Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сэмплеры, синтезаторы, midi-контроллеры Сэмплеры

Сэмплирование — запись образцов звучания источника сигнала с их последую­щим воспроизведением. Метод предполагает запись реального звучания, кото­рое затем в нужный момент воспроизводится посредством клавиатуры.

Для получения звуков разной высоты на основе исходного образца изменя­ется скорость его воспроизведения — чем быстрее воспроизводится образец, тем больше его частота, тем, соответственно, выше его положение на звуко-высотной шкале. И наоборот, замедление скорости воспроизведения относитель­но изначальной скорости понижает высоту исходного звука за счет уменьшения частоты. Чтобы тембр звука при сдвиге высоты не менялся слишком заметно, используется несколько записей звучания через определенные интервалы (обыч­но через половину октавы).

Благодаря широким возможностям изменения исходного звучания образца сэмплирование часто рассматривается как особый метод синтеза, что не совсем верно. Скорее, это особый метод записи-воспроизведения, замечательный прежде всего тем, что основывается на цифровых технологиях. Современные профессио­нальные аппаратные модели цифровых сэмплеров и их программные аналоги по­зволяют подвергать звук всевозможной обработке — частотной и амплитудной модуляции (изменению), фильтрации, добавлению новых гармоник, обработке рас­пространенными эффектами, в результате чего звук может приобретать совер­шенно новый тембр, иногда совсем не похожий на первоначальный.

Образец звучания, представленный в цифровой форме в ОЗУ сэмплера, называется сэмплом. Сэмпл — это последовательность цифровых отсчетов, по­лученная в результате прохождения сигналом АЦП. В памяти сэмплера сэмпл хранится в несколько измененном виде. Запоминаются только основные, суще­ственные части звука, а именно, его основанные на динамике фазы: начало, протяженный участок, момент затухания звука. В зависимости от применяе­мой фирменной технологии эти части могут делиться на еще более мелкие фраг­менты. Таким образом, в памяти сэмплера хранится не весь сэмпл целиком, а его отдельные части, используя которые можно «реконструировать» исходное зву­чание. Для уменьшения требуемого объема памяти применяется также прием зацикливания сэмпла — looping. В этом случае записывается только короткое время относительно ровного звучания инструмента, затем в нем выделяется средняя фаза с установившимся (sustained) звуком, которая при воспроизведе­нии повторяется до тех пор, пока включена нота (нажата клавиша), а после отпускания воспроизводится концевая фаза.

В настоящее время сэмплеры имеют аппаратное, аппаратно-программное и полностью программное воплощение. Аппаратные варианты сэмплеров мо­гут быть выполнены в виде настольных устройств, стандартных студийных мо­дулей, являться частью профессио­нальных синтезаторов (рис 6.14).

Аппаратно-программные сэмплеры представляют из себя компь­терную плату с собственным про­граммным обеспечением. Полнос­тью программные сэмплеры в каче­стве ОЗУ используют оперативную память компьютера или воспроизводят звуки непосредственно с жесткого диска.

Существует несколько основных форматов, в которых выпускаются так называемые «библиотеки сэмплов на CD» для их загрузки в оперативную память сэмплера и последующего воспроизведения.

Одним из самых важных критериев качества той или иной модели сэмп­лера является объем его оперативной памяти. Этот показатель реально опре­деляет, какой объем звуков с каким качеством (деталировкой) сэмплирования можно использовать. Так, большинство сэмплеров имеют небольшой встро­енный объем ОЗУ, не превышающий, как правило, 8-12 Мб, и возможность расширения оперативной памяти от 16 до 128 и больше Мб при помощи стан­дартных модулей памяти (SIMM, DIMM) или собственных модулей памяти сэмплера. При оценке объема ОЗУ сэмплера следует иметь в виду, что один качественно засэмплированный инструмент занимает от 4 до 8 Мб оператив­ной памяти.

Так как сэмплер является цифровым устройством, одними из основных ха­рактеристик являются разрядность и частота дискретизации его АЦП/ЦАП. Здесь действуют те же стандарты, что и в отношении других устройств, работа­ющих с цифровым звуком. Немаловажным критерием качества звука сэмплера является разрядность его внутренней обработки, которая в профессиональных моделях, как правило, превышает разрядность цифровых преобразователей. Здесь имеется в виду разрядность собственных DSP сэмплера, если таковые у него есть. От разрядности DSP в частности зависят возможности фильтрации, модуляции, обработки эффектами индивидуального сэмпла, выполнения основных функ­ций редактирования.

Полифония сэмплера (Polyphony — многоголосие) — максимальное коли­чество звуков, которое он может воспроизвести одновременно. Когда говорят о полифонии, то под звуками имеются в виду отдельные ноты, т.е. первичные,

исходные составляющие звучания сэмплера. Приемлемый показа­тель полифонии — 32, хоро­ший — 64 ноты. Не всегда нажа­тие клавиши вызывает звучание только одной ноты, сэмплеры можно программировать таким образом, что несколько нот назна­чаются на одну клавишу и ее на­жатие ведет за собой их одновре­менное звучание. В последнем слу­чае мы имеем дело с инструмен­том — совокупностью несколь­ких нот. Один инструмент может состоять более чем из одного простого звука — ноты, причем количе­ство звуков в различных инструмен­тах может быть разным. Возмож­ность сэмплера воспроизводить мак­симальное количество инструментов связана с его мультитембральностью (Multi Timbral).

Профессиональные сэмплеры должны поддерживать режим стереосэмплирования. Как правило, исходный образец хранится в памяти сэмплера в моно-варианте из соображений эконо­мии места. При воспроизведении один и тот же сэмпл направляется на левый и правый каналы, и по мере необходимости та и другая копия обрабатываются эффектами, основанными на задержке, для придания реалистичности стерео-картине.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другие эффекты | Синтезаторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.