Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостача (виновное лицо не найдено или во взыскании отказано судом)

Недостача (виновное лицо обнаружено)

Учёт излишков

В результате инвентаризации обнаружен неучтённый объект ОС, рыночная стоимость которого 10 000 руб.

01 – 91/1 = 10 000 – оприходован объект ОС (акт инвентаризации)

91/9 – 99 = 10 000 – фин. результат (р/б)

 

На балансе предприятия ОС стоимостью 19000 руб., амортизация 13000 руб. При инвентаризации объект ОС не обнаружен. Решением комиссии сумма недостачи по рыночной стоимости (8000 руб.) отнесена на МОЛ.

01/1- 01 = 19 000 – списан недостающий объект основных средств (акт ивентаризации);

02 – 01/1 = 13 000 - списана начисленная амортизация на объект основных средств;

94 – 01/1 = 6000 – списана на недостачу остаточная стоимость объекта основных средств;

73 – 94 = 6 000 – сумма недостачи отнесена на МОЛ (приказ руководителя, б/с);

73 – 98 = 2 000 – отнесена на МОЛ разница между рыночной и остаточной стоимостью объекта основных средств (приказ руководителя, б/с);

50, 70 – 73 = 8 000 – внесено в

кассу МОЛ (удержано из з/п) (ПКО, б/с, р/в);

98 – 91/1 = 2 000 – оплаченные доходы будущих периодов переносятся на доходы текущих периодов (б/с);

91/9 – 99 = 2 000 – финансовый результат (р/б).

 

01/1 – 01 = 19 000 - списана первоначальная стоимость недостающего объекта основных средств (акт инвентаризации)

02 – 01/1 = 13 000 - списана амортизация недостающего объекта основных средств

91/2 – 01/1 = 6 000 – списана остаточная стоимость недостающего объекта основных средств

99 – 91/9 = 6 000 - финансовый результат.

2.1.8 Аренда ОС

 

Аренда – предоставление имущества в соответствие с договором за определенную плату.

Предоставление арендодателем арендатору имущества за плату во временное пользование оформляется договором аренды. Договором может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или досрочного выкупа. Имущество по договору аренды учитывается арендатором по стоимости, определённой передаточным актом и договором аренды. Арендная плата не может быть меньше суммы амортизационных отчислений по арендованному объекту основных средств.

Арендатор – сторона, получающая имущество в аренду.

Арендатор включает арендную плату в затраты производства (20, 25, 26, 44, 97).

Арендованное имущество учитывается у арендодателя на отдельном субсчёте:

01/2 – имущество, сданное в аренду

02/2 – амортизация имущества сданного в аренду,

у арендатора - на забалансовом счёте 001

 

Аренда по срокам делится на:

1 долгосрочную, в т.ч. лизинговую (более трёх лет)

2 среднесрочную (от одного до трёх лет)

3 краткосрочную (текущую) до одного года

Учёт краткосрочной аренды

Оформляется договором аренды, где отражаются:

- срок аренды

- сумма арендной платы

- цель аренды

- порядок отнесения затрат по содержанию арендованного имущества (текущий ремонт и т.д.)

- санкции за нарушение условий договора

- условия расторжения договора

 

При пользовании телефоном в арендованном помещении необходимо переоформить, договор по услугам связи на арендатора, т.к. в соответствии с правилами предоставления услуг местными телефонными сетями, утверждёнными постановлением правительства РФ от 24.05.94 №5417, права абонента не могут передаваться другим физическим и юр лицам без разрешения предприятия связи. Также отдельные договора должны быть заключены с энэргопредприятием и по коммунальным услугам.

 

Пример бухгалтерского учета краткосрочной аренды:

Ежемесячная сумма арендной платы 35 400 руб. в том числе НДС. Оплата перечисляется с расчетного счета предприятия.

 

1. Проводки у арендатора

20, 25, 26, 44 – 76 = 30 000 – отражена стоимость аренды без НДС (Договор, накладная)

19 – 76 = 5 400 - НДС по аренде (Счет-фактура)

76 – 51 = 35 400 – Оплата аренды (платежное поручение, выписка банка)

68 – 19 = 5 400 - НДС к возмещению платежей в бюджет (расчет бухгалтера)

 

2. Проводки у арендодателя

76 – 91/1 = 35 400 – отражена стоимость аренды с НДС (Договор, накладная)

91/2 – 68/НДС = 5 400 - НДС по аренде (Счет-фактура)

51 – 76 = 35 400 – Оплата аренды (платежное поручение, выписка банка)

68/НДС – 51 = 5 400 – Перечисление НДС (платежное поручение, выписка банка)

91/9 – 99 = 30 000 – Финансовый результат (расчет бухгалтера)

2.1.9 Амортизация ОС (счет 02 – пассивный, регулирующий)

 

Износ ОС – величина их морального и физического старения.

Физическое старение – ухудшение свойств из-за поломок, срабатывания деталей и т.п.

Моральное старение – невозможность на старом оборудовании обеспечить изготовление качественно новых изделий и деталей.

Физическое и моральное старение ОС в бух. учете отражаются с помощью амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления – ежемесячные суммы, накапливаемые для замены ОС.

Следует различать понятия «амортизация» и «износ».

Амортизация отражает постепенный перенос стоимости амортизируемого имущества на с/стоимость продукции, а износ характеризует физическое состояние объекта ОС.

По тем ОС, по которым амортизация не начисляется, по окончании года производится начисление износа (по установленным нормам амортизации), за исключением объектов, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (земельные участки, объекты природопользования). Суммы начисленного износа учитываются за балансом.

Организация должна начислять износ по объектам ОС (кроме установленных исключений) даже в том случае, если амортизация по ним не начисляется.

Начисление износа не исключает начисление амортизации.

При исчислении налога на имущество по тем объектам ОС, по которым амортизационные отчисления не предусмотрены, берутся показатели годового износа.

В целях исчисления налога на прибыль показатель износа не применяется.

ОС стоимостью не более 20 000 руб. (учетной политикой может быть установлен лимит в меньшей сумме), а также приобретенные книги, брошюры и издания (без лимита) списываются на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию (20,26 – 01). Учет объектов в этом случае ведется за балансом по подотчетным лицам.

СПИ организации выбирают самостоятельно в пределах сроков, установленных Классификатором ОС.

При приобретении ОС бывших в употреблении СПИ определяется как разница между СПИ по новым ОС и сроком их фактической эксплуатации.

Амортизация объектов ОС начисляется отдельно для бухучета и для целей налогообложения.

Амортизация ОС поводится с учетом следующих средств:

1. Амортизируемой стоимости.

2. Срока полезного использования каждого вида ОС.

3. Способа начисления амортизации.

 

2.1.9.1 Способы начисления амортизации ОС для бухучета

 

Принято четыре способа начисления амортизации:

 

1. Линейный – состоит в равномерном начислении амортизации в течение СПИ объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта основных средств 100 000 руб., СПИ – 5 лет,

сумма износа за год = 100 000/5 лет = 20 000 руб.

Расчет:

Сумма амортизации за месяц: 20 000/12 (мес.) = 1667 руб.

Ежемесячно бухгалтер делает проводку по начислению амортизации:

20, 23, 25, 26, 44 – 02 = 1667 руб.

(или N амортизации за месяц = 100% / (5 лет * 12 месяцев) = 1,667%. Сумма амортизации за месяц = 100 000 * 1,667% = 1667 руб.)

 

2. Способ уменьшающего остатка – амортизация начисляется не с первоначальной, а с остаточной стоимости на начало каждого года. Норма амортизации рассчитывается исходя из СПИ.

Пример:

Первоначальная стоимость объекта основных средств – 100000 руб.; СПИ – 5 лет.

Годовая норма амортизации = 100% / 5лет = 20%

Расчет амортизации:

1 год 100000*20%/100% = 20000руб (100000 – 20000 = 80000)

2 год 80000*20%/100% = 16000руб. (80000 – 16000 = 64000)

3 год 64000*20%/100% = 12800руб. (64000 – 12800 = 51200)

4 год 51200*20%/100% = 10240руб. (51200 – 10240 = 40960)

5 год 40960*20%/100% = 8192руб. (40960 – 8192 = 32768)

Коэффициент ускорения амортизации ОС применяется только при способе уменьшаемого остатка

(2 – для активной части производственных ОС; 3 – для имущества, переданного в лизинг) и только в предусмотренных законодательством случаях. Так, субъекты малого предпринимательства согласно ФЗ от 14.06.95г. №88-ФЗ при применении для начисления амортизации способа уменьшаемого остатка вправе применять ускоренную амортизацию с отнесением затрат на издержки производства в размере в 2-а раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов производственных фондов. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право списывать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет (письмо Мин. Фин. РФ от 29.08.02г. № 04-05-06/34).

 

3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет СПИ – Первоначальная стоимость (ПС) объекта основных средств 100000руб., СПИ 5 лет.

Годовая сумма амортизации = ПС ОС * число лет до конца СПИ / на число лет СПИ.

Пример:

Сумма лет СПИ = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15

Годовая сумма амортизационных отчислений равна:

1год 100000*5/15 = 33000 руб.

2год 100000*4/15 = 26700 руб.

3год 100000*3/15 = 20000 руб.

4год 100000*2/15 = 13300 руб.

5год 100000*1/15 = 6700 руб.

4. Способ начисления амортизации в зависимости от объема выпуска продукции или работ.

Пример:

ПС ОС – 20 000руб; Планируемый выпуск продукции за СПИ – 100000 руб.

Определяем норму амортизации за год (N). N = ПС/плановая стоимость выпуска продукции* 100% = 20 000 *100 / 100 000 = 20%.

Фактический выпуск продукции составил: 1 год = 25000 руб. 2 год = 30000 руб.

Расчет амортизации:

1 год = 25000*20% = 5000 руб.;

2 год = 30000*20% = 6000 руб. и т.д.

(или ПС * фактический выпуск продукции за текущий год / плановую стоимость выпуска продукции за СПИ. Первый год - 20 000 * 25 000 / 100 000 = 5 000 руб.;

второй год – 20 000 * 30 000 / 100 000 = 6 000 руб.).

  • Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию.
  • Прекращается начисление амортизации в месяце, следующем за месяцем выбытия объекта ОС.
  • По полностью изношенным основным средствам амортизация не начисляется.

 

По основным средствам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), основным средствам, переведенным по решению руководителя организации и на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п. объектам), продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.) амортизация не начисляется.

 

Перечень основных средств, на которые не начисляется амортизация

Вид объекта Для бухгалтерского учёта В целях налогообложения
Полученные безвозмездно объекты основных средств (по договору дарения в процессе приватизации) Начисляется – - п.17 ПБУ 6/01 Начисляется, кроме случаев получения по основаниям, указанным в ст. 257, п. 8 ст. 250 (НКРФ)
Жилищный фонд В учёте не начисляется п. 17 ПБУ 6/01. Износ начисляется за балансом Специальных ограничений не установлено
Объекты внешнего благоустройства (и другие аналогичные объекты лесного и дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.) В учёте не начисляется п. 17 ПБУ 6/01. Износ начисляется за балансом Не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НКРФ)
Многолетние насаждения, не дос-тигшие эксплуатационного возраста Не начисляется - п. 17 ПБУ 6/01 Не начисляется - не введены в эксплуатацию
Многолетние насаждения, достиг-шие эксплуатационного возраста Начисляется (в исключе-нииях, установленных п. 17 ПБУ 6/01 Ограничений не установлено
Приобретённые издания (книги, брошюры и пр.) Начисляется (в исключе-нииях, установленных п. 17 ПБУ 6/01 Единовременный учёт (подп. 6 п. 2 ст. 256 НКРФ)
Земельные участки, объекты природопользования Не начисляется - п. 17 ПБУ 6/01 Не начисляется
Объекты основных средств некоммерческих организаций Не начисляется - п. 17 ПБУ 6/01 Не начисляется в части имущества, приобретённого за счёт целевых поступлений или полученного в качестве целевых поступлений (подп. 2 п. 2 ст. 256 НКРФ)

 

2.1.9.2 Расчет амортизации для целей налогообложения согласно главе 25 НКРФ «Налог на прибыль организации»

Амортизируемым признается имущество, объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, СПИ более 12 месяцев и стоимость более 20 000 руб.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствие с СПИ. Определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию на основании классификатора ОС.

Амортизационные группы

1. От 1 до 2 лет 6. От 10 до 15 лет

2. От 2 до 3 лет 7. От 15 до 20 лет

3. От 3 до 5 лет 8. От 20 до 25 лет

4. От 5 до 7 лет 9. От 25 до 30 лет

5. От 7 до 10 лет 10. Свыше 30 лет

 

Методы начисления амортизации для налогообложения

1. Линейный.

2. Нелинейный.

 

Линейный метод применяется для начисления амортизации зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8 – 10 группы. По остальным группам применяется линейный и нелинейный способы.

Линейную норму амортизации определяют по формуле:

N =1*100 / СПИ объекта в месяцах.

N – норма амортизации за месяц

Пример: ПС – 100 000руб; СПИ – 5 лет.

Сумма амортизвционных отчислений за месяц = 100000*100 / 5*12 = 1667 руб.

 

Нелинейный метод

На 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации, для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенные к данной амортизационной группе (подгруппе). По мере ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества первоначальная стоимость таких объектов увеличивает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы). Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

А = В * k / 100,

где А – сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы);

В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы);

k - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В целях применения нелинейного метода начисления амортизации применяются следующие нормы амортизации:

Амортизационная группа Норма амортизации (месячная) Амортизационная группа Норма амортизации (месячная)
Первая 14,3 Шестая 1,8
Вторая 8,8 Седьмая 1,3
Третья 5,6 Восьмая 1,0
Четвертая 3,8 Девятая 0,8
Пятая 2,7 Десятая 0,7

 

При выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов.

В случае, если в результате выбытия амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) был уменьшен до достижения суммарным балансом нуля, такая амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется.

В случае, если суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится менее 20 000 рублей, в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, если за это время суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) не увеличился в результате ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества, налогоплательщик вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу), при этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы текущего периода.

По истечении срока полезного использования объекта амортизируемого имущества налогоплательщик может исключить данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава. При этом начисление амортизации исходя из суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) продолжается. Остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, определяется по формуле:

где Sn - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу); S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов; n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы (подгруппы), не считая периода, исчисленного в полных месяцах, в течение которого такие объекты не входили в состав амортизируемого имущества в соответствии с пунктом 3 статьи 256 НК РФ; k - норма амортизации (в том числе с учетом повышающего (понижающего) коэффициента), применяемая в отношении соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

2.2 Учёт нематериальных активов (НМА) (Счет 04 - активный)

 

НД: Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов» Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н.

Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования (более 12 месяцев, и не предназначенные в течение 12 месяцев для перепродажи), не имеющие материально вещественной формы, но имеющие самостоятельную оценку и способные приносить организации в будущем экономические выгоды.

 

2.2.1 Классификация НМА:

1. Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:

· Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

· Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;

· Использование в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности);

· Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и права данной организации на результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.д.;

· Возможность идентификации (выделения, отделения) от других активов;

· Срока полезного использования превышающего 12 месяцев;

· Организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев;

2. При выполнении условий п. 1 к НМА относятся:

· произведения науки, литературы и искусства

· программы для ЭВМ;

· изобретения;

· полезные модели;

· селекционные достижения;

· секреты производства (ноу-хау);

· товарные знаки и знаки обслуживания;

· Деловая репутация организации.

 

Единицей бухгалтерского учёта НМА считается инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав возникающих из одного патента, свидетельства, договора.

 

2.2.2 Первоначальная оценка НМА

 

НМА принимаются к бух учёту по первоначальной стоимости, т.е. по сумме всех фактических расходов на приобретение и изготовление, за исключением НДС и дополнительных расходов на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию.

Фактическими расходами на приобретение НМА могут быть:

  1. Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);
  2. Таможенные пошлины и таможенные;
  3. Невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА;
  4. Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;
  5. Суммы, уплачиваемые за консультационные, информационные услуги, связанные с приобретением НМА.
  6. Иные расходы непосредственно связанные с созданием НМА.

 

Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание НМА, за исключением случаев, когда актив относится к инвестиционным.

Фактическими расходами на создание, изготовление НМА могут быть:

  1. Стоимость фактически израсходованных на создание НМА материальных ценностей
  2. Зарплата и взносы в фонды социального страхования.
  3. Суммы, уплачиваемые за услуги сторонних организаций.
  4. Патентные пошлины, связанные с получением патентов и свидетельств.

5. Иные расходы.
Первоначальная стоимость определяется для объектов НМА:

  1. Приобретённых за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение НМА и доведения их до состояния, пригодного к использованию (оплата консультационных услуг, регистрационные сборы и другое)
  2. Внесённых учредителями в счёт вклада в уставный капитал по согласованной стоимости;
  3. Полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путём

Расходы по созданию НМА в своей организации складываются из начисленной оплаты труда работникам, отчислением на социальные нужды, материальных затрат, общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

НМА принимаются к бух учёту по первоначальной стоимости, в балансе они отражаются по остаточной стоимости.

Стоимость НМА, по которой они приняты к бух учёту, не подлежат изменению кроме случаев переоценки и обесценения.

2.2.3. Переоценка НМА

Производится путем пересчета остаточной стоимости НМА. Результаты переоценки принимаются при формировании бух. баланса на начало отчетного года, но раскрываются в пояснительной записке к бух. отчетности предыдущего отчетного года.

Результаты переоценки отражаются в бух. учете аналогично основным средствам.

2.2.4 Документальное оформление движения НМА

  1. Акт приёмки НМА
  2. Акт списания НМА
  3. Карточка учёта НМА

Акты могут составляться в произвольной форме. При их составлении следует обратить внимание на правильность оформления права на владение НМА:

- приобретённые права должны подтверждаться лицензионными договорами, зарегистрированными в Патентном отчёте;

- должны быть оформлены договора с юридическими и физическими лицами.

2.2.5 Учёт амортизации НМА для бухгалтерского учёта (счёт 05 – пассивный)

Способы начисления амортизации:

  1. Линейный
  2. Уменьшающегося остатка
  3. Пропорционально объёму продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из первоначальной стоимости НМА и нормы амортизации, исчисленной исходя из СПИ этого объекта. Амортизация начисляется ежемесячно по формулам для расчета в зависимости от метода начисления амортизации. СПИ НМА организация устанавливает самостоятельно на основании:

· срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

· ожидаемого СПИ НМА, в течении которого предприятие может получать экономическую выгоду (доход).

· количество продукции или иного натурального показателя, объёма работ, ожидаемого к получению в результате использования НМА.

НМА, СПИ которых определить невозможно, учитываются как НМА без определенного срока использования и не амортизируется, но ежегодно рассматриваются возможности определения СПИ. С месяца, в котором СПИ определилось, начисляется амортизация.

СПИ НМА не должен превышать срок деятельности организации. Деловая репутация амортизируется в течение 20 лет, но не более срока действия организации.

Организация должна ежегодно на начало отчетного года уточнять СПИ и при необходимости изменять их.

Учёт амортизации ведётся на пассивном счёте 05 (20,25,26,44-05).

Стоимость некоторых видов НМА погашают без применения счёта 05 (например, деловая репутация, при использовании для начисления амортизации способом уменьшаемого остатка 20-04). В этом случае остаток на счёте 04 отражает не первоначальную, а остаточную стоимость. После полного погашения первоначальной стоимости НМА, данные активы отражаются в учёте в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на фин. результаты (04-99).

Погашение стоимости отдельных видов НМА может не производиться. Это активы, стоимость которых со временем не уменьшается, либо активы, использование которых приносит постоянную «неуменьшающуюся» прибыль, например товарные знаки, «ноу-хау».

Пример расчета амортизации

В январе 200Х г. организация приняла к учету запатентованное изобретение в качестве НМА. Первоначальная стоимость изобретения составляет 150 000 руб. СПИ – 15 месяцев (Предполагается, что НМА будет списан с учета в апреле 200Y г.).

1) Линейный способ

Период Расчет Ежемесячная сумма амортизации Остаточная стоимость
02.0Х 150 000/15 10 000 140 000
03.0Х 150 000/15 10 000 130 000
04.0Х 150 000/15 10 000 120 000
05.0Х 150 000/15 10 000 110 000
06.0Х 150 000/15 10 000 100 000
07.0Х 150 000/15 10 000 90 000
08.0Х 150 000/15 10 000 80 000
09.0Х 150 000/15 10 000 70 000
10.0Х 150 000/15 10 000 60 000
11.0Х 150 000/15 10 000 50 000
12.0Х 150 000/15 10 000 40 000
01.0Y 150 000/15 10 000 30 000
02.0Y 150 000/15 10 000 20 000
03.0Y 150 000/15 10 000 10 000
04.0Y 150 000/15 10 000  

2) Способ уменьшаемого остатка

В соответствии с учетной политикой организации используется коэффициент 3.

Период Расчет Ежемесячная сумма амортизации Остаточная стоимость
02.0Х 150 000,00/15*3 30 000 120 000,00
03.0Х 120 000,00/14*3 25 714 94 286
04.0Х 94 286/13*3 21 758 72 528
05.0Х 72 528/12*3 18 132 54 396
06.0Х 54 396/11*3 14 835 39 561
07.0Х 39 561/10*3 11 868 27 693
08.0Х 27 693/9*3 9 231 18 462
09.0Х 18 462/8*3 6 923 11 539
10.0Х 11 539/7*3 4 954 6 594
11.0Х 6 594/6*3 3 297 3 297
12.0Х 3 297/5*3 1 978 1 319
01.0Y 1 319/4*3    
02.0Y 330/3*3   0,00
03.0Y 0,00/2*3   0,00
04.0Y 0,00/1*3   0,00

3) Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Организация предполагает, что общий объем выработанной продукции с использованием патента на изобретение будет составлять 15 000 ед. Натуральный показатель объема продукции по месяцам представлен в таблице.

Период Натуральный объем продукции, тыс. ед. Расчет Ежемесячная сумма амортизации Остаточная стоимость
02.0Х 0,5 150 000/15*0,5 5 000 145 000
03.0Х 0,5 150 000/15*0,5 5 000 140 000
04.0Х 0,5 150 000/15*0,5 5 000 135 000
05.0Х   150 000/15*1 10 000 125 000
06.0Х   150 000/15*1 10 000 115 000
07.0Х   150 000/15*2 20 000 95 000
08.0Х   150 000/15*2 20 000 75 000
09.0Х   150 000/15*2 20 000 55 000
10.0Х   150 000/15*1 10 000 45 000
11.0Х   150 000/15*1 10 000 35 000
12.0Х   150 000/15*1 10 000 25 000
01.0Y   150 000/15*1 10 000 15 000
02.0Y 0,5 150 000/15*0,5 5 000 10 000
03.0Y 0,5 150 000/15*0,5 5 000 5 000
04.0Y 0,5 150 000/15*0,5 5 000  

Учёт амортизации для целей налогообложения

Для целей налогообложения согласно главе 25 НКРФ применяются 2 способа начисления амортизации НМА:

1. Линейный

2. Нелинейный (смотри амортизацию ОС)

 

 

2.2.6 Деловая репутация

 

Предметом договора купли-продажи могут выступать не только отдельные товары, но и предприятие в целом как единый имущественный комплекс.

Деловая репутация - это разница между суммой оплаченной за предприятие при его покупке и стоимостью активов приобретённого предприятия за вычетом из этих активов обязательств этого предприятия.

Деловая репутация = покупная стоимость предприятия - сумма активов приобретённого предприятия + сумма обязательств этого предприятия.

Пример: предприятие А приобрело на аукционе предприятие Б за 2 600 000 рублей. Упрощенный баланс предприятия Б на дату его покупки имеет следующий вид:

 

актив пассив
ОС=1 000 000 МПЗ=600 000 Ден. средства = 400 000 УК = 1 100 000 Расчёты с кредиторами = 900 000
Итого: 2 000 000 Итого: 2 000 000

 

В данном случае деловая репутация приобретённого предприятия будет равна:

2 600 000 – 1 000 000 -600 000 -400 000 + 900 000 = 1 500 000 руб. 04-76 =1 500 000

В течение 20 лет, но не более срока длительности организации, деловая репутация амортизируется путём равномерного уменьшения её первоначальной стоимости

1 500 000 / 20 лет / 12 месяцев = 6 250 26-04 = 6 250

Деловая репутация может быть:

  1. Положительная
  2. Отрицательная

Положительную деловую репутацию рассматривают как надбавку продавцу, выплачиваемую покупателем в обеспечении в будущем потенциальной доходности приобретённого предприятия. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, принесут экономическую выгоду, прибыль в будущем, т.е. окупятся. Предприятие, обладающее положительной деловой репутацией, приобретать выгодно.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены предоставленную покупателю в связи с отсутствием у предприятия стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

К НМА относится только положительная деловая репутация, отрицательная деловая репутация отражается как прочие доходы (76-91/1; 91/9-99).

2.2.7 Раскрытие информации о НМА в бух учёте

В учётной политике как минимум необходимо отразить следующую информацию:

1. Способы оценки НМА, приобретённых не за денежные средства;

2. СПИ НМА (по группам);

3. Способы начисления амортизации по группам НМА, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;

4. Изменения СПИ НМА;

5. Изменения способов определения амортизации НМА.

В бух. отчетности организации следует раскрывать:

1. фактическую (первоначальную) стоимость или текущую рыночную стоимость с учетом сумм начисленной амортизации и убытков от обесценения на начало и на конец отчетного года;

2. стоимость списания и поступления НМА, иные случаи движения НМА;

3. сумму начисленной амортизации по НМА с определением СПИ;

4. фактическую (первоначальную) стоимость или текущую рыночную стоимость НМА с неопределенным СПИ, а также факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить СПИ НМА, с выделением существенных факторов;

5. стоимость переоцененных НМА, а также фактическую (первоначальную) стоимость, суммы дооценки и уценки таких НМА;

6. стоимость НМА, подверженных обесценению в отчетном году, а также признанный убыток от обесценения;

7. наименование НМА с полностью погашенной стоимостью, но не списанных с бух. учетаи используемых для получения экономической выгоды;

8. наименование, фактическую (первоначальную) стоимость или текущую рыночную стоимость, СПИ и иную информацию.

2.2.8 Учёт выбытия НМА

НМА могут выбывать по следующим причинам:

1. Прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

2. Передачи по договору отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

3. Перехода исключительного права к другим лицам без договора;

4. Прекращения использования вследствие морального износа;

5. Передачи в виде вклада в уставный капитал другой организации;

6. Передачи по договору мены, дарения4

7. Выявления недостачи НМА при их инвентаризации;

8. В иных случаях.

2.2.9 Проводки в примерах

1. Приобретение НМА

Все расходы по приобретению НМА первоначально отражаются по дебету 08 счёта. При принятии НМА к бух учёту счёт 08 закрывается проводкой 04 - 08 на сумму оборота по дебету 08 счёта.

08 - 60 = 100 000 - Получены исключительные права на объекты НМА (договор, накладная, документы по передачи исключительных прав)

19 - 60 = 18 000 (100 000 * 18%) - НДС по приобретённым НМА (счет – фактура)

08 - 70 = 30 000 - Начислена зарплата работникам за доведение НМА до рабочего состояния (расчётная ведомость)

Начислены взносы в фонды социального страхования (бух справка):

08 - 69/11 = 870 (30 000* 2,9%)- ФСС

08 - 69/2 = 6000 (30 000* 20%)- ПФ

08 - 69/3 = 930 (30 000* 3,1%)- ФОМС

08 - 69/12 = 360 (30 000* 1,2%)- ФСС - несчастный случай

08 - 60 = 15 000 - Отражены расходы по выплате вознаграждения посреднической организации за помощь в приобретении НМА (договор, накладная)

19 - 60 = 2700 (15 000* 18%) - НДС по услугам посредника (счёт-фактура)

04 - 08 = 153 160 - (ОД 08) НМА приняты к бух учёту (акт приёмки НМА)

68/НДС-19=2700 НДС к возмещению платежей в бюджет.

 

2. Создание НМА

При создании НМА порядок учёта затрат зависит от характера дальнейшего использования этих активов. Так, если НМА планируется продать, то затраты на их создание учитывают на счёте 20. Если же в дальнейшем НМА будут использовать для собственных нужд, учёт затрат ведётся на счёте 08. Первоначальная стоимость НМА, созданных для собственных нужд, облагается НДС. Но одновременно суммы НДС, уплаченные поставщикам ресурсов, которые использовались при создании НМА, возмещаются из бюджета.

10 - 60 = 150 000 - Акцептован счёт поставщика за материалы, приобретённые для изготовления полезной модели (договор, накладная)

19/1 - 60 = 27 000 (150 000 * 18%) - НДС по поступившим материалам (счёт-фактура)

08-10 = 150 000 - Материалы переданы на производство полезной модели (ЛЗК, требование-накладная)

60 - 51 = 177 000 - Перечислено поставщику с расчётного счёта (п.п., в.б)

08 - 70 = 35 000 - Начислена зарплата работникам за изготовление НМА (расчётная ведомость)

Начислены взносы в ФСС (бух справка)

08 - 69/11 = 1015 (35 000* 2,9%) - ФСС

08 - 69/2 = 7000 (35 000* 20%) - ПФ

08 - 69/3 = 1085 (35 000* 3,1%)- ФОМС

08 - 69/12 = 420 (35 000* 1,2%)- ФСС - несчастный случай

08 - 51 = 5 000 - Перечислено за консультацию по созданию полезной модели физ лицу с расчётного счёта (договор, акт выполненных работ, п.п, в.б)

08 - 71 = 18 000 - Учтены командировочные расходы по испытанию полезной модели (авансовый отчёт)

19/1 - 71 = 3 500 - НДС по командировочным расходам (авансовый отчёт)

04 - 08 = 217520 (ОД 08) - Полезная модель принята к бух учёту (акт приёмки НМА)

91/2 - 68/ндс = 39 154 (217 520*18%) - Начислен НДС по созданному НМА (счёт-фактура)

68/ндс - 19/1 = 30 500 (ОД 19/1) НДС к возмещению платежей в бюджет (р/б)

68/ндс – 51 = 8654 (ОК 68- ОД 68) - Перечислен НДС в бюджет (п.п, в.б)

 

3. Внесение НМА в счёт вклада в уставный капитал

08 - 75 = 80 000 – отражена договорная стоимость НМА (протокол собрания учредителей, бух справка)

04 - 08 = 80 000 - НМА приняты к бух учёту (акт приёмки НМА, документы подтверждающие переход прав собственности)

4. Учёт безвозмездно полученных НМА

08 - 98/2 = 15 000 - Отражена рыночная стоимость безвозмездно поступивших НМА

(документы подтверждающие переход исключительных прав собственности)

04 - 08 = 15 000 - НМА приняты к бух учёту (акт приёмки НМА)

20,26 - 05 = 800 - Начислена амортизация НМА (бух справка)

98/2 - 91/1 = 800 -Доходы будущих периодов в пределах начисленной амортизации отнесены на доходы текущего периода (бух справка)

91/9 - 99 = 800 Финансовый результат (р/б)

 

5. Продажа НМА

На балансе предприятия НМА стоимостью 80 000 руб. Амортизация НМА составила 5000 руб. НМА проданы за 118 000 руб.

62 - 91/1 = 118 000 - Отражена стоимость продажи НМА (договор, накладная, документы по переходу исключительных прав на объекты НМА)

91/2 - 68/ндс = 18 000 (118 000* 18/118) - НДС по продаже (счёт-фактура)

05 - 04 = 5 000 - Списаны НМА в пределах начисленной амортизации (бух справка)

91/2 - 04 = 75 000 - Списана остаточная стоимость НМА (бух справка)

91/ 9 - 99 = 25 000 (ОК 91- ОД 91) - Финансовый результат (р/б)

 

2.2.10 Учёт операций, связанных с предоставлением права на использование НМА

Организация - пользователь учитывает НМА на забалансовом счёте. Учёт как при получении имущества в аренду. У другой стороны - как при передаче имущества в аренду.

 

 

Тема 3 Учёт Материально производственных запасов (МПЗ)

(счёт 10 Активный)

 

НД: 1. ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ» Приказ Минфина РФ от 09.06 01 №44 н

2. Методические указания по учёту МПЗ Приказ Минфина РФ от 28.12.01 №119 н

3. Методические указания по учёту спец. инструмента, спец. приспособлений, спец. оборудования, спец. одежды. Приказ Минфина от 26.12.02 №135 н

 

3.1 Классификация МПЗ

 

МПЗ - часть имущества:

а) используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг.

б) предназначенная для продажи

в) используемая для управленческих нужд организации

Все материалы классифицируются в учёте по:

1. назначению и роли в процессе производства

2. техническим свойствам.

 

По назначению и роли в процессе производства различают:

1. Сырьё и материалы (сырьё - продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства - руда, хлопок, молоко; материалы - продукты прошедшие первоначальную обработку - металл, пластик, ткани).

2. Покупные, полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали.

3. Топливо – материалы, предназначенные для выработки энергии, отопления зданий, эксплуатация транспортных средств, на технические нужды предприятия (уголь, дрова, газ, нефтепродукты).

4. Тара и тарные материалы, предназначенные для изготовления тары и её ремонта.

5. Запасные части

6. Прочие материалы- отходы производства, отходы от утилизации неисправимого брака, МЦ полученные от списания основных средств.

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Строительные материалы используют для строительства и монтажных работ.

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

На каждую группу материалов открывают субсчёт.

 

По техническим свойствам выделяют: чёрные металлы, трубы, цветные металлы, химикаты, резино - технические изделия и т.п.

МПЗ - оборотные средства

Единицей учёта МПЗ могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т п.

 

Оценка МПЗ

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость МПЗ, приобретённых за плату, признаётся сумма фактических затрат организации на их приобретение.

К таким затратам относятся:

1. Суммы, уплачиваемые поставщику, без НДС

2. Суммы оплаты за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ

3. Таможенные пошлины

4. Вознаграждения посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ

5. Затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования

6. Иные затраты, связанные с приобретением МПЗ

 

Порядок оценки МПЗ в зависимости от их поступления в организацию:

1. Приобретение за плату – суммы фактических затрат по приобретению МПЗ без НДС.

2. Поступление по договорам мены – по цене стоимости аналогичных товаров.

3. Безвозмездное получение – рыночная стоимость на дату принятия к учёту.

4. Поступление в счёт вклада в уставный капитал – договорная стоимость.

5. Изготовление собственными силами – сумма фактических затрат по их изготовлению.

6. Оприходование излишков МПЗ, выявленных в результате инвентаризации – рыночная стоимость на дату проведения инвентаризации.

7. Оприходование МПЗ в результате демонтажа списанных О.С. – цена возможного использования.

 

3.3 Первичные документы по учёту материалов

1. Доверенность - служит для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица предприятия при получении МЦ (оформляется в 1-м экземпляре и выдается под расписку).

2. Приходный ордер - применяется для учёта МЦ, поступающих от поставщиков или из переработки. Составляется МОЛ в одном экземпляре в день поступления МЦ на склад на фактически принятое количество МЦ.

3. Акт о приёмке материалов - применяется для оформления МЦ, имеющих количественные и качественные расхождения, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приёмке МЦ поступивших без документов (неотфактурованная поставка). Является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным присутствием МОЛ и представителя поставщика (отправителя), а если это невозможно - представителей незаинтересованной организации. Один экземпляр - в бухгалтерию, второй- отделу снабжения для направления претензии.

4. Лимитно - заборная карта (ЛЗК)- служит для учёта отпуска МЦ в производственные подразделения предприятия (цехи, объекты, участки) в пределах утверждённого лимита и является основанием для списания МЦ со склада.

ЛЗК выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца предаётся структурному подразделению – потребителю материалов, второй – складу. При отпуске МЦ кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных МЦ, после чего выводит остаток лимита. В ЛЗК подразделения расписывается кладовщик. В ЛЗК склада – представитель подразделения. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускаются только по разрешению руководителя организации, главного инженера или уполномоченных лиц. Склад сдаёт ЛЗК в бухгалтерию предприятия после использования лимита и выверки итоговых данных с цеховыми экземплярами. На конец месяца должны быть сданы все ЛЗК, не зависимо от использования лимита.

5. Требование – накладная – применяется для учёта движения МЦ внутри организации между структурными подразделениями или МОЛ. Оформляется два экземпляра.

6. Накладная на отпуск материалов на сторону – для учёта отпуска МЦ хозяйствам своей организации, расположенным за пределами её территории или сторонним организациям. Оформляется два экземпляра.

7. Карточка учёта материалов – применяется для учёта движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведётся МОЛ (кладовщиком, зав. склада). Записи в карточки ведутся на основании первичных приходных и расходных документов в день совершения операции.

8. Акт оприходования МЦ полученных при разборке и монтаже зданий и сооружений. Оформляется три экземпляра комиссией, состоящей из представителя заказчика и подрядчика, и ими же подписываются. Первый и второй экземпляры остаются у заказчика (первый прилагается к предъявленному для оплаты счёту подрядчика), третий у подрядчика.

9. Номенклатура ценник – предприятие разрабатывает самостоятельно при отражении материала по учётным ценам.

3.4 Методы списания материалов

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

1. По себестоимости каждой единицы

2. По средней себестоимости

3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО: первый пришёл, первый ушёл)

4. По себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО: последний пришёл, первый ушёл)

Применение данного из указанных способов отражается в учётной политике предприятия и производится в течение отчётного года.

3.4.1 Методом по себестоимости каждой единицы учитывается МПЗ, используемые в особом порядке (драг металлы, драг камни и др.) или запасы которые не могут обычным образом заменять друг друга. При наличии автоматизированной системы учета данный метод можно применять для списания всех МПЗ.

Пример для применения способов списания МПЗ по «средней себестоимости», «ФИФО», «ЛИФО»:

 

1. Остаток краски на начало месяца 50 кг * 120р = 6 000 руб.

2. поступила краска за месяц 1 партия 30 кг * 220р = 6 600 руб.

2 партия 40 кг * 250р = 10 000 руб.

3 партия 80 кг * 150р = 12 000 руб.

3. поступило всего 150 кг 28 600 руб.

4. итого: поступило + остаток 200 кг 34 600 руб.

5. израсходовано за месяц 180 кг

6. остаток на конец месяца 20 кг

 

3.4.2 Метод расчёта себестоимости по средней цене

Определяют среднее арифметическое из себестоимости остатка МЦ на начало месяца и себестоимости их заготовительного количества в отчётном месяце.

Средняя цена 34 600 руб./ 200 кг = 173 руб.;

Стоимость израсходованных МЦ 173 руб * 180 кг = 31 140 руб.

Стоимость остатка МЦ 34 600 руб. - 31 140р = 3 460руб.;

Средняя цена остатка МЦ 3 460 руб. / 20 кг = 173 руб.

20 - 10 = 31 140 – Списаны в производство материалы по средней себестоимости.

3.4.3 Метод ФИФО

МЦ списываются последовательно, в порядке их поставок на предприятии по принципу «первая партия на приход - первая в расход». Количество израсходованных МЦ набирают начиная с остатка на начало месяца, затем первая партия, вторая и т.д.

50 кг * 120 руб. = 6 000 руб.

30 кг * 220 руб. = 6 600 руб.

40 кг * 250 руб. = 10 000 руб.

60 кг * 150 руб. = 9 000 руб.

180 кг 31 600 руб.

стоимость остатка МЦ на конец месяца 20 кг * 150 руб. = 3 000 руб.

20-10 = 31 600 – Списаны в производство материалы по стоимости определенной методом ФИФО.

3.4.4 Метод ЛИФО

Списание МЦ начинаем с последней пришедшей партии по принципу «последняя партия на приход - первая в расход». Количество израсходованных МЦ набирают, начиная с последней пришедшей за месяцем партии, затем предпоследняя и т.д.

80 кг * 150 руб.= 12 000 руб.

40 кг * 250 руб.= 10 000 руб.

30 кг * 220 руб.= 6 600 руб.

30 кг * 120 руб. = 3 600 руб.

180 кг 32 200 руб.

 

Стоимость остатка МЦ на конец месяца 20 кг*120 руб. = 2 400 руб.

20 - 10 = 32 200 руб. – Списаны в производство материалы по стоимости определенной методом ЛИФО.

 

Расчёт ФИФО по средним фактическим ценам является традиционным для учёта. Преимущество метода ФИФО в том, что он позволяет получать в остатке суммы МЦ наиболее близко совпадающие с текущей рыночной стоимостью.

При методе ЛИФО себестоимость продукции будет приближаться к рыночной стоимости.

С 2008г. метод ЛИФО в РФ не применяется.

 

3.5 Учёт МПЗ с применением счетов 15, 16

 

Применение счетов 15, 16 подразумевает применение учётных цен на МЦ и отражается в учётной политике предприятия. В течение месяца все расходы по приобретению (заготовлению) МЦ первоначально учитываются по дебету 15 счёта. В конце месяца счёт 15, как правило, закрывается следующими проводками:

10 – 15 на учётную стоимость МЦ, поступивших за месяц

16 – 15 на разницу между ОД 15 и ОК 15 счёта (отклонение в стоимости между фактической и учётной стоимостью поступивших МЦ)

Остаток по дебету счёта 15 может быть в случае нахождения МЦ в пути.

Пример: Остатки на начало месяца:

Дебет 10 = 5000 руб.

Дебет 16 = 1500 руб.

15 – 60 = 10 000 - акцептован счёт поставщика за МЦ (договор, накладная)

19 – 60 = 1 800 - НДС по поступившим МЦ (с/ф)

15 – 71 = 5 000 - приобретены МЦ подотчётным лицом (авансовый отчёт)

15 – 60 = 3 000 - транспортные расходы по доставке МЦ (товарно транспортная накладная, договор)

19 – 60 = 540 - НДС по транспортным расходам (с/ф)

15 – 70 = 1 000 - начислена зарплата рабочим за погрузку, разгрузку МЦ (расчётная ведомость)

15 – 69 = 360 начислены взносы в ФСС от зарплаты (бух справка)

Вариант А: Учётная стоимость МЦ меньше фактической (учётная стоимость = 16000 руб.)

10 – 15 = 16000 отражена учётная стоимость поступивших МЦ (бух. справка)

16 – 15 = 3360 (ОД 15 – ОК 15) отражены отклонения фактической стоимости МЦ от учётной (бух справка)

Вариант Б: Учётная стоимость МЦ больше фактической (учётная стоимость = 25 000 руб.)

10 – 15 = 25000 отражена учётная стоимость поступивших МЦ (бух. справка)

15 – 16 = 5640 (ОД 15 – ОК 15) отражены отклонения фактической стоимости МЦ от учётной (бух справка)

При списании МЦ, по кредиту 10 отражается учётная стоимость израсходованных МЦ и отдельной проводкой досписываются на тот же счёт, что и списанные МЦ, отклонения в стоимости, приходящиеся на израсходованные МЦ

20 – 10 = 18000 списаны в производство МЦ по учётным ценам (ЛЗК, требование-накладная)

Расчёт списания отклонений:

Вариант А:

1. Находим % отклонений к учётной стоимости МЦ

% откл. = (с-до 16 на нач. месяца + ОД 16 – ОК 16) * 100 = (1500 + 3360)*100 = 23,14 %

с-до 10 на нач. месяца + ОД 10 5000 + 16000

2. Находим сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные МЦ

18 000 * 23,14 % = 4165 руб.

20 – 16 = 4165 руб. - списаны отклонения, приходящиеся на израсходованные МЦ (бух справка)

Вариант Б:

1. Находим % отклонений:

% отклонения = (1500 - 5640) * 100 = - 4140 * 100 = - 13,8 %

5000 + 25000 30000

2. Находим сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные МЦ

18000 * (- 13,8 %) = - 2484р

20 – 16 = - 2484 списание отклонений (сторнировочная запись) (бух справка).

3.6. Учёт материалов на складе и в бухгалтерии

3.6.1 Учет МПЗ на складе

Учёт МЦ на складе ведётся зав. складом (кладовщик). Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером и с ним заключают договор о материальной ответственности (при увольнении проводится инвентаризация). От занимаемой должности кладовщик может быть освобождён только после сплошной инвентаризации МЦ и передачи их по акту.

Учёт движения и остатка МЦ кладовщик ведёт в карточках складского учёта. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому складской учёт называют сортовым и осуществляют его только в натуральном выражении.

Запись в корточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводят остаток материалов. В результате склад располагает оперативными введеньями о состоянии запасов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы, зав складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение складского учёта материалов допускается также в книгах сортового учёта, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учёта.

Первичные документы сдаются в бухгалтерию, которые в бухгалтерии проверяются и таксируются по твёрдым учётным ценам. После этого они служат основанием для записей в регистрах бух учёта.

3.6.2 Учёт в бухгалтерии можно вести следующими способами:

1 Способ аналитического учёта

В бухгалтерии на каждый вид и сорт МЦ открывают карточки аналитического учёта (накопительные ведомости), в которых записывают операции по поступлению и расходу МЦ в натуральном и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотные ведомости аналитического учёта и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

2 Способ группировки документов

Некоторые организации приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении.

При данном варианте трудоёмкость учёта уменьшается, т.к. не ведутся карточки аналитического учёта, но всё же остаётся громоздким, т.к. приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров МЦ.

3 Оперативно – бухгалтерский, или сальдовый метод учёта МЦ.

Бухгалтерия в качестве регистров аналитического учёта использует карточки складского учёта. Не реже 1 раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность записей, сделанных кладовщиком в карточках складского учёта и подтверждает их своей подписью. В конце месяца зав складом переносит количественные данные об остатках МЦ на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учёта в ведомость учёта остатков материалов (без оборотов прихода и расхода)

После проверки и визирования работникам бухгалтерии ведомость остатков материалов передают в бухгалтерию, где эти остатки таксируют по твёрдым учётным ценам и выводят итоги по учётным группам материалов и в целом по складу. Данные ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков материалов и с итогами записей в регистрах синтетического учёта.

 

 

3.7 Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

ТЗР - одна из обязательных статей затрат любой организации.

ТЗР отражаются в бух учёте на основании определённых первичных документов, форма и содержание которых зависит от вида транспорта.

Порядок отражения транспортных расходов зависит от:

1. Момента перехода прав собственности и условий поставки груза

2. Характера деятельности организации; производство или торговля

3. Характера совершаемых хоз. операций – приобретение или продажа МЦ.

3.7.1 Первичные документы для списания транспортных расходов

1. Перевозка груза автотранспортом

Оформляется товаро-транспортная накладная в 4 экземплярах: по одному экземпляру грузоотправителю и грузополучателю; два экземпляра автотранспортному предприятию

 

2. Отправка груза железнодорожным транспортом

Оформляется перевозочными документами, состоящими из:

а) типовой накладной

б) дорожной ведомости

в) корешка дорожной ведомости

г) квитанции в приёме груза

Накладная вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до станции назначения, где выдаётся грузополучателю. Квитанция в приёме груза к перевозке выдаётся на станции отправления грузоотправителю. Корешок дорожной ведомости остаётся на станции отправления. Все документы заполняются отправителем через копирку машинописным текстом.

 

3. Перевозка груза речным транспортом

Оформляется накладная и представляется пароходству грузоотправителем вместе с грузом. На основании накладной порт или пристань отправления составляет дорожную ведомость, которая следует с грузом и, после выдачи его получателю, остается у пароходства.

4. Перевозка самолетом

Оформляется договором воздушной перевозки и удостоверяется грузовой накладной.

 

3.7.2 Момент перехода прав собственности и транспортные расходы

Момент перехода прав собственности зависит от условий поставок и одновременно является моментом реализации.

Условия поставки Момент перехода прав собственности Первичные документы Отражение ТЗР в бухгалтерском учёте
Поставщик Покупатель
ФРАНКО – склад поставщика Дата отправки со склада поставщика Приказ – накладная, накладная на отпуск на сторону, счёт – фактура   Нет   08, 10, 15, 41, 44 – 60,76
ФРАНКО – вагон (судно) – станция отправления Дата погрузки в вагон на станции отправления Перевозочные документы До станции отправления 44 – 60,76 08, 10, 15, 41, 44 – 60,76 - с момента пог-рузки в вагон
ФРАНКО – вагон (судно) станция назначения Дата прибытия на станцию назначения Перевозочные документы До станции назначения 44 – 60,76 После прибытия на станцию назна-чения 08, 10, 15, 41, 44 – 60,76
ФРАНКО – склад покупателя Дата передачи товара на складе покупателя Накладная на приём груза До склада покупателя 44 – 60, 70   Нет

 

Франко – «свободный» в переводе с итальянского. Означает, до какого звена на пути от продавца до покупателя последний освобождается от оплаты транспортных расходов.

 

3.7.3 Учёт ТЗР, связанных с приобретением МЦ

Промышленные предприятия ведут учёт приобретённых МЦ по фактической себестоимости, включающей ТЗР, связанные с их приобретением.

Обычно фактическая себестоимость рассчитывается в конце месяца. В течение месяца применяют учетную цену, которая может быть плановой или договорной (покупной).

ТЗР учитывают на том же счёте, что и МЦ, на отдельном субсчёте (например, 10/10).

Суммы ТЗР распределяются между израсходованными и оставшимися МЦ пропорционально стоимости МЦ по учётным ценам. С этой целью определяют % ТЗР, а затем умножают его на стоимость израсходованных МЦ и оставшихся на складе.

% ТЗР = (Сумма ТЗР на начало месяца + Сумма ТЗР за месяц) *100 / (Стоимость остатка МЦ на начало месяца по учётным ценам + стоимость поступивших за месяц МЦ по учётным ценам)

 

 

Пример: Исходные данные

  1. Остаток на начало месяца по счёту 10:

- по договорным ценам 250 000 руб.

- по фактической себестоимости (с ТЗР) – 255 000 руб.

2. Поступило сырьё 10 тонн по 140 000 руб. за тонну + НДС на условиях «ФРАНКО – вагон – станция отправления».

3. Стоимо

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инвентаризация ОС. Выбытие безвозмездно переданных ОС | Определение среднего заработка в 24 календарных месяцах, предшествующих году наступления страхового случая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.563 сек.