Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика системы




ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Опережающая стандартизация

Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того, чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

В 70-80-х гг. опережающие стандарты выполнялись в виде так называемых «ступенчатых стандартов». В этих стандартах было несколько ступеней, содержащих возрастающие требования к показателям качества, а так же сроки их ввода.

Примером «многоступенчатого стандарта» могут служить разработанные в США в конце 60-х годов стандарты на предельно допустимое содержание основных токсичных компонентов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомобилей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с 1970г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в результате к 1975г. они были сведены к реально достижимому минимуму.

К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах отраслей и предприятий прогрессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в нашей стране в качестве государственных. Государство должно гарантировать экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги) в соответствии с государственными стандартами с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности традиционных технологий.

Большим достижением международной стандартизации в конце 80-х гг. было утверждение международного стандарта на компакт-диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.

Государственная (национальная) система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства. С принятием Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:

I этап - начальный (2002 г.) - состояние Государственной системы стандартизации, функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;

II этап - переходный (2003-2010 гг.) - преобразование Государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный. Двойное название (данное в заголовке) отражает факт сосуществования государственной и национальной систем стандартизации;

II этап - окончание формирования национальной системы стандартизации - системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

I. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую:

1) Техническое законодательство.

Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании».

2) Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

- государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р);

- межгосударственными стандартами (ГОСТ), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

- государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ);

- правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

- общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ).

3) Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности - стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

4) Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) - стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

II. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с Постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял 27.07.03г. Постановление № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:

- с 1 июля - дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003г. для применения вРФ;

- впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающие достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

С принятием технических регламентов перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах Госстроя России и т.д.

В новом Федеральном законе не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике. ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций. На 2-м этапе эта категория не потеряет практического значения.

III. Заключительный этап. К 2010г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующее идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст.11-17 ФЗ.

В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов - «национальных стандартов» и «стандартов организаций» - определит существование двух систем исходя из сферы деятельности:

- национальной системы, действующей в общероссийском масштабе;

- локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу заменили стандарты предприятий (СТП), научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, установленных ФЗ «О стандартизации».

В настоящее время НСС представлена следующим нормативным фондом:

- ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения.

- ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

- ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.

- ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

- ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в РФ работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.

- ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в РФ. Знак соответствия национальным стандартам РФ. Изображение. Порядок применения.

- ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в РФ. Термины и определения.

- ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в РФ. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.