Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды стандартов




Органы и службы стандартизации Российской Федерации

 

Органы и службы стандартизации - организации, учрежде­ния, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в ру­ководстве работами по стандартизации. Как отмечалось выше, государственное управление деятель­ностью по стандартизации в России осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавли­вать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, как отмечалось выше, роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздра­вом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Мини­стерства образования Российской Федерации и пр.

В дальнейшем рассматривается деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии как национального органа по стандартизации.

Функции национального органа:

- утверждает национальные стандарты;

- принимает программу разработки национальных стандартов;

- организует экспертизу проектов национальных стандартов;

- осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

- обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;

- создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

- организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

- участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;

- представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

- утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

«Ростехрегулирование» осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам «Ростехрегулирования» относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ). На территории РФ их более 100.

Службы стандартизации - специально создаваемые орга­низации и подразделения для проведения работ по стандарти­зации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации). Российские службы стандартизации - научно-исследова­тельские институты «Ростехрегулирования» (20 институтов) и техни­ческие комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам, на­пример, относятся:

1. НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) - головной институт в области Государственной системы стан­дартизации;

2. ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - го­ловной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг),

3. ВНИИ по нор­мализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) - головной ин­ститут в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении,

4. ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) - головной институт в области разработки и дальней­шего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном по­рядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам ко­пиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наибо­лее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласо­ванного мнения всех заинтересованных в этом документе сто­рон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК вклю­чают представителей разработчиков, изготовителей, поставщи­ков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и орга­низаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разра­батываемых ими проектов стандартов в соответствии с действу­ющим законодательством и заключенными договорами на про­ведение этих работ.

 

3.3 Категории стандартов

 

В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения, стандарты различаются по категориям:

- международный стандарт;

- региональный стандарт;

- межгосударственный стандарт;

- национальный стандарт;

- стандарт отрасли;

- стандарт научно-технического или инженерного общества;

- стандарт предприятия.

Международный стандарт - с тандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) Организацией по стандартизации. Такими организациями являются:

ИСО - международная организация по стандартизации;

МЭК – международная электротехническая комиссия.

Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК – рекомендательный, добровольный.

Региональный международный стандарт -стандарт, принятый международной, межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Такими стандартами в Европе являются стандарты:

- СЕН - Европейский комитет по стандартам;

- СЕНЭЛЕК - Европейский комитет электротехнической стандартизации.

Статус подобных стандартов для стран, входящих в региональные объединения (например, ЕС) - обязательный.

Межгосударственный стандарт -стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992г.). Таковым является ГОСТ - государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран - бывших республик, входивших в свое время в состав СССР.

ГОСТ - по существу международный стандарт регионального характера.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России), а сейчас «Ростехрегулирования».

Национальный (государственный) стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации в одном конкретном государстве. Например:

- ГОСТ Р - государственный (национальный) стандарт РФ;

- ДСУ - государственный стандарт Украины;

- DIN - государственный стандарт Германии.

К объектам национальных стандартов РФ относят:

1) организационно-методические и общетехнические объек­ты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Обозначение национального стандарта состоит из:

- индек­са (ГОСТ Р),

- регистр. номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия.

Например: ГОСТ Р 1.0 -2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»

Национальные стандарты применяют федеральные орга­ны исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятель­ности в следующих направлениях:

- на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработ­ки до утилизации);

- при выполнении работ и услуг;

- при разработке технической документации.

Применение национальных стандартов - это прежде все­го реализация содержащихся в них обязательных требований (пока не разработаны технические регламенты на эту продукцию). Требования, дополняющие обязательные требования национальных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их вклю­чения в договор или в техническую документацию изготови­теля (поставщика продукции, исполнителя работ или услуг). Например, требования соответствия конкретного товара свое­му назначению (будучи не включенными законом РФ в пере­чень обязательных требований) подлежат обязательному испол­нению, если партнеры предусмотрели эти требования в догово­ре поставки.

Стандарты отраслей (ОСТ) - могут разрабатываться и при­ниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утвержде­ние единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по тех­нической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

ОСТ (как и государственные стандарты) раз­рабатывают на два объекта:

1) организационно-технические и общетехнические объекты;

2) продукцию, процессы и услуги.

Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ). ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение ОСТ состоит из:

- индекса (ОСТ),

- условного обозначения министерства (ведомства),

- регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

Например: ОСТ 56-98-93 «Саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия», где цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений (СТО).

Объектами СТО явля­ются:

1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг (СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества);

2) новые методы испытаний (СТО Торгово-промышленной палаты по экспертизе различных групп товаров);

3) нетрадиционные техно­логии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством;

4) прочие виды дея­тельности.

СТО разрабатываются для динамического отражения и рас­пространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундамен­тальных и прикладных исследований. Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний - это резуль­тат научно-исследовательской работы (НИР).

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды. Требования СТО не должны быть ниже уровня обязатель­ных требований государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из:

- индекса (СТО),

- аббревиатуры общества,

- регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

Например: СТО РОО 10.01-95, где РОО - Российское общество оценщиков;

СТО РосГео 15-017-2000, где РосГео - Российское геологическое общество.

По мере применения СТО на новые виды продукции (услуги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результате, в ряде случаев, возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов. Так, на основе СТО РОО разработан в 1996-1997 гг. комплекс ГОСТ по оценке имущества.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъекта­ми хозяйственной деятельности в следующих случаях:

1) для обеспечения применения на предприятии государственных стан­дартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий;

2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии про­дукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инст­румент, технологические процессы и т.п.).

СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного пред­приятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) являет­ся локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТП - решение внут­ренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно-методическим доку­ментом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Обозначение СТП состоит из:

- индекса (СТП),

- регистрацион­ного номера и отделенных тире двух последних цифр года ут­верждения стандарта.

Объектами стандартизации на предприятии могут быть: детали, узлы, агрегаты изготовляемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы.

 

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, в также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:

- стандарты на продукцию;

- стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

- стандарты на услуги;

- стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

- стандарты на термины и определения;

- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают требова­ния либо к конкретному виду продукции, либо к группам однородной продукции.

Применяются две разновидности этого вида стандарта:

- стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции;

- стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции.

По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требова­ния к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Стандарты на процессы и работы должны содержать требо­вания безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологичес­ких операций. Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы.

Пример: ОСТ 36-71-82 «Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологический процесс».

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров.

Пример: ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения».

Пример: ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

На современном этапе большое значение приобретают стан­дарты на управленческие процессы в рамках систем обеспече­ния качества продукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отме­чалось, управленческий процесс - типичный объект СТП на предприятии, на котором действует система качества.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к фактам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности (например: ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения»; СНиП 10.01-94 «Система нор­мативных документов в строительстве. Основные положения»), а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:

- взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;

- техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;

- охрану окружающей среды;

- безопасность здоровья людей и имущества;

- и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Основополагающие общетехнические стандарты устанавли­вают:

- условные обозначения различ­ных объектов стандартизации - коды, метки, символы (напри­мер, ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»);

- требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»);

- общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспече­ния производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудо­вания);

- требования технической эстетики и эргономики (напри­мер, ГОСТ 8.417 «Государственная система обеспечения един­ства измерений. Единицы физических величин»).

Так же примером основополагающих стандартов могут быть:

- ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

- ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены»;

- ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

- ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

Это все нормативные документы по организации национальной системы стандартизации в России. Этот пример говорит о том, что еще одним нормативным документом может быть комплекс стандартов. Так комплекс основополагающих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов методического характера, содержит положения направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству; обеспечивали достижение общей цели и выполнения обязательных требований к продукции, процессам и услугам.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности (например, ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения»).

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизво­димые результаты. Необходимо пользоваться именно стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте, передовых достижениях метрологии.

Для каждого метода в зависимости от специфики его прове­дения устанавливают:

а) средства испытаний и вспомогатель­ные устройства;

б) порядок подготовки к проведению испыта­ний;

в) порядок проведения испытаний;

г) правила обработки результатов испытаний;

д) правила оформления результатов испытаний;

е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одно­го показателя качества, либо широкого назначения — проверка комплекса показа­телей.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из методик была выбрана в качестве арбитражной, если возникает необходимость. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам. Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, следует пользоваться рекомендациями стандартов относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.

Практика обязательной сертификации вызвала необходи­мость разработки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции и методы конт­роля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие тре­бования к безопасности и методы контроля».

 

3.5 Информация о документах по стандартизации и технических регламентах

 

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов -этот фонд составляют технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран.

Указанный фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок создания и ведения данного фонда, правила пользования им устанавливаются Правительством РФ.

Эффективное функционирование Федерального фонда стандартов и технических регламентов должно обеспечить:

- доступность информации для заинтересованных пользователей по признакам ее полноты и достоверности (актуальности), а так же современности (оперативности) и стоимости ее предоставления;

- недискриминационный характер предоставления информации всем категориям отечественных пользователей независимо от их ведомственной принадлежности, юридического статуса или форм собственности, а также зарубежным пользователям в соответствии с обязательными условиями присоединения России к ВТО или другим международным соглашениям;

- максимально льготный характер предоставления информации всем непосредственным участникам формирования информационных ресурсов Федерального фонда стандартов и технических регламентов.

Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные докумен­ты) принимаются государственными органами управления, то они являются документами официальными.

Исключительное право официального опубликования ГОСТ, ГОСТ Р, ОКТЭСИ принадлежит государственным орга­нам, принявшим эти НД, - Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии («Ростехрегулирование»), а в области строительства - Федеральному агентству по жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству («Росстрой»).

Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: «Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения национального органа РФ по стандартизации».

На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: «Издание официальное». При нарушении этого запрета национальный орган РФ по стандартизации вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с Нормами гражданского законодательства.

Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Го­сударственные (национальные) стандарты Российской Федерации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.