Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип собственности




Понятие и классификация предприятий

 

Основным первичным звеном промышленности являются предприятия, соединяющие элементы производства (средства труда, предметы труда и рабочую силу) для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Предприятие как экономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственную единицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектом собственности в виде имущественного комплекса. С позиции права в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и иное имущество. В многоукладной рыночной экономике только собственник имущества вправе учреждать и ликвидировать предприятие. Из теории собственности следует, что собственник имущества обладает всей совокупностью прав, которые включают в себя право собственности, а именно правом владения, правом пользования, правом распоряжения. Передовая эти правомочия (полностью или частично) трудовому коллективу или администрации предприятия, собственник как распорядитель имущества сохраняет свои обязательственные права по отношению к головному предприятию.

Цели фирмы (предприятия)

Основной целью фирмы (предприятия) в условиях рыночной экономики является получение прибыли.

В зависимости от этапа развития фирмы (предприятия) и особенностей ее отношений с макро- и микроструктурами возможны следующие цели:

- увеличение стоимости предприятия;

- обеспечение выживания предприятия;

- предоставление сотрудникам предприятия возможность реализовать индивидуальные экономические и неэкономические цели;

- достижение передовых позиций на рынке и другие цели

Важной характеристикой фирмы (предприятия), определяющей форму ее экономической деятельности является экономическая самостоятельность (свобода).

В соответствии с действующим законодательством экономическая самостоятельность предприятия реализуется путем выделения его в виде юридического лица. Юридическое лицо – это предприятие, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, заключает от своего имени имущественные сделки и участвует в предпринимательском обороте.

Предприятие, как юридическое лицо, имеет:

1)устав, утвержденный учредителями;

2) самостоятельный баланс;

3)расчетный счет в банке:

Предприятие считается созданным со дня его государственной регистрации в местных органах власти, что узаконивается присвоением регистрационного номера в едином государственном реестре юридических лиц. Все предприятия имеют право учреждать представительства, филиалы и отделения с открытием текущих и расчетных счетов. Ликвидация предприятия наступает после официального признания финансовой несостоятельности, банкротства самим должником или арбитражным судом.

Предприятие самостоятельно планирует свою текущую и будущую деятельность исходя из спроса на выпускаемую продукцию, необходимости обеспечения производственного и социального развития и повышения личных доходов своих работников. Основы планирования хозяйственной жизни предприятия составляют договора с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов. Существующее законодательство предоставляет предприятиям полную свободу в вопросах организации производства, реализации продукции, ценообразования, формирования финансовых средств и развития инновационной, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Права предприятия неразрывно связаны с их ответственностью перед обществом, государством, наемными работниками и хозяйственными партнерами в части отчисления налоговых платежей, обеспечения безопасных условий труда и социальной защиты трудящихся, соблюдения договорной, кредитной и расчетной дисциплины, а также выполнения других обязательств.

Предприятие – это организация с достаточно законченным циклом производства и относительной обособленностью, характеризуется производственно-техническим, организационным и экономическим единством.

В производственно-техническом отношении предприятие представляет собой систему машин, строгую взаимосвязь и последовательность технологических процессов, однотипность перерабатываемого сырья и материалов, пропорциональность и соподчиненность всех производственных звеньев предприятия, общность назначения изготовленной продукции или процессов производства.

Организационное единство заключается в том, что предприятие является юридическим лицом, руководство им осуществляется единым аппаратом управления, который реализует административно-хозяйственное и производственное управление предприятием в целом и его подразделениями.

Экономическое единство – это единство планирования, учета и контроля, общность материальных, технических и финансовых ресурсов, экономических результатов работы. Предприятие своими доходами должно возмещать все расходы по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности.

Экономические отношения предприятий в народном хозяйстве осуществляются в трех основных формах – предприятий с обществом, предприятий друг с другом и предприятий с занятыми на них работниками. В этом случае предприятие выступает как финансово-экономическая система.

Кроме того, предприятие является сложной вероятностной экономико-кибернетической системой, в управлении которой используются законы кибернетики (принцип обратной связи, теория информации, методы исследования операций и т.д.), экономико-математические методы, системно-комплексный подход, организационная и электронно-вычислительная техника.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников, годовой оборот капитала, стоимость имущества (основных производственных фондов).

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

- малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

- средние предприятия, или средний бизнес (500 человек);

- крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

У каждой из указанных групп предприятий есть как достоинства, так и слабые места. Размер предприятий должен быть оптимальным

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

В зависимости от отношений собственности и целей предприятий различают:

- частные коммерческие предприятия;

- государственные предприятия;

- частные некоммерческие.

Частные коммерческие - предприятия, которые созданы для извлечения экономических выгод, прибыли, и в своей деятельности преследуют эту цель. Деятельность таких предприятий направлена на удовлетворение потребностей населения рыночными способами. Владелец такого предприятия (фирмы) ведет дела в собственных интересах: управляет фирмой, получает прибыль, несет персональную ответственность по своим обязательствам. Собственник предприятия обладает правом найма и увольнения работников, заключает договора и контракты. Преимущество частных предприятий состоит в простоте её организации, управления, свободе действий, достаточно сильной экономической мотивации. Недостатки – ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Государство облагает налогами прибыль таких предприятий еще до распределения ее собственником.

Государственные — это предприятия или организации, созданные для удовлетворения каких-либо общественных нужд и которые по закону не могут распределять между своими собственниками (управленцами) полученную прибыль или денежные поступления. Такие предприятия финансируются за счет дотаций. Законом предоставляются налоговые льготы.

Частные некоммерческие (неприбыльные) - сфера и объем их деятельности определяются посредством политического процесса, а не рынком. Существуют за счет частных пожертвований.

В условиях рыночной экономики основная доля товаров и услуг производится частными предприятиями (фирмами), взаимоотношения которых регулируются гражданским правом. Главным действующим лицом, инициатором создания частных предприятий является собственник капитала, предприниматель - это лицо, которое рискует своим имуществом или благосостоянием ради делового начинания.

2. Характер и содержание деятельности (специализация). Классификация предприятий по видам деятельности вытекает из их предназначения (производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, коммерческое посредничество и т.п.) и отражает их отраслевую принадлежность.

Предприятия, предназначенные для выпуска конкретного вида продукции, подразделяются:

- промышленные предприятия по выпуску машин, оборудования, инструментов; добычи сырья, производство материалов, выработки электроэнергии и т.д.;

- сельскохозяйственные предприятия;

- предприятия строительной индустрии и транспорта.

С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е.предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей

промышленности, жилищного и коммунального строительства.

Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. В частности, промышленность делится на 2 большие специализированные отрасли:

- добывающая;

- перерабатывающая.

В свою очередь, перерабатывающая отрасль подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности.

В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли (в нефтедобывающей отрасли имеются заводы по производству и ремонту машин и оборудования). Поэтому в народном хозяйстве используются 2 определения отраслевой принадлежности предприятия:

- административно-организационная (основной заявленный вид деятельности или принадлежность к определенному ведомству);

- продуктовая – по выпускаемой продукции, которая определяет структуру предприятия, объем выпуска (предприятия и цехи, независимо от их административной принадлежности относят к машиностроительным, транспортным, строительным - по характеру выпускаемой продукции).

В настоящее время большинство предприятий имеет межотраслевую структуру (сложно определить отраслевую принадлежность).

По уровню специализации предприятия делят на:

- узкоспециализированные (например, выпуск электрических лампочек, производство зерна, чугуна и т.д.);

- многопрофильные - выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Как правило, мелкосерийное производство;

- комбинированные - один вид сырья или готовой продукции параллельно или последовательно проходит несколько стадий, т.е. производство превращается из узкоспециализированного производства в многопрофильное. Например, металлургическое производство: начиная от одного производства чугуна с расширением: черный, серый, а затем с переходом на стать - в чугунах, прокат и т.д.

В условиях любой экономики можно наблюдать существование и развитие:

- специализации (ограничение видов выпускаемой продукции).

Условия создания специализированных предприятий: масштабы потребления продукта:

- диверсификация — расширение ассортимента с захватом новых рынков. Предприятие теряет свой прежний профиль и становится межотраслевым, что характерно для современных рынков.

Многообразие экономических форм порождают различные организационно-правовые формы предприятий (см. Гражданский кодекс РФ):

- государственные унитарные предприятия:

- муниципальные унитарные предприятия;

- общественные организации;

- индивидуальные и семейные предприятия;

- хозяйственные товарищества (общества с ограниченной ответственностью, АО и ЗАО, общества с дополнительной ответственностью);

- объединения предприятий (союзы, ассоциации, дочерние предприятия, филиалы, производственные кооперативы.

Выбор формы зависит от размера первоначального капитала, масштабов предполагаемой деятельности, возможности установления партнерских отношений с другими предпринимателями, особенности налогообложения и многих других обстоятельств. Те граждане, которых привлекает самостоятельность и независимость от партнеров, могут зарегистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей. Крупные участники рынка товаров и услуг имеют статус юридического лица.

В современной рыночной экономике распространенной формой предпринимательства являются партнерство, хозяйственные товарищества и общества.

Партнерство организаций представляет собой их организационное взаимодействие для достижения наиболее эффективным путем общих экономических, социальных, экологических и иных целей. Партнерство – это фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. В основе партнерства – кооперация организаций, выходящая на передний план в силу частичного совпадения их интересов и осознания того, что конкуренция между ними не даст особого преимуществ даже победителю. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам. Однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).

Партнерство формируется на основе договора, которым регулируются функции, права и обязанности участников, порядок возмещения общих расходов, распределение прибыли и других благ, сроки действия, условия роспуска.

В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности фирмы. Здесь в большей мере, чем частной коммерческой фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства – разделение функций, вследствие чего может возникнуть несогласованность действий или интересов.

Наиболее простая форма партнерства – вертикальная интеграция (между предприятиями различных отраслей), и первый естественный выбор в отношении будущего партнерства приходится на поставщиков.

Например, известная мебельная фирма IKEA начала активную рыночную деятельность с нескольких демонстрационных салонов мебели. Цены на мебель, предложенной этой фирмой, были намного ниже розничных цен конкурентов, так как бели сведены к нулю издержки по следующим позициям (реализуется «обратный маркетинг»):

- аренда земель в пригороде всегда ниже, чем в столице;

- компания не предоставляет покупателям кредитов;

- не обеспечивается доставка покупок и сборка мебели;

- не ведется каталожное обслуживание.

Традиционные розничные торговцы мебелью ответили новому конкуренту бойкотом поставщиков. Это заставило фирму IKEA отыскать новых независимых поставщиков, которые не испытывали давления «старожилов». В партнерах оказались и потребители – они осуществляли самовывоз мебели со складов, монтировали её на дому.

Партнерство предприятий может иметь и горизонтальный характер – между предприятиями одной отрасли или региона. В таких межфирменных связях осуществляется гибкая координация как стратегических, так и тактических целее, в результате чего усиливаются позиции всех участников сети на рынке. Так, АвтоВАЗ и ГАЗ, хотя и выступают конкурентами, оказались едины в своем недовольстве поставщиками из-за высоких цен и низкого качества комплектующих. Поэтому на совещании с производителями автоэлекторооборудования они впервые выступили с идеей унификации компонентной базы, что позволит им удешевить закупки. Предметом совместной заботы стало и качество поставок.

Интересна практика налаживания партнерства конкурентов в сфере рыночной инфраструктуры (объединение в гильдии и ассоциации маркетологов, рекламистов, специалистов в «пиара» и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.