Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №2. Основные эк-ие школы и выдающиеся экономисты в истории эк-ой мысли




Вопрос №1. Предмет и методологические принципы ЭТ

Понятие «экономикс» раскрывает законы бизнеса, методы хозяйствования и экономическую политику. ЭТ дает знания экономических связей и закономерностей в развитии общества. Различают марксистский и немарксистский подходы: Марксисты считали, что ЭТ изучает производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства и обмена материальных и духовных благ. Они обращают внимание на социальные проблемы общества, экономические проблемы на втором плане.

- Современные экономисты считают, что экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Такой подход на первый план выдвигает вопросы экономики.

Основные методологические принципы ЭТ:

1. Принцип чистой экономической науки, который требует максимального освобождения экономической науки от политики и идеологии.
2. Субъективно-психологический подход к изучению экономического явления.
3. Метод широкого применения в экономическом анализе предельных категорий: предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки.
4. Деаликтический метод.
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого экономического явления разделенный на составные части и стороны.
Синтез – мысленное воссоединение целого из его частей.
Индукция - это выведение принципов из фактов.
Дедукция – обратный метод, когда для подтверждения или опровержения теории обращаются к сбору фактов.
5. Метод сравнений.
Абстракция – отвлечение в процессе исследования от второстепенных сторон предмета или явления и рассмотрение типичных характерных черт.

Экономические цели: Достижение эк-го роста и полной занятости, Достижение стабильного уровня цен и Справедливое распределение доходов.

Поддержание разумного торгового баланса страны (экспорт и импорт товаров)

 

Впервые термин «экономика» использовал древнегреческий ученый Ксенофонт (5-4 век до н.э). Этот термин переводился как закон ведения домашнего хозяйства. Первым экономическим учением был меркантилизм. Меркантилисты были идеологами торговой буржуазии. Во Франции – Антуан Монкретьен. Меркантилисты считали, что источником богатства явл сфера обращения и сфера международной торговли. Абсолютной формой богатства явл серебро и золото. Благодаря Антуану Монкретьену ЭТ как наука получает название «политическая экономия». Меркантилисты проводили политику протекционизма- деньги вывозить нельзя из страны, т.е купцы из др стран приезжали со своими товарами, продавали их, за это получали деньги, и на эти деньги должны были купить товар из этой страны. Позже стали принимать эк-ие меры - ограничение импорта и поощрение экспорта.

В начале 18 века формируется теоритическая, другая эк-ая школа – физиократизм.

Физиократы считали, что богатство создается в сфере производства, но ограничивали ее только с/х.

В кон 19в – классическая школа (оказали влияние А. Смит, Д. Риккардо) - они первыми рассмотрели с научных позиций развитие экономики как закономерный процесс с его внутренними законами. Они считали, что богатство создается во всех сферах производства и гл. источник этого богатства –труд.

По трудовой теории стоимости - стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство.

Во 2 пол 19в в рамках классической школы формируются 2 ветви:

1. Марксистская – последовательно развивает трудовую теорию стоимости и создает теорию прибавочной стоимости.

2. Маржиналистская (Сей, Мальтус, Бели - Баверк) – полностью отрицает трудовую теорию стоимости, вместо нее формируют теорию предельной полезности, согласно которой ценность благ определяется их ограниченностью, редкостью, а также той пользой, которую приносит последний экземпляр товара потребителю.

Выдающие экономисты в России:

1. Туган-Барановский

2. Витте

3. Столыпин, Бухарин

Экономисты –аграрники:

1. Чаянов, Кондратьев - изучали проблему продовольственного обеспечения населения, выступали против индустриализации за счёт деревни.

2. Сокольников –вклад в построение фин. системы, ден реформа – ввел золотой червонец.

3. Абалкин (советник Ельцина), Шаталин, Анчишкин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.