Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знания, умения, навыки




Эта триада понятий, выражающая содержательную сущность процесса учения, тесно взаимосвязана.

Для того, чтобы выполнить какое-либо действие — трудовое, учебное, игровое - нужно прежде всего знать, как это делает­ся. Для каждого вида деятельности нужны свои знания - от чисто житейских, до глубоко научных. Больше того, учебная деятельность не столько потребляет, сколько «производит» знания. Таким образом, знание — необходимое условие для способности осуществлять деятельность или составную ее часть — действие.

Вместе с тем знание еще не означает умение. Можно знать как производится наладка станка, но не уметь это сделать, знать правила вождения и быть беспомощным в кабине автомо­биля. Умения приобретаются на практике, путем применения знаний и способов деятельности.

Знания являются не только условием осуществления деятельности, но и проявляются в ней. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии. С другой стороны, знания, будучи условием деятельности, в ней и формируются. В деятельности, в том числе и в трудовой, знания совершенствуются, углубляются, конкретизиру­ются, расширяются.

Умения, как и соответствующие им способы деятельности, бывают практические и интеллектуальные. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке - практические умения. Выполнение расчетов, конструирование, разработка технологии обработки, решение задачи - интеллектуальные умения.

Умение может быть освоено с разной степенью совершенства и проявляться на разном уровне. Но всегда умелая деятельность происходит под контролем сознания. Вместе с тем человек ни­когда не осознает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности. Отдельные операции и способы, входящие в ее состав, в результате многократных повторений начина­ют выполняться автоматически без непосредственного контроля сознания, превращаются в навык. В ходе организованного процесса производственного обучения мастер специально организует многократные повторения определенных действий (упражнений) в целях совершенствования процесса их выполнения и превращения отдельных их элементов в навык. Навык, таким образом, это такой уровень выполнения умелой деятельности, когда отдельные ее составные части, компоненты выполняются автоматически. Чем шире и выше степень такого автоматизма, тем человек более опытный, квалифицированный, тем выше его мастерство.

В целом же никакое действие человека не бывает до конца автоматическим (т.е. удаленным от сознания), потому что оно в конечном счёте вызывается и управляется сознательной целью. В той связи умения и навыки, как показатели степени овладения деятельностью нужно рассматривать как целое и часть.

Автоматизм освобождает сознание от контроля над самим осуществлением элементов действия. В этом смысле выполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания всегда остаются и выдвигаются, на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения выполнение действия в целом становится более сознательным.

Умения и навыки в зависимости от их места и роли в деятельности человека можно разделить на ряд уровней. Как трудовые умения и навыки можно рассматривать на операционном, тактическом и стратегическом уровнях. Под операционными понимаются умения выполнять отдельные технологические и другие трудовые операции. Умения выполнять полный технологический процесс отнесены к тактическим умениям. Наряду с комплексом операционных умении они включают в себя способность к быстрой ориентировке в производственной ситуации, умения технологического планирования, распределений ролей при коллективной
организации деятельности и т.п. Операционные и тактические
умения можно объединить в оперативные умения, т.е. умения
непосредственно обслуживать технологический процесс.

Под стратегическими умениями понимаются умения ориентироваться во всей системе производства. На уровне стратегиче­ских умений учащийся характеризуется такими качествами, как развитая способность к творческой деятельности, к участию в рационализации и изобретательстве, конструировании приспособлений, в совершенствовании, организации труда, способности к поиску путей повышения его качества и производительности.

Выделение таких уровней умений, отражающих их преемственность, ориентирует мастеров и преподавателей на постоянное последовательное совершенствование процесса формирования про­фессионального мастерства учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.