространение в мире получила не децентрализующая, а кооперативная модель бюджетного федерализма.

Для данной модели характерны:

— сравнительно более широкое участие региональной власти в перераспределении национального дохода и в макроэкономической стабилизации, которая ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству местных и центральных государственных структур;

— повышена роль местной власти в системе распределения налоговых доходов, в том числе и национальных;

— активная политика горизонтального бюджетного выравнивания, повышенная ответственность центра за состояние местных государственных финансов, уровень социально-экономического развития территорий, которое ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторого ограничения самостоятельности местной власти (в крайнем случае это может выражаться в высокой степени централизации управления и превращении органов местной власти фактически у представителей центральных структур).

Кооперативные модели межбюджетных отношений используют много европейских государств, и в первую очередь Скандинавски страны.

В унитарных государствах внутренние межправительственные финансовые отношения возникают между двумя уровнями правительств: правительством, которое возглавляет центральную исполнительную власть, и правительствами, которые представляют местное самоуправление, в федеральных государствах есть еще один уровень: правительства субъектов федерации. Мировая практика насчитывает такие основные концепции организации внутренних межправительственных финансовых отношений:

1. Концепция бюджетного (финансового, фискального) федерализма - это форма организации внутренних межправительственных финансовых отношений, которая имеет несколько признаков:

· четкое разграничение расходов разных уровней власти и предоставления властным структурам полномочий самостоятельно формировать собственную доходную базу;

· построение внутренних межправительственных финансовых отношений на основе договорно-правовых форм их организации;

· активная роль в определении модели финансовых отношений не только центральной власти, но и региональной и местной через механизм их консультаций и переговоров.

Разновидности бюджетного федерализма:

· децентрализующие модели:характеризуются значительной фискальной автономией региональных и местных органов власти, слабостью связей между разными уровнями власти, сравнительно ограниченным сотрудничеством. Центральная власть фактически не занимается проблемами финансового выравнивания, мало внимания обращает на фискальные дисбалансы в развитии отдельных территорий. Таким образом, местная власть при такой модели должна полагаться прежде всего на собственные силы. Подобная модель бюджетного федерализма характерна для США;

· кооперативные модели:характеризуются тесным сотрудничеством разных уровней власти и активной политикой центральной власти по преодолению фискальных дисбалансов. Центральная власть активно беспокоится об обеспечении единых стандартов общественных услуг в пределах всей территории страны. Кооперативные модели бюджетного федерализма характерны для большинства федеральных европейских государств, в частности для ФРГ, Австрии.

2. Концепция бюджетного унитаризма характеризуется тем, что основные принципы организации определяются центральной властью. Местной и региональной власти при этом, как правило, отводится достаточно пассивная роль. В рамках бюджетного унитаризма центральная власть осуществляет активную политику обеспечения единых стандартов общественных услуг по всей территории страны, выравнивает фискальные дисбалансы.

3. Концепция субсидиарности, которая базируется на таких принципах:

· власть высшего уровня, в частности государственная, может вмешиваться в финансовые дела власти низшего уровня лишь той мерой, в которой подчиненное звено продемонстрировало и довело свою неспособность самостоятельно решать финансовые проблемы;

· субсидиарность означает финансовую помощь. Этот принцип указывает на обязательство высшей (государственной) власти оказывать финансовую помощь органам власти местного уровня. При этом такая помощь должна способствовать укреплению финансовой автономии местной власти и расширению ее полномочий, а не полному подчинению местной власти центральной власти, которая предоставляет средства. Общество должно осознать, что увеличение потребностей местных бюджетов продиктовано необходимостью решения наболевших вопросов местного общества, улучшения уровня общественных услуг, обеспечения минимальных стандартов жизни граждан, которые гарантируются конституцией.

Статья 9 “Европейской хартии местного самоуправления” утверждает необходимость процедур устранения финансовых диспропорций в регионах с целью преодоления:

Ø последствий неравномерного распределения потенциальных источников финансирования регионов;

Ø финансового груза местной власти, обусловленного дефицитом средств на решение нагайних потребностей на подведомственной территории.

Мировая практика устранения этих диспропорций предусматривает как общегосударственные источники финансовых ресурсов - в частности субсидии из государственного бюджета, так и межрегиональные солидарные финансовые фонды, созданные с целью взаимного финансирования и финансового выравнивания доходов аналогичных бюджетов в расчете на душу населения.

В статье 10 “Европейской хартии местного самоуправления” местным властям предоставлено право: “выполняя свои полномочия, сотрудничать и, в пределах закона, создавать консорциумы с другими местными властями для выполнения заданий, которые представляют общий интерес.”

· распределение полномочий между разными уровнями власти во всех сферах, включая финансовую;

· принцип сотрудничества (партнерства) разных уровней власти.

Принцип сотрудничества разных уровней власти не исключает конфликтные ситуации между ними. В большинстве западноевропейских стран созданы правовые механизмы решения таких конфликтов. Европейское законодательство позволяет местным органам власти оскаржувати решения, в том числе и финансовые, центральных и земельных властей в конституционных судах.

· принцип делегированного управления: центральная власть может делегировать часть своих полномочий местной власти. Но, в свою очередь, может на основе соглашения делегировать отдельные свои полномочия органам власти высшего уровня.

Межбюджетные отношения в зарубежных странахмогут быть сгруппированы в три основных модели:

· Первая модель основывается на полном разграничении отдельных налогов между разными административными уровнями власти и на закреплении их в законодательном порядке за соответствующими уровнями системы бюджетов. Такая модель частично характерна для США.

· Вторая модель основывается на зафиксированном в законодательстве паевом распределении основных налогов между разными административными уровнями власти и на соответствующем закреплении этих частиц по уровням системы бюджетов. Эта модель частично характерна для ФРГ. Таким способом в этой стране распределяется НДС.

· Третья модель характеризуется применением разными уровнями власти общей базы налогообложения. При этом каждый уровень власти устанавливает собственную ставку на основе одной базы налогообложения. Общая ставка налогообложения, таким образом, является суммой налоговых ставок разных уровней власти. Таким способом распределяется подоходный налог в Швеции.

В зарубежных странах сформировалась разветвленная система трансфертов. Они являются инструментом проведения государственной региональной финансовой политики. За счет трансфертов во многих странах формируется доминирующая часть доходов местных бюджетов (на Мальте - 98%, в Румынии - 79, в Латвии - 68, в Словении - 67, в Великобритании - 77, в Нидерландах-60%).

При современных условиях во многих странах наблюдается тенденция к упрощению системы трансфертов, уменьшения численности их видов. Идет процесс замещения специальных трансфертов общими, то есть не обусловленными конкретной целью. Это стало требованием Европейской хартии местного самоуправления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жидкости с активными ионами редкоземельных металлов | Лекция тема 9 Материальная ответственность сторон трудового договора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.