Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №4. Граница производственных возможностей. Законы замещения и возрастания вмененных издержек




Вопрос №3. Фундаментальные условия экономики и осн эк-ие проблемы общества.

1 условие – потребности людей безграничны, полностью неутолимы.

2 условие – экономические ресурсы редки или ограничены.

Потребность-нужда в ч-л для поддержания жизнедеятельности, развития личности и об-ва в целом. Материальные потребности – желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им полезность (удовлетворение). В процессе удовлетворения потребностей формируются все новые в качественном и количественном отношении потребности (закон возвышения потребностей). Экономические ресурсы- все людские, природные и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства благ, т. е в хоз. деятельности. Факторы производства – ресурсы, используемые для производства экономических благ (ограничены).

Факторы производства: 1. Материальные (вещественные) – земля и капитал. 2. Личные – труд и предпринимательская способность. Капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг (здания, оборудования).

Т.к наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Любая экономика, работающая на полную экономическую мощность, стоит перед проблемой выбора, какие товары производить, а от производства каких отказаться. Любое об-во должно найти ответы на след. Вопросы:

1. Что производить?

Означает, какой продукт, в каком кол-ве, и в какое время производить, от производства чего отказаться. Этот вопрос решается платежеспособным спросом. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги, а производитель будет сам стремиться удовлетворить желание потребителя.

2. Как производить – означает, на основе какой технологии, с какими затратами, при какой орг-ии труда производить. Вопрос решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Т.е ему надо выпустить больше продукции с минимальными затратами – эффективность производства.

3. Для кого производить – означает, как будет распределяться произведенная продукция. Кто должен пользоваться этой продукцией, должно ли быть распределения поровну.

Графическое изображение проблемы выбора в экономике полной занятости – кривая производственных возможностей.

Полная занятость – когда используются все пригодные для хоз деятельности ресурсы.

Предположим, что в некотором гос-ве производятся только 2 блага: ракеты и зерно. Существуют 2 крайних варианта: точка А хар-ет максимально возможное производство ракет при отказе от производства зерна, а точка Д означает производство исключительно одного зерна. Экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перераспределения ресурсов. Возможны разные промежуточные соотношения (точки Б,В,Г).

Граница производственных возможностей – геометрическое место точек, которое занимает экономика, полностью использующая свои производственные ресурсы.

Возьмем какую либо точку К, которая лежит внутри кривой. Эта точка показывает, что производственные ресурсы используются неэффективно. В этой точке мы, при использовании дополнит ресурсов, можем увеличить производство одного товара (например, ракет) без сокращения пр-ва др. (зерна).

Точка М недостижима при данном количестве ресурсов и данной технологии пр-ва. Однако со временем эк-ий рост сдвинет границу производственных возможностей вправо и вверх. Это станет возможным при открытии новых способов использования факторов пр-ва.

Поведение экономике на границе производственных возможностей хар-ся 2 законами:

1. Закон замещения- утверждает, что полностью загруженная экономика должна при росте пр-ва одного товара сокращать пр-во другого.

2. Закон возрастания вмененных издержек- утверждает, что кол- во одного продукта, от которого об-во отказывается в пользу другого, возрастает.

 

Вмененные издержки – то кол-во продукта, от которого надо отказаться в пользу другого. Каждая следующая тонна зерна, произведенная вместо ракет, требует в качестве жертвы все большего количества ракет. Двигаясь по границе вниз и увеличивая пр-во зерна, приходится вовлекать в его производство все больше и больше сравнительно малоэффективных ресурсов. Это связано с тем, что одни ресурсы более эффективно исп-ся при пр-ве зерна, а др. - при пр-ве ракет.

Отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов обуславливает снижение общей доходности пр-ва.

Закон убывающей доходности – по мере увеличения использования в пр-ве одного вида ресурсов при фиксированном кол-ве др. вида ресурса происходит уменьшение прироста кол-ва производимого товара (услуги).

Можно увеличивать кол-во людей, обрабатывающих землю для пр-ва пшеницы, и постоянно получать дополнит кол-во пшеницы. Но если разделить полученную пшеницу на кол-во занятых людей, то ее будет производиться все меньше и меньше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.