Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее устройство фотоаппарата

Фотожурналистика как специфический вид современной журналистики

Использование фотографии в журналистике

Первые основное направления использования фотографии. Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивалось по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых, включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интересным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью, как альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Фотосъемка нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом.

 

Первые репортажные съемки с места событий появились в европейских газетах в середине XIX века. Их называли «злободневными фотографиями».

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям в публикациях журнала «Всемирная иллюстрация».

Фотографии для журналов гравировали, это усложняло процесс тиражирования, именно поэтому их мало использовали полиграфии. Лишь в конце 70-х, начале 80-х гг., когда в полиграфии появились новые виды воспроизведения фотоснимков, все чаще и чаще стали появляться фотографии в массовой печати.

Такие виды визуальной коммуникации, как фотография и фотожурналистика не ставят своей целью встать наравне с изобразительным искусством или полностью заменить перо журналиста изображением.

 

Раздел 2. ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ И ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ

Лекция 2. Основы фототехники

2.1. Общее устройство фотоаппарата

2.2. Классификация фотоаппаратов и объективов

2.3. Дополнительные фотопринадлежности и аксессуары

 

Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) - устройство, осуществляющее формирование и последующую фиксацию статического изображения реального сюжета.

Современный фотографический аппарат представляет собой оптико- механический прибор, предназначенный для получения объективного изображения предметов и явлений.

Любой фотоаппарат включает:

-корпус (служит для крепления механизмов фотоаппарата; защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки; также может служить для наводки на резкость

-объектив

-затвор (его роль может исполнять крышка объектива)

-кассета со светочувствительным материалом или матрица с сопутствующим оборудованием.

Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на техническое качество снимка и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Они определяют удобство и оперативность работы с фотоаппаратом, обеспечивают точность кадрирования (видоискатель), помогают фотографу в определении параметров съёмки (экспонометр, автоматика фокусировки и экспозамера) и упрощают получение снимков в сложных условиях (фотовспышка, стабилизатор изображения и т. п.).

Фотоаппарат общего назначения обладает видоискателем и спусковой кнопкой затвора, как основными органами управления действиями «навёл — снял» в процессе фотосъёмки. Именно эти два действия остаются неавтоматизированными и оставляют простор для творчества фотографа, какой бы фототехникой он ни пользовался.

 

1.1 Корпус фотоаппарата

 

 

Корпус фотоаппарата — светонепроницаемая камера, предназначенная для размещения фотопленки и крепления узлов и механизмов. Он может изготавливаться из различных материалов: металла, пластмассы, дерева. В эстетических целях и для увеличения срока службы корпус некоторых фотоаппаратов хромируется. Он имеет различные конструктивные решения, например, задняя стенка съемная; задняя стенка откидывающаяся на шарнире; основание съемное и т. д.

На корпусе аппарата всегда указывается заводской номер, кроме этого, на корпус еще наносится товарный знак — символ завода, по которому можно определить, где изготовлен данный фотоаппарат.

 

1.2 Объектив

 

Объектив — оптический прибор, состоящий из системы линз, заключенных в оправу, и предназначенный для получения на светочувствительном материале (фотопленке) резкого и геометрически правильного изображения объектов. Он является основным элементом фотоаппарата.

Проследим эволюцию получения изображения и совершенствования конструкций объективов. Изобретение камеры-обскуры дало возможность получения фотографического изображения, которое было использовано в различных целях. Например, изображение с помощью камеры-обскуры могло быть точно воспроизведено, зарисовано на бумаге. Однако при этом не получалось достаточно качественного изображения предметов, что затрудняло их перерисовку. Шли поиски улучшения изображения. Параллельно исследовались возможности различных материалов сохранять изображение длительное время. Сначала, вместо отверстия в камеру-обскуру помещали двояковыпуклую стеклянную линзу (предшественницу объектива). Изображение становилось более резким, отчетливым, но не было резким по краям кадра, линии объекта съемки имели правильную форму только в центре кадра, световой поток оказывался недостаточным (явление аберрации). В 1840 г. профессором Венского университета И. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов, доказывающий, что повысить качество изображения возможно только при сочетании нескольких линз определенной формы, входящих в систему «объектив».

В современной оптике существует довольно многочисленное количество линз, которые обобщенно можно представить двумя группами и входящими в них шестью типами.

Основные формы линз, встречающихся в объективах: собирательные, рассеивающие.

— собирательные: двояковыпуклые, плоско-выпуклые; вогнуто-выпуклые

— рассеивающие: двояковыпуклые, плоско-вогнутые; выпукло-вогнутые

 

Конструкции объективов прошли длительный путь эволюции. Начинали с монокля, постепенно перешли к ахромату, перископу, триплету.

В последнее время наибольшее распространение в фотографии получили анастигматы, как наиболее совершенные и практически лишенные оптических недостатков объективы, обеспечивающие четкое и геометрически правильное изображение фотографируемых предметов и явлений по всей площади кадра.

Промышленность выпускает около 50 основных типов объективов самого различного назначения: для съемки объектов техники и производства, изобразительного и прикладного искусства, портретной съемки и т. д.

Современный объектив состоит из следующих основных частей: системы линз, оправы, диафрагмы, кольца диафрагмы, устройства наводки на резкость. Каждый объектив имеет определенные оптические характеристики. Рассмотрим основные из них: фокусное расстояние, светосилу, разрешающую способность, угол изображения.

В некоторых модификациях объективов могут быть дополнительные возможности устройства или приспособления, позволяющие расширить возможности использования их объективов при специальной съемке различных объектов. Видоискатель служит для определения границ изображаемого на кадре пространства объектов съёмки и выбора точки съёмки.

 

1.3 Затвор и кассета фотоаппарата

Фотографический затвор обеспечивает пропускание световых лучей к светочувствительному слою в течение заданного промежутка времени. Для автоматической отработки различных по своей продолжительности выдержек затворы имеют специальные устройства - механизмы выдержек. В качестве механизма выдержек широко применяются анкерные тормозные регуляторы и электронные устройства.

Кассета представляет собой светонепроницаемый кожух, в котором размещают светочувствительный материал. В любительских полуформатных и малоформатных фотоаппаратах в основном применяют цилиндрические кассеты: обычные — с сердечником и типа рапид — без сердечника. В среднеформатных обычно применяют приставные кассеты, а в крупноформатных — ящичные кассеты, заряжаемые фотопластинками.

Механизм перемотки фотоплёнки обычно сблокирован с фото-затвором и счётчиком кадров. Приводом служат цилиндрическая головка - маховичок, поворотный рычаг-курок, клавиша, встроенный пружинный двигатель или электродвигатель.

Некоторые фотоаппараты оснащают встроенным автоспуском, синхроконтактом, экспонометром или экспонометрическим устройством и другими приспособлениями. Автоспуск обеспечивает автоматическое срабатывание затвора через небольшой промежуток времени после его включения. Синхроконтакт служит для включения лампы-вспышки (как правило при фотосъёмке в условиях недостаточной освещённости). Экснонометрическое устройство предназначено для установки необходимых значений диафрагмы и выдержки, в зависимости от светочувствительности фотоплёнки и освещённости объекта съёмки.

 

 

2. Классификация фотоаппаратов и объективов

 

Фотографический аппарат - фотоаппарат, фотокамера оптико-механическое устройство для получения оптического изображения фотографируемых объектов на светочувствительном слое фотоплёнки, фотопластинки.

По своему назначению фотоаппараты подразделяются на любительские, профессиональные и специальные. Любительские и профессиональные используются для съёмок групп людей, портретной и пейзажной съёмки, фотоохоты, съёмки спортивных соревнований и т. п. Специальные предназначены для фототехнических работ, аэрофотосъёмки, микросъёмки и других специальных видов съёмки.

По размерам получаемых изображении (формату кадров) фотоаппаратуры подразделяются на миниатюрные (13 X 17 мм), полуформатные (18 X 24мм), малоформатные (28 X 28 и 24 X 36 мм), среднеформатные (от 45 X 60 до 60 X 90 мм) и крупноформатные (90 X 120 мм и более).

Первой популярной фотокамерой, изобретенной Джорджем Истменом свыше ста лет назад, можно было сделать 100 снимков шириной 8 см. После окончания съемки фотокамеру полагалось вернуть изготовителю, где ее вскрывали, чтобы проявить пленку, а затем сделать отпечатки. Несколько лет спустя Томас Эдисон, работая над созданием киноаппарата, воспользовался катушечной пленкой „Истмен Кодак", сделав ее вдвое уже, то есть шириной 35 мм. Вдоль каждой стороны у пленки были прорези, чтобы она свободно проходила через камеру и проектор. Много позднее, в 1924 году, сотрудник немецкой компании по производству микроскопов Е. Лейтц сконструировал маленькую фотокамеру, которая позволяла делать фотоснимки на пленке 35 мм, применявшейся в кино. Этот фотоаппарат был назван «Лейка» — первая высокоточная фотокамера на 35 мм — формат, самый популярный и в наши дни.

Вплоть до второй мировой войны в фотокамерах в основном использовали катушечную пленку типа «Рол-лейфлекс». Профессионалы, однако же, предпочитали фотоаппараты больших размеров, с фотопластинками, а позднее с форматной пленкой. Фотокамеры на 35 мм не имели особой популярности, поскольку отпечатки, сделанные контактным способом с крошечных негативов, выходили слишком маленькими. Качество объективов оставалось слабым, за исключением очень дорогих моделей. «Миниатюрная» пленка была не в состоянии четко проработать детали, и увеличенные кадры сильно разочаровывали. Для замера экспозиции приходилось пользоваться таблицами или экспонометром размером с современный кассетный магнитофон.

В 50-е и 60-е годы качество оптики объективов повысилось, расширилось производство (особенно в Японии) высокоточных зеркальных фотоаппаратов с одним объективом. Благодаря этому фотоаппараты на 35 мм стали наиболее популярной и универсальной фототехникой в мире. Сегодня всеми достоинствами камер на 35 мм обладает меньшая камера типа 110 (ширина пленки 16 мм). А если к тому же и окончательные отпечатки хорошего качества, камера меньшего размера всегда будет иметь успех.

В 1948 году появилась фотосистема, позволившая делать мгновенные фотоснимки. Эта фотокамера со специальной пленкой обладает колоссальным преимуществом. Результаты проверяют прямо на месте и сразу исправляют ошибки. Но есть и недостатки: материалы стоят дорого, для серьезных фотосъемок возможности слишком ограничены, а в большинстве систем нет негатива, а есть уже готовый отпечаток.

Сегодня выбор цифровых фотоаппаратов весьма велик. Но прежде чем отправиться покупать вожделенную камеру, необходимо точно определить, какие характеристики фотоаппарата наиболее важны именно для вас. Такими характеристиками могут стать: цена, компактность, универсальность, хорошая эргономика, стильный дизайн, высокое качество изображения или что-то еще. Но совместить все это в одном фотоаппарате нереально. Поэтому, определив наиболее важную характеристику вашего будущего фотоаппарата, придется отказаться от некоторых качеств, в пользу наиболее важных для вас.

Выбор подходящего цифрового фотоаппарата — вовсе не столь простая задача, какой она может показаться на первый взгляд даже для опытного фотографа. Цифровые фотоаппараты становятся все меньше и проще в использовании, а также постепенно оснащаются функциями, 0 которых можно было и не мечтать всего пару лет назад. При этом полагаться на информацию, которая содержится в рекламных брошюрах, распространяемых компаниями-производителями нельзя, поскольку там утверждается, что буквально каждая функция, которую поддерживает описываемая модель фотоаппарата, играет решающую роль при получении качественных снимков, что, мягко говоря, является беззастенчивым рекламным враньем. Очень большой процент этих функций НИКОГДА и НИКЕМ не используется в реальной съемке после того как эта функция опробована сразу после покупки. Поэтому решение о полезности той или иной функции — за вами.

Еще до того как вы пойдете покупать фотоаппарат, нужно достаточно четко представлять ваши требования к вашему будущему фотоаппарату по следующим вопросам: компактность, разрешение матрицы, требования к объективу, характеристики видеоискателя, Элементы управления экспозицией, простота использования, возможности хранения изображений.

Существует несколько видов классификаций фотоаппаратов. Классификация фотоаппаратов поможет разделить ассортимент предлагаемых покупателю устройств на несколько групп, что существенно упростит выбор подходящей модели. Все эти классификации в достаточной степени адекватны, но не всеобъемлющи. Поэтому давайте остановимся на двух из них:

- по разрешающей способности матрицы (количество мегапикселей);

- по кругу задач и группам покупателей.

Первая классификация достаточно незатейлива. Ориентироваться на нее всецело не стоит, но именно она навязывается потребителю маркетологами фирм-производителей и ее следует принять к сведению. В рамках этой классификации камеры делятся по разрешающей способности светочувствительной матрицы. Пока достаточно знать, что сейчас на рынке присутствуют камеры с разрешением от 1 до 15 мегапикселов.

Разумеется, чем больше мегапикселов значится в технических характеристиках камеры, тем она дороже и тем большего разрешения снимки можно получить с ее помощью. С другой стороны, количество мегапикселов не является исчерпывающим показателем качества съемки камеры, тем более, что для различных видов съемки требуются камеры с разными характеристиками. При съемке в сложных условиях нужен видоискатель с поворотным механизмом. Для съемки в малоосвещенных местах — вспышка, причем лучше внешняя.

Поэтому существует классификация по кругу задач, решаемых камерами. По этой классификации все камеры можно разделить на следующие группы:

- цифровые устройства с функцией фотоаппарата;

- любительские фотоаппараты,

- web-камеры,

- полупрофессиональные фотоаппараты,

- профессиональные фотоаппараты

Внутри каждой из этих групп можно также выделить подгруппы. Первые три класса представлены только устройствами со встроенным объективом. Среди полупрофессиональных моделей уже имеются модели со сменной оптикой. Профессиональные фотоаппараты все имеют сменные объективы.

История развития фототехники привела к тому, что были выработаны определённые стандарты на интерфейс между фотографом и используемой им фототехникой. В результате цифровые фотоаппараты в большинстве своих внешних черт и органах управления повторяют наиболее совершенные модели плёночной техники. Принципиальное различие оказывается в «начинке» аппарата, в технологиях фиксации и последующей обработки изображения.

 

Основные элементы цифрового фотоаппарата.

- матрица

Основной элемент любой цифровой фото- или видеокамеры — матрица, от которой в наибольшей степени зависит качество получаемого изображения.

 

- объектив

Объектив цифровой камеры не претерпел кардинальных изменений по сравнению с объективами обычных фотокамер. Из-за меньших размеров сенсора, объективы цифровых камер (за исключением зеркальных камер, использующих те же объективы) имеют меньшие геометрические размеры.

Благодаря уменьшению относительно 35-мм плёнки размера матрицы, в любительских камерах стало возможным использование оптических схем, ранее присущих только дорогим аппаратам.

Объектив — оптическое устройство, проецирующее изображение на плоскость. В оптике рассматривается, как равнозначное собирающей линзе, хотя может иметь иной вид. Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах — и зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы.

 

Основные характеристики объективов:

- Фокусное расстояние (возможность его изменения);

- Максимальное относительное отверстие (иногда неправильно называемое светосилой);

- Уровень и характер оптических искажений (аберраций);

- Разрешающая способность

- Тип байонета или диаметр резьбы для крепления к камере для съёмных объективов.

Характеристики цифровых фотоаппаратов:

Разрешение, емкость, плотность, соотношение сторон, чувствительность, формат записи изображений, носитель данных, объектив, диафрагма, система фокусировки, вспышка, элементы питания.

Группы цифровых фотокамер:

- ультракомпактные (цифровые мыльницы)

- классические компакты

- полупрофессиональные

- профессиональные.

Говоря кратко, чем выше группа, тем лучше по характеристикам камера. Например, в полупрофессиональных и профессиональных моделях, по сравнению с классическими, большее значение зума объектива, больше поддерживаемых форматов файлов для хранения сделанных снимков, больше чувствительность матрицы, есть возможность установки ручного баланса белого, установки ручного фокуса.

 

 

Видоискатель

Видоискатель — элемент фотоаппарата, показывающий границы будущего снимка и в некоторых случаях резкость и параметры съёмки. На бытовых цифровых фотоаппаратах в качестве видоискателя используются ЖК экраны и различные виды оптических видоискателей.

 

Процессор

Процессоры в цифровых фотоаппаратах выполняют следующие функции: - - управление работой затвора;

- управление объективом в автоматическом и ручном режимах съёмки;

- выбор баланса белого, измерение освещённости объекта, определение экспопары, выбор цветовой температуры;

- управление работой вспышки; управление брекетингом — возможностью серийной съёмки (обычно сериями по 3 или 10 кадров);

- управление специальными эффектами из имеющегося набора (сепия, чёрно-белая съёмка, устранение эффекта красных глаз и др.);

- формирование и выдачи на дисплей информации о выбранных режимах съёмки, настройках, самого изображения и т. д.

При смене объектива без изменения точки съемки перспектива постоянна, Изменяется поле зрения. Так, не применяя длиннофокусного объектива, можно увеличить любой участок снимка, сделанного широкоугольным объективом (конечно, это осуществляется за счет некоторой потери качества снимка). Используя объективы с различным фокусным расстоянием при съемке разноплановых объектов, необходимо учитывать следующее:

а) при съемке с близкого расстояния широкоугольным объективом на фотографии выделяется передний план, задний же — уменьшается

б) с далекого расстояния — получается более правильное соотношение размеров объектов съемки;

в) «сближение» объектов съемки — результат взаимодействия двух факторов: большого фокусного расстояния объектива и большой дистанции съемки.

В зависимости от величины фокусного расстояния и угла изображения объективы классифицируются на:

Нормальные (общего назначения);

короткофокусные;

широкоугольные («рыбий глаз»);

длиннофокусные (узкоугольные);

телеобъективы;

панкратические (с переменным фокусным расстоянием).

Нормальные объективы (стандартные) находят широкое применение и для репортажных съёмок, и для пейзажей, и для технических целей. Фокусное расстояние — в пределах 50 мм. Они обладают высокой светосилой и удобным углом зрения — 45°. Изображение достаточно крупно при значительной глубине резкости.

Короткофокусные (широкоугольные) объективы способны охватывать большое пространство и создавать в кадре изображение небольшого масштаба. Применяются для съемки крупных отдельных зданий и объектов, в условиях небольших помещений, т. е. в тех случаях, когда отсутствует возможность съемки нормальным объективом. Края кадра при съемке широкоугольным объективом имеют небольшие перспективные искажения.

Сверхширокоугольные объективы («рыбий глаз») способны создавать необычный оптический эффект. В отличие от других объективов поле зрения у них не прямоугольной, а подушкообразной или бочкообразной формы. Изображение на фотографии — круглое. Объективы интересны в смысле получения всевозможных фотоэффектов (существенно искажают привычные для человека пропорции окружающих предметов, создают эффект нерезкого изображения по краям и т. д.).

Длиннофокусные и телеобъективы применяются в основном для съемок крупным планом, портретных съемок, съемок спортивных состязаний, фотоохоты.

Панкратические (объективы с переменным фокусным расстоянием) дают возможность получения изображений объектов в различных масштабах из одной точки съемки. Это многокомпонентные системы, имеющие подвижные и неподвижные оптические элементы, что позволяет увеличивать или уменьшать фокусное расстояние объектива. Один паикратический объектив заменяет несколько сохраняется

Совершенствование фотоаппаратов идёт в направлении как автоматизации различных операций, предшествующих процессу экспонирования (перемотка фотоплёнки и взвод фотозатвора, установка выдержки и диафрагмы, включение лампы-вспышки, фокусировка объектива), так и совершенствования конструкций объективов, фотозатворов и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Феномен фотографии | Вспомогательные фотопринадлежности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.