Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 4. Философия нового времени




Новое время переориентирует философию на гносеологию теорией познания. Важные философы: Френсис Бэкон, Ране Декарт. Бэкон: конец 16 в. Основные произведения: новый органом, новая Атлантида.

Он представитель Эмпиризма. Сие очень важно. Сие учение по которому подлинное знание мы получаем из опыта. Именно опыт – источник подлинного знания. Бэкон считал, что все ученые делятся на 3 типа:

1)муравьи. Те кто просто собирает факты и знания без всякой систематизации. Как муравьи все тащат.

2)пауки. Под ними имел виду схоластов. Те кто занимался всякими умственностями, без обращения к опыту жизни.

3)пчелы, себя к ним относил. Они не тока собирали, но и обрабатывали и превращали в знания.

 

Опыты он делил на 2 типа:

1)светоносные: что то типа фундаментальной науки, выгоды прямой не приносит, но выводит законы, чтоб потом получить открыть множество новых знаний

2)плодоносные. Прикладное использование, чтобы получить результат сразу, основываясь на светоносных.

 

Методы получения подлинного знания:

Теория его идолов, идолы- мешают постичь истину.

1)идол рода. – заблуждение присущие человечеству вообще, как родовому существу, мол чел видит в природе больше порядка чем есть на самом деле, может быть порядок мы сами придумываем.

2)идол пещеры. – индивидуального человека. У каждого свой вкус, воспитание, и сие формирует ту пещеру, из которой мы смотрим на мир.

3)идол рынка. Сие проблемы связанные с неправильным образованием и использованием научных понятий.

4) идол театра. Тут как то прозрачно. Приходим в театр, если пьеса хорошая – мы верим, забываем что тут 4 стены и не так все. Вот и человек верит авторитетам прошлого, слепо, а ученый должен создавать что-то новое, а не повторять все старое.

Эти идолы нельзя устранить, но нужно о них помнить, ибо они искажают факты.

Главный метод для Бэкона – метод индукции – от честного к общему. Но всегда есть проблема с ним – слишком поспешное обобщение.

Например, есть деревня, вы переписчик населения. Зашел в дом – там Джон, во втором тоже живет Джон и т.д. А где-то есть дом в ебенях, хуй дойдешь, и ты думаешь, что там тоже живет Джон, а это на самом деле не так.

Мы изучаем, но что то постичь не можем и обобщаем, но можем ошибаться, и вот чтобы избежать этого, он приводит таблицы открытия:

(Бэкон подвергает индуктивному изучению не объекты, а качества! На пример золото разделяется на определенную ковкость, плавкость и пр.)

и как пример он приводит теплоту. Изучаем это простое качество.

Первая колонка: колонка присутствия. Туда мы собираем все случаи, где присутствует теплота. Например пришли домой – зажгли очаг, выпили вино пряное – тепло. Шубу надели – тепло и пр.

Вторая колонка – отсутствие – тут множество ПОДОБНЫХ случаев, где теплота отсутствует. Например солнце зимой так же светит на подоконник, но подоконник не нагревается. А не все случаи когда тепла нет, их не перечислить.

И третья – степень этого.

Потом сравниваем и приходим к выводу, что есть условия для присутствия, отсутствия, изменения.

Декарт. Франция. Основное произведение – рассуждение о методе.

умер – история о королеве и философии.

Важный аспект – учение о субстанции. Декарт был дуалист. Он верил в существование 2ух независимых друг от друга субстанций (субстанция – то что существует только на своих основаниях, что не имеет причины в другом).

2 субстанции:

1)материальная, основной атрибут – протяженность.

2)духовная, основной атрибут – мышление.

Раз они не зависимы друг от друга, значит нет общих границ. Но возникает проблема, есть существо в мире, у которого они соединены – человек (Душа и тело). И раз они не зависят друг от друга, как же они воздействуют друг на друга? Вот я захотел взял мел – духовное, я взял – материальное. Сие сложная проблема, он вводит понятие животных духов, которые являются посредниками между ними. Помимо дуализма: Спиноза – монист(одновременно бог и природа), Лейбниц – плюралист(монады)

Декарт – рационалист еще, Бэкон (эмпирик – интуитивизм),

Подлинное знание – не опыт, а знание, мол чувственный опыт может давать не правильные сведения, морочить нас может. И тут Декарт делает еще радикальный ход – картезианское сомнение. Он тоже не верит в традицию, не верит античным хреням.

Давай сомневается, могу ли я сомневаться в чувствах? Да! Палочку в стакан, и она кажется преломленной светом и будет казаться переломленной, но на самом деле это не так.

Могу сомневаться, что стою и пишу лекцию? Да! Друг это мое безумие/сон и пр.

А можно сомневаться что 2на2 = 4? Тут он тоже говорит да, мол вдруг есть демон который наводит на меня это.

Типа сомневаться можно во всем, кроме того, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь, ибо это акт мышления, мол мыслю, значит существую.

Билет 5. Немецкая классическая философия.

КАНТ. Интеллектуальная биография Канта делится на 2 периода: до критический,и после 70ых – критический. Он пытался выяснить возможности познавательной деятельности.

3 работы: критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения.

Крит. чистого разума посвящена гносеологии.

Вторая – этики,

Третья – эстетике(по сегодняшнему) – анализ прекрасного и возвышенного.

 

Кант делит наши познавательные возможности на 3 уровня:

1)чувственность.

2)рассудок

3)разум.

И познание начинается с чувственности. НО у чувственности есть так называемые априорные формы(не зависимые от опыта). Есть некие формы знание, которые от опыта не зависят, но благодаря им опыт становится возможным, и ими являются пространство и время.

Пространство и время – НЕ характеристики мира. Они принадлежат нашей перцептивной возможности. И является нам через них, через наше способность восприятие. Вот благодаря априорам и чувственным, мы получили чувственный материал, но его надо обработать, чтобы он стал опытом. И тут рассудок вступает у него тоже есть априорные формы, это 12 рассудочных понятий. Идет синтез чувственного и рассудочного. И когда синтез произошёл – мы получили опыт. Но, человек так устроен, что он хочет этот опыт упереть во что-то безусловное(например есть фрагмент реальности, но мы же им не ограничим, мир как целое), и тут вступает разум – у него уже не априоры, а трансцендентальные идеи, их 3:

1) теологическая идея – идея бога

2) космологическая – идея мира

3) психологическая – души.

Понятно мы опытом их подтвердить не можем. Когда мы опыт хотим на этих идеях основать, покинув сферу опыта, разум запутывается в антиномиях. Сие особый вид противоречия, где 2 противоположенных суждения, каждое из которых может быть доказано. Он выделяет 4 антиномии чистого разума:

1)мир ограничен в пространстве и конечен во времени, и мир безграничен в пространстве и времени

2) все состоит из простого(неразложимого). Нет ничего простого, все из сложного(составного)

3) все в мире причинно обусловлено и нет свободы. И не все в мире причинно обусловлено, свобода есть.

4) бог есть. Бога нет.

Оказывается что разум может доказать любое утверждение из антиномии, а сие означает, что метафизика как наука невозможна!(сие важно). Мы не может о боге знать так же, как об обычных вещах. Что выходит за сферу опыта – разум путается и мы можем только верить.

В сфере разума выхода нет, но есть выход в сфере практического. Тут кант сформулировал нравственный закон. Он дал 3 формулировки: (1 упустим)

1)относись к себе и другим людям, тока как к цели и никогда как к средству.

2) поступай так, чтоб максима твоей воли могла в то же время стать основой всеобщего законодательства. (просто – поступай так, как ты хочешь чтоб поступали все)(вернемся к гносеологии, к агностицизму. Мир который мы воспринимаем – прошел через решетку априорных форм и рассудка, мы сами их сконструировали, с помощью них мы создали картину которую мы понимаю. А вот каков мир сам по себе мы не способны узнать. Поэтому канта к агностикам причисляют)

Гегель.

Основные работы: энциклопедия философских наук, феноменология дуба(пишется именно так).

Система Гегеля: Гегель –идеалист. В основе мира – абсолютная идея. Она познает саму себя, и вот все развитие мира –это процесс познания идеи самой себя. Отсюда главный тезис Гегеля – бытие = мышление. Т.е. весь мир перед нами – это и есть процесс мышления, это то как идея понимает саму себя проходя через различные формы:

1)сначала она развивается сама в себе – сие логика. Например мы занимаемся науками, физикой. Изучаем всякие процессы, закономерности. И мы можем эти закономерности в законы. А Гегель говорит, что сначала возникает модель развития его либо, законы первичны, это логия, сие и есть модель развития чего либо.

Но Гегель диалектический. У него идея переходит в свою противоположность – природу. Она сама не развивается, она лишь мертвый слепок с этой самой логической модели.

Есть и третий момент: дух. Под духом Гегель имеет ввиду человечество.(сначала абстрактный логический процесс, потом природа, а потом человечество), заметим – человечество это лишь продукт развития, мышления абсолютной идеи, а не венец чего то там дух делится на:

1)субъективный – учение об индивидуальности(индивидуальность Души, психосознание)

2)объективный – учение о праве и морали. Учение о нормах определяющих нашу коммуникацию

3) абсолютный дух. Он сначала дается на уровне образа. Первая форма раскрытия Абс. Духа – искусство. Потом дается нам на уровне представления – религия. И наконец дух дается нам на высшем уровне – на уровне понятия, а этим заведует философия. А высшее проявление философии – Гегель сам. И тут Абс. Идея познала сама себя и процесс закончился. Она поняла сама себя, познала.

 

+Билет 18:

Коротка: 3 принципа:

1)закон единства и борьба противоположностей.

2)закон перехода кол. Изменений в качественные

3)закон отрицания отрицаний.

Философия истории(Гегель написал): он делит историю человечества на 4 основных периода:

Абс. Идея выбирает отдельные народы, а не все сразу.

1) восточный мир. Критерий прогресса - свобода. Поэтому восточный мир – самый отсталый, там все рабы, один только свободен – тиран, но и он раб своей собственной власти.

2) Античный. Он делит на римский и греческий. Тут уже есть свободные(полис, община, граждане Рима), но тут остается еще и рабство.

3) Германский. Тока германцы достигли абсолютной свободы и создали государство всеобщего признания без рабства, и тут история заканчивается, как и философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.