Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм об управлении обществом, социально-экономическими процессами

Основатель социологии О. Конт рассматривал управление “как искусство пользования научной теорией для практических целей”. Трактуя общество как социальный организм, в котором каждый орган отвечает за определенные функции, а весь организм един в своих устремлениях, О. Конт четко сформулировал идею закономерности общественного развития и научного управления им. Связывая социальное управление с предвидением, О. Конт включал его в сферу политической деятельности. Разрабатывая идею социального порядка, он предложил концепцию политической организации, в которой отражался взгляд ученого на государственное управление обществом. Свою схему наилучшего устройства общества О. Конт назвал социократией. В ней предполагалось разделение политической власти на светскую и духовную: светская принадлежит предпринимателям, а духовная - социологам и представителям позитивной религии. Первые должны заботиться о материальном благополучии общества, им должны принадлежать инициатива и начальствование. Вторые должны давать советы, классифицировать, судить, а также на основе позитивной науки предвидеть и освящать грядущий порядок.

Государство, по О. Конту, является органом социального умиротворения, а подчинение ему - долгом каждого индивида. Наиболее эффективная, с его точки зрения, государственная форма правления - это республиканская диктатура, отказывающая парламенту в праве на существование. О. Конт считал, что посредством республиканской диктатуры (а по существу диктатуры буржуазии), с использованием авторитета ученых можно обеспечить всеобщую социальную солидарность и добиться единства порядка и прогресса. Важным в социальном преобразовании является точное определение цели и достижение консенсуса. Цели деятельности есть первое и неотъемлемое условие истинного социального порядка.

Без консенсуса, по мысли О. Конта, невозможно осмыслить систему в целом, согласовать ее части. Поэтому он считал, что достижение консенсуса является основополагающим моментом социальной статики и динамики. Его принцип общественного устройства можно считать формулой социального управления: "Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель". Его идеал - установление гармонии и солидарности всех классов и слоев. Средство достижения идеала - эффективная организация производства плюс позитивная мораль - всеобщее осуждение эгоистического употребления богатства. Высшие классы должны почувствовать великие моральные обязанности, которые неотделимы от их положения. Промышленные отношения должны быть устроены не на основе гнетущего антагонизма, а в соответствии с моральными законами всеобщей гармонии.

Автор эволюционной теории развития общества Г. Спенсер внес определенный вклад в формирование теоретических положений об управлении обществом, о государственном управлении. Общество, по Г. Спенсеру, - социальный организм, который находится в состоянии эволюции. В своем труде "Основания социологии" он писал: "Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, у нас сейчас же является вопрос - не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях? Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме принципа, управляющего расположением составных частей".

Развитие социального организма сопровождается его ростом и усложнением. Это усложнение Г. Спенсер связывает с общественным разделением труда. Изменение строения обусловливает изменение функций, что порождает регулятивную систему управления, т.е. организацию, которая делает агрегат способным действовать как одно целое в борьбе с другим агрегатом.

В работе "Социология как предмет изучения" Г. Спенсер рассматривает эволюцию общинного самоуправления и переход его в государственное управление. На самых низких ступенях развития, где собрания людей и очень невелики, и очень несвязны, нет ни прочной подчиненности, ни центральной власти. Развитие правительственного строения, имеющего какую-нибудь силу и притом сколько-нибудь постоянную, составляет условие, без которого невозможен сколько-нибудь значительный рост общества. Дифференцирование первоначально однородной массы единиц в часть координирующую и часть координированную есть необходимый начальный шаг. С усложнением общества происходит развитие координирующих центров; эти центры, сделавшись постоянными, делаются более или менее сложными.

Войны между общинами приводят к появлению правительственного аппарата. Дальнейшие военные действия выступают причиной улучшения в этом аппарате. Военные действия порождают военных деятелей - вождей. Союз общественных агрегатов обусловливает необходимость координации их действий. Возникает центральный координационный орган; военный глава, политический глава. Подчинение управлению обеспечивает успех. Местные правительственные центры подчинены общему правительственному центру. Комбинация внешних действий сложного агрегата для военных целей дала начало регулятивному аппарату, заведующему внутренним контролем. Военная организация продолжает существовать во время мира в виде политической организации. При этом происходит усложнение общественного аппарата: зависимость местных центров усиливается; возрастает объем и сложность господствующего центра. Функционирование политической главы имеет следствием возрастание его функций, в результате чего увеличивается число агентов, доставляющих ему данные для его решений и их исполнения. Происходит усиление агентов. Начинают править министерства. Развитие законодательного собрания вызывает подчинение министерства, которые становятся более исполнительными; правительство - более автоматическим: функции правителя выполняют уполномоченные, речи правите2ля становятся правительственными только по имени, а согласие правителя на практике - пустая формальность. Таким образом, кооперация против врагов представляет собой первый регулятивный центр, обеспечивающий реализацию целей этой кооперации. Развитие центра прогрессирует пропорционально деятельности этой кооперации.

Вторая регулятивная система осуществляет контроль под действием внутренних органов для поддержания жизни организма. Третья регулятивная система - промышленная. Она выполняет функции координирования и обеспечения промышленной, экономической, финансовой жизнедеятельности организма. Это регулирование осуществляется системой банков и финансовых организаций.

Главный фактор общественного развития он видел в разделении труда, которое, приводит к "индустриальному обществу". Всякое развитое общество, по Г. Спенсеру, имеет три системы органов: производительную, распределительную и регулятивную. Регулятивная система органов в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. В качестве специфических частей общества он выделял учреждения (социальные институты): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Все они являются продуктом медленной эволюции. Всякое учреждение (социальный институт) складывается как устойчивая структура "социальных действий". Учреждениям, имеющим древнюю историю, он отдавал большее предпочтение в деле регуляции и устройства общественной жизни и влияния на поведение людей. Так, по Спенсеру, социальный контроль за повседневным поведением людей осуществляется "церемониальными институтами". Они, по его мнению, более эффективно выполняют функцию контроля. 2

Интересны взгляды Г. Спенсера на государство. Он был убежден, что пока масса граждан не воспитала в себе верований (идеологий), которые соответствуют социальной организации (типу государственного устройства), эта организация не может существовать. Он отмечал, что всякий раз, когда недостает гармонии между характером людей и социальными учреждениями, везде, где эти учреждения введены насильственно: будь-то путем революции или преждевременными реформами,- результатом этого является дезорганизация общества.

Г. Спенсер скептически относился к представительной власти, к парламенту, к государственным чиновникам. Он писал, что правительство есть собрание людей, среди которых лишь некоторые талантливы, большинство же не выходит из обыкновенного уровня, а многие положительно тупоумны. Вследствие этого "разумное меньшинство в конституционном правлении весьма часто вытесняется бездумным большинством… т.е. масса посредственностей всегда господствует". Законодатели, парламентарии стремятся расширить власть государства. А это, считает Г. Спенсер, ведет к тоталитаризму. По его мнению, это происходит вследствие отсутствия у парламента элементарных знаний по социальным вопросам и их абсолютной веры в силу принимаемых законов, которые могут явиться причиной многих бед для народа. Таким образом, ничто, по мысли Г. Спенсера, кроме медленного совершенствования человеческой природы, посредством организации социальной жизни, не может произвести благоприятной перемены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономические процессы функционирования и развития | Теория социального факта об 2управлении социальными процессами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.