Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение, развитие социологии религии

Религия является социальным институтом, возникшим, в той или иной форме в большинстве человеческих сообществ. Она всегда оказывала заметное влияние на само течение социальной жизни в обществе. Без учета этого влияния вряд ли возможно сколь-нибудь серьезное исследование и объяснение природы, структуры, функций, развития большинства человеческих обществ, в первую очередь потому, что религия формирует не только мышление, но и образ действий. Таким образом, предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека, познание с точки зрения действия последствий приверженности тому или иному вероисповеданию.

Социология религии возникла в конце XIX – начале ХХ века. Ее основоположниками считаются западные социологи Э.Дюркгейм и М.Вебер. Религия, в понимании Э.Дюркгейма, есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым. Ведущая идея Э.Дюркгейма состоит в том, что на основе изучения примитивных форм религии допустимо и возможно создать теорию высших форм религии. В данном предположении лежит эволюционный подход к истории религии.

Цель дюркгеймовской теории религии – в создании реальности объекта веры. В конечном счете, считает Дюркгейм, люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества, ибо в самой природе общества есть нечто священное, Источник религии – само общество. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых оно нуждается. Религиозные интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов.

Если Дюркгейм исследовал религию в ее простейших формах, т.е. на сравнительно низкой ступени развития общества, то М.Вебер главным образом исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. С его точки зрения определение религии должно исходить из анализа социального поведения людей. К религии он относил ту деятельность, в которой вырабатывается главная мысль, на основе которой какая-то социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь.

Такой основополагающей мыслью Вебер считал учение Ж.Кальвина (одного из реформаторов христианства) о предопределении. Именно оно, утверждает Вебер, сыграло решающую роль в возникновении «духа капитализма». Зарождающееся новое общество остро нуждалось в мощных моральных стимулах, таких как трудолюбие, деловая честность, рациональность, самоограничение, отказ от роскоши и т.д. Вебер пытается доказать, что именно определенное толкование протестантизма создало такие мотивации, которые способствовали формированию капитализма как особого способа регуляции производственных отношений, что религиозные взгляды являются определяющим фактором экономического поведения индивидов и социальных групп, а, следовательно, и одной из причин экономического развития общества.

От анализа религиозных корней рождения капитализма Вебер переходит к анализу «процесса разволшебствования», который характеризуется тем, что религиозные мотивы человеческой деятельности как средство достижения определенных целей постепенно уступают место методам действия, ориентированным исключительно на достижение успеха, нужного результата. Религия в «разволшебствованном мире» находит себе место лишь в глубине сознания, в сугубо индивидуальном предназначении после земной жизни.

Итак, отправная точка религиозной истории человечества - мир, полный священного, сокровенного, согласно понятиям Э.Дюркгейма. Завершением ее является «разволшебствование мира», если использовать терминологию М.Вебера. Продолжая его традиции и опираясь на идею Парсонса о структурной дифференциации социальных институтов, социолог Р.Белла продолжил эволюционную классификацию религиозных систем, выделив, пять основных этапов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный.

Многообразие религий имеет под собой свою основу: люди живут в разных условиях, по-разному воспринимают окружающий мир, их сообщества достигли разных уровней развития. Да и сами религии отнюдь не одинаковы в своих требованиях в области морали и правил поведения. Вместе с тем в них можно выделить главные элементы, присущие каждой из них:

Во-первых, веру как изначальный элемент всякой религии. Она предполагает религиозное чувство, настроение, эмоции и является важнейшим свойством человеческого сознания.

Во-вторых, учение. Это – специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий. Это может быть учение о Боге, отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах поведения в обществе.

В-третьих, религиозную деятельность. Это - обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Другими словами, вся совокупность действий, которые совершают верующие. Каждая религия разрабатывает свои правила отправления культа. Культ – это стержень религиозной деятельности.

В-четвертых, сообщества, называемые общинами, церковью, конфессиями, в которые верующие объединяются в процессе религиозной деятельности. Среди религиозных организаций выделяют: традиционные – церковь, секту и нетрадиционные – деноминацию. Церковь – это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Напротив, секта возникает как оппозиция по отношению к той или иной церкви или определенным религиозным направлениям. Будучи организацией меньшинства и основываясь на авторитете некого харизматического лидера, она характеризуется претензией на исключительность ее доктрин, ценностей и роли. Деноминация – религиозная организация современного типа, отличающаяся терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики (пресвириане и др.).

В зависимости от роли религии в обществе и выполняемых ее функций, изменяющихся в ходе общественного развития, можно говорить о процессах сакрализации и секуляризации. Сакрализация – это широкое вовлечение в сферу религиозного влияния различных социальных групп, институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознания. Секуляризацию понимают как процесс освобождения человека и общества от религиозного влияния, что означает не только отрицание религиозных ценностей, норм и целей, но и утверждение сменяющих их ценностей, целей и норм нерелигиозного характера.

И хотя в определенные моменты истории в отдельных странах и даже регионах наблюдалось известное оживление религии, в целом существует тенденция к замене религиозного мировоззрения научным. Тем не менее религия как социальный институт будет играть на протяжении длительного времени важную роль в общественной жизни современных государств.

Известно достаточно много классификаций и систематизаций религий. Самая простая квалификация религий сводится к следующим трем группам:

1-я – примитивные верования.

2-я - национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии).

3-я – мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие большое число последователей во всем мире). Их три - буддизм, христианство и ислам.

Самой ранней религией является буддизм (YI век. до н.э.). По некоторым данным, в настоящее время насчитывается около 700 млн. человек ее последователей. Большинство исследователей считают Будду реальным лицом, жившим в конце YI – первой половине YII века до н.э. Ядро учения буддизма составляют знаменитые четыре истины (открытые Буддой):

1. Жизнь есть страдание (духа).

2. Существует причина страдания. Она кроется в стремлении к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.

3. Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний, достижения просветленного состояния.

4. Для прекращения страданий и приближении к великой истине необходимо знать путь, обозначенный восьмью условиями: правильной речью, правильным распознаванием причин, правильной жизнью, правильным трудом, правильными воспоминаниями, правильной концентрацией психических и физических сил, правильным мышлением, правильным действием.

В основе учения Будды лежит система норм поведения человека, т.е. оно имеет ярко выраженный этический характер. Но это – пассивная этика. Не творя зла, человек не стремится к активному противостоянию злу, не вмешивается в жизнь.

Христианство – как новая вера рождалась и утверждалась в гонениях и муках. Как контр культура того времени, она отстаивала себя в борьбе, а ее носители утверждали свою истину стойкостью духа, словом и личным примером. Первые христиане становились мучениками – по образу самого Христа.

Рождение новой религии открыло «новую эру» религиозной жизни людей. Основу христианской нравственности (как и иудейской) составляют библейские десять заповедей (данные Моисею Богом на горе Синай):

1. Не почитай иных Богов, кроме Яхве.

2. Не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи кумирам.

3. Не произноси имени Бога всуе (напрасно, без крайней необходимости).

4. Почитай субботний день и посвящай его Богу, отложи все дела.

5. Почитай отца и мать свою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего.

10. Не желай того, что принадлежит твоему ближнему.

Христианство – великая мировая религия. Большинство человечества более 2 тыс. лет живет по летоисчислению «от Рождества Христова»». Однако в ходе своего исторического развития она раскололась на три большие ветви. Последователей христианства в настоящее время, по разным данным, насчитывается около 1,4 млрд. человек; из них около 800 млн.чел. – католиков, около 400 млн. – протестантов и около 200 млн. православных.

Другой великой мировой религией является ислам (от арабского - «покорность»). Она возникла в YII в. н.э. на Аравийском полуострове и считается самой молодой из них. В настоящее время последователей ислама насчитывается около 1 млрд. человек.

Ислам представляет собой сложный мир неповторимой культуры, философии, своеобразного мироощущения, удивительного жизненного уклада и быта. В основе всего лежит вера в Аллаха. Мухаммад (род. В Мекке около 570 г. н.э.) – пророк и посланник Аллаха. Небесный голос в течении долгих лет сообщал ему откровения, а Мухаммад стихами излагал их людям. Из этих стихов и сложился Коран (чтение вслух) – священная книга новой религии.

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности (предписания). Их пять:

1. Исповедовать веру в Аллаха.

2. В течение дня совершать пятикратную молитву (намаз).

3. Соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц – рамадан. В пост нельзя есть в течение всего светового дня, запрещены развлечения, нельзя вести боевые действия. Во время поста в мусульманских странах наблюдается спад деловой активности.

4. Платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души, Обязательная доля налога составляет одну сороковую часть дохода.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (Хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня» и т.д. Совершивший это получает зеленую чалму и титул хаджи.

Следует отметить, что каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, однако о сущности джихада в Коране имеются неоднозначные высказывания. Например, в исламе существует точка зрения, согласно которой священная война становится обязанностью только тогда, когда на общину мусульман кто-либо нападает. В любых случаях запрещено убивать в стане врага женщин и несовершеннолетних, а взрослых мужчин положено обращать в военнопленных, Их можно убивать или превращать в рабов, а пленных, принявших ислам, убивать нельзя.

Как видим, даже рассмотренные нами некоторые мировые религии отличаются в религиозных идеях и интересах, в религиозной мотивации поведения человека, т.е. они по-разному регламентируют его жизнь. Как показывает история – религия явление развивающееся, подверженное переменам, и положение ее в различных обществах, на разных исторических этапах неодинаково. Поэтому, социологический анализ религии должен учитывать место и роль данной религии в конкретном обществе и в реальном историческом контексте.

 

Тема 11. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология культуры и культурной политики | Объект и предмет социологии образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.