Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итого: 9 000 руб




В сборочном цехе: (остаток 15 штук)

1. материалы 500 * 15 (расход заготовительного цеха) + 40 * 15 (расход сборочного цеха) = = 8100 руб.

2. зарплата 600 * 15 (для заготовительного цеха) + 400 * 15 (для сборочного цеха) =

= 15 000 руб.


Итого: 23 100 руб.


Всего НЗП по заготовительному и сборочному цеху 9 000 + 23 100 = 32 100 руб.

При единичном производстве НЗП определяют величиной фактических затрат к концу месяца:

 

Пример:

НЗП на начало месяца 83 000руб. В течение месяца учтены следующие расходы:

1. переданы материалы в производство 680 000 руб.

2. начислена зарплата 96 000 руб.

3. взносы в ФСС 34 560 руб.

4. сумма аренды оборудования (50 000 + НДС) руб.

5. сумма электроэнергии и коммунальных услуг (78 600 + НДС) руб.

6. НЗП на конец месяца 63 200руб.

Решение

20 – 10 = 680 000 – переданы материалы в производство (ЛЗК)

20 – 70 = 96 000 - начислена заработная плата (р/в)

20 – 68,69 = 34 560 – начислены взносы в фонды соц. страхования и обеспечения (б/с)

20 – 76 = 50 000 – начислены расходы по аренде производственного оборудования (договор, накладная)

19 – 76 = 9 000 – НДС по аренде (с/ф)

20 – 76 = 78 600 – начислены расходы за электроэнергию и коммунальные услуги (договор, накладная)

19 – 76 = 14 148 – НДС по расходам за электроэнергию и коммунальные услуги (с/ф)

43 – 20 = 958 960 – Отражена фактическая себестоимость выпущенной за месяц продукции (приемо-сдаточная накладная)

Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции:

ОД по счету 20 = 939 160 руб. (680 000+96 000+34 500+50 000+78 600)

Фактическая себестоимость ГП = 83 000 + 939 160 – 63 200 = 958 960 руб. = ОК по счету 20.

 

5.4 Учет общепроизводственных расходов (счет 25 – активный)

Общепроизводственные (общецеховые) расходы связанны с обслуживанием и управлением производственных цехов. Счет 25 можно подразделить на субсчета:

25/1 – расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

25/2 – прочие общепроизводственные расходы.

Основные статьи и проводки по общепроизводственным расходам:

1. Материальные расходы по учетной стоимости (требование-накладная)

- на содержание и эксплуатацию машин и оборудования - (25/1 – 10)

- на содержание зданий, сооружений, цехов - (25/2 – 10)

2. Начислена заработная плата (расчетная ведомость)

- рабочим по наладке и обслуживанию оборудования (25/1– 70)

- прочему персоналу цеха (25/2 - 70)

3. Начислены взносы в фонды социального страхования от заработной платы (бух. справка):

- рабочих по наладке и обслуживанию оборудования (25/1 – 68,69)

- прочего персонала цеха (25/2 – 68,69)

4. Услуги, полученные со стороны (энергия, сжатый воздух и т. п.):

- на работы по наладке и обслуживанию оборудования (25/1 – 60)

- на содержание зданий, сооружений, цехов (25/2 – 60)

- НДС (счет - фактура) (19 – 60)

5. Амортизация (бух. справка):

- оборудования и и внутрицехового транспорта (25/1 – 02)

- прочих основных средств цеха (25/2 – 02)

6. Услуги вспомогательных производств (25/1 – 23)

7. Расходы из подотчетных сумм на содержание зданий, сооружений, цехов, охраны труда и технику безопасности (25/2 – 71)

8. Списаны затраты на исправление брака продукции (бух. справка): (28 - 25/1,25/2)

9. Перераспределены расходы по видам изделий (20 - 25/1,25/2)

Счет 25 остатка не имеет. В конце месяца сумма общепроизводственных расходов собранная по Дт 25/1 и 25/2 списывается в Дт 20 счета, распределяясь по видам продукции 20 - 25/1, 25/2.

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по видам продукции существует множество способов. Приведем наиболее распространенные:

1. Пропорционально количеству часов работы оборудования.

  1. Пропорционально заработной плате производственных рабочих (без доплаты по прогрессивно премиальной системе)
  2. Пропорционально затратам на обработку изделий (без стоимости материалов, полуфабрикатов и доплат по сдельно-прогрессивным системам оплаты)
  3. Пропорционально массе или объему выработанной продукции
  4. Другим физическим показателям.

Выбранный способ указывается в приказе об учетной политике предприятия.

5.5 Общехозяйственные расходы (счет 26 – активный.)

Общехозяйственные расходы связаны с управлением организацией и обслуживанием предприятия в целом.

Основные статьи и проводки по общехозяйственным расходам:

1. Учетная стоимость отпущенных материальных ценностей на содержание зданий,

сооружений, заводоуправления, лабораторий (требование, накладная) 26 – 10

2. Начисленная заработная плата административно управленческому

персоналу (АУП) (расчетная ведомость) 26 – 70

3. Начислены взносы от заработной платы административно управленческого

персонала (бухгалтерская справка) 26 – 68,69

4. Амортизация НМА (бухгалтерская справка) 26 – 05

5. Амортизация ОС (бухгалтерская справка) 26 – 02

6. Списание ежемесячной доли за месяц расходов будущих периодов

(бух. справка) 26 – 97

7. Услуги, полученные со стороны на содержание зданий, сооружений,

заводоуправления, лабораторий (договор, накладная) 26 – 60

- НДС (Счет-фактура) 19 – 60

8. Расходы на командировки, почтовые расходы (авансовый отчет) 26 – 71

9. Списаны в конце месяца общехозяйственные расходы:

- на основное производство (распределяются по видам продукции)

(бухгалтерская справка) 20 – 26

- на финансовые результаты (бухгалтерская справка) 90/2 – 26

 

Счет 26 остатка не имеет. В конце месяца сумма общехозяйственных расходов списывается:

- вариант 1 - в дебет счета 20 (20-26), распределяясь по видам продукции (см. общепроизводственные расходы)

- вариант 2 - на финансовые результаты (90/2 - 26)

Вариант списания указывается в учетной политике предприятия.

 

5.6 Учет затрат вспомогательного производства (счет 23 – активный)

 

Вспомогательные цеха передают свою продукцию, услуги цехам основного производства.

Вспомогательное производство – это инструментальные, модельные, электроэнергетические, паросиловые, ремонтные, транспортные и другие цеха.

Затраты каждого вспомогательного цеха учитываются отдельно. Состав затрат вспомогательного цеха аналогичны затратам основного производства. В течение месяца расходы вспомогательного цеха отражаются по дебету счета 23 по видам продукции и статьям расходов.

В конце месяца сумма этих расходов списывается в дебет счетов 20, 25, 26, 90/2 и других в зависимости от потребителей услуг вспомогательного производства. Определение фактической себестоимости услуг вспомогательного производства связано с оценкой взаимопотребляемых услуг. Энергетический цех вырабатывает электроэнергию для паросилового и ремонтного цехов и получает от паросилового цеха пар, а от ремонтного услуги по ремонту оборудования. Для определения фактической себестоимости электроэнергии, выработанной электроцехом, надо знать стоимость получаемого пара и услуг по ремонту оборудовании, но для этого паросиловой и ремонтные цеха должны знать стоимость энергии получаемой от электроцеха.

Такие расчеты очень сложны, для упрощения учета затрат вспомогательного производства принято оценивать взоимопотребляемые услуги по плановой себестоимости отчетного месяца или по фактической себестоимости прошлого месяца.

 

5.7 Учёт брака в производстве (счёт 28 активный)

Выявленный брак фиксируется в первичных документах по учёту выработки рабочих.

На окончательный брак составляется акт (извещение) о браке, где указываются:

- наименование изделия (детали)

- операцию, на которой обнаружен брак

- причины браков

- виновник

- стоимость бракованного изделия по цене возможного использования

- расходы, связанные с браком

- сумма, подлежащая взысканию с виновника брака

Затраты на брак определяются следующим образом: количество забракованных деталей * норму расходов материалов, зарплаты, косвенных расходов.

Себестоимость окончательного внешнего брака складывается из фактической производственной себестоимости забракованных изделий и расходов на их замену, транспортировку к покупателю и обратно. На стоимость внешнего брака уменьшают объём выпуска продукции, и её реализации в месяце, в котором признана претензия на брак.

Для определения себестоимости неисправимого брака составляют специальную ведомость – калькуляцию. В ней указывают цех, где выявлен брак; забракованное изделие; расход материала; сумма зарплаты и начисления в фонды от зарплаты; сумму общепроизводственных расходов; стоимость брака; по цене возможного использования; сумму удержания с виновника брака и суммы чистых потерь от брака.

28 – 20 – списывается стоимость окончательного брака в производстве. Списание производится отдельными суммами по каждой статье расходов себестоимости окончательного брака.

10 – 28 – оприходована стоимость забракованных изделий по цене возможного использования.

70 – 28 – сумма, удержанная с виновника брака.

76/2 – 28 – претензии к поставщику за недоброкачественный материал, явившийся причиной брака.

 

Затраты на исправимый брак из расходов на производство не списываются:

28 – 10, 70, 68, 69, 25 и др.

Сопоставляются обороты по дебету и кредиту 28 счёта, выявляются чистые потери от брака, которые затем списываются проводкой 20 – 28

Пример:

1. Списывается фактическая себестоимость неисправимого брака 28 – 20 = 93 200

2. Отпущены материалы на исправление брака 28 – 10 = 10 000

3. Начислена зарплата за исправление брака 28 – 70 = 21 500

4. Отчисления на соц. нужды от зарплаты 28 – 68,69 = 6 500

5. Списаны общепроизводственные расходы на забракованные изделия 28 – 25 = 35 000

6. Приходуются забракованные изделия по цене возможного использования 10 – 28 = 8 500

7. Удержано с виновника брака 70 – 28 = 11 500

8. Признана претензия к поставщику за материалы, явившиеся причиной брака 76/2 – 28 =

=20 000

9. Списаны потери от брака 20 – 28 = 126200

Расчет потерь от брака: ОД 28 – ОК 28 = 166 200 – 40 00 = 126 200 руб.

 

5.8 Учёт потерь от простоев

Простои могут быть:

1. По внутренним причинам – недостатки организации производства по вине предприятия (отсутствие инструмента, чертежей, неисправность оборудования, неявка рабочих и т.д.)

2. По внешним причинам – вследствие неподачи энергии энергопредприятиями, несвоевременным поступлением материалов от поставщиков т.д.

 

Простои могут быть внутрисменными, т.е. составляют часть смены, и целосменными – включающими одну или несколько смен.

Простои более 15 минут оформляются листком о простое, а при остановке цеха, производства или предприятия, составляется акт. В акте указываются причины простоя и связанные с ним расходы.

Потери от простоев по внутренним причинам списываются в дебет счёта 25 по статье «Непроизводственные расхода».

Потери от простоев по внешним причинам относятся дебет счёта 26 по статье «Непроизводственные расхода».

Суммы компенсаций, признанные виновниками или присуждённые судом списываются проводкой 76/2 – 26

При простоях вследствие стихийных бедствий расходы относятся на финансовые результаты

(Дт 99).

 

5.9 Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

 

Калькулирование – расчет себестоимости продукции (заказа, вида изделия или группы изделий).

Калькуляция – отчет о себестоимости продукции.

 

5.9.1 Простой метод калькулирования

Применяют в организациях с ограниченной номенклатурой продукции, и там, где НЗП отсутствует или имеет незначительный размер. Все затраты включаются в себестоимость прямым путем на основании первичных документов. Затраты на производство по каждой статье калькуляции делятся на количество выработанной продукции.

 

5.9.2 Попередельный метод учета и калькулирования

Применяется в массовом производстве, обрабатывающей промышленности, где технологический процесс состоит из нескольких последовательных стадий (переделов).

Каждый передел представляет собой часть технологического процесса или совокупность выполняемых производственных операций, в результате которых из сырья получается полуфабрикат, а из полуфабриката готовое изделие. Планирование производственных затрат осуществляется также по переделам технического процесса. При этом, затраты, учтенные по первому переделу, включаются в себестоимость второго передела. Таким образом, калькуляция последнего передела является калькуляцией готовой продукции.

ПРИМЕР: кирпичное производство:

1 передел – добыча глины.

2 передел – формовка и сушка кирпича - сырца

3 передел – обжиг кирпича

 

5.9.3 Позаказный метод калькулирования

Применяется в основном в машиностроительной, металлообрабатывающей промышленности, в индивидуальном и мелко серийном производстве, ремонтных цехах.

Объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, объем ремонтных работ и т. д.

Каждому заказу присваивается свой номер. Затраты по производству учитываются в разрезе отдельных заказов по утвержденной номенклатуре статей калькуляции.

Поэтому в первичной документации обязательно указывают номер заказа.

 

5.9.4 Нормативный метод учета и калькулирования

Необходимой предпосылкой применения данного метода является наличие комплекса всех нормативов, смет и норм, которые используются для планирования и контроля производственного процесса.

Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивных технологий и организации производства.

Нормативная калькуляция составляется до начала процесса выпуска запланированных изделий. На основание нормативных калькуляций до начала производства продукции выписываются расходные документы на отпуск материалов в производство, на оплату труда по обработке заготовок, деталей, узлов, изделий на то количество продукции, которое предназначено к выпуску в предстоящем месяце. Эти расходы бухгалтерия учитывает как расходы в пределах нормы. Все отклонения затрат от нормы оформляется специальными сигнальными документами. Они имеют отличительный знак (цветную линию, определенную внешнюю форму).

Дополнительные расходы разрешаются только уполномоченным на это лицам с выяснением причины их возникновения. Все отклонения относятся на себестоимость готовой продукции.

 

 

5.9.5 Плановая калькуляция

Определяется в начале планируемого периода исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Представляет собой систему технико-экономических расчетов, целью которых является экономически обоснованное определение текущих затрат необходимых в планируемом периоде для производства и сбыта промышленной продукции. В основе плановой калькуляции лежат прогрессивные нормы материальных и трудовых затрат.

 

5.10 Учет расходов будущих периодов (Счет 97 активный)

Для учета и равномерного распределения расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего месяца, используют счет 97.

На этом счете учитываются расходы до наступления соответствующих периодов, в себестоимость продукции которых они должны быть включены.

В состав этих расходов входят:

1. Расходы на освоение новых видов продукции.

  1. Оплата вперед абонентской платы за телефон, радио
  2. Оплата подписки на периодические издания
  3. Оплата вперед за арендованное имущество
  4. Все расходы при отсутствии деятельности предприятия

 

ПРИМЕР 1

Предприятие оплатило в сентябре стоимость аренды помещения под офис вперед за четвертый квартал. Согласно договору платежи производятся ежемесячно в размере

25 000руб. + НДС.

Проводки в сентябре:

76 – 51 = 88 500 – перечислена арендная плата за четвертый квартал (п/п, в/б).

97 – 76 = 75 000 – отражены расходы по аренде за четвертый квартал (договор, накладная)

19 – 76 = 13 500 – (75 000*18%) НДС по аренде (с/ф)

Проводки в октябре, ноябре и декабре:

26 – 97 = 25 000 – отражены текущие расходы по аренде (б/с)

68 – 19 = 4 500 – (25000*18) НДС к возмещению платежей в бюджет (б/с).

 

ПРИМЕР 2

Выдано из кассы под отчет для оформления подписки на газету «Экономика и жизнь» - 500руб. Подотчетным лицом сдан авансовый отчет с квитанцией об оформлении подписки на сумму 480 руб. Остаток подотчетной суммы внесен в кассу. Подписка оформляется в октябре на первое полугодие следующего года.

Проводки в октябре:

71 – 50 = 500 – выдано подотчет

97 – 71 = 480 – отражены расходы на подписку

50 – 71 = 20 – внесена в кассу неизрасходованная сумма

Ежемесячные проводки с января по июнь:

26 – 97 = 80 – ежемесячное списание 1/6 стоимости подписки

 

5.11 Учет коммерческих расходов (счет 44 – активный)

Промышленное предприятие учитывает на этом счете следующие расходы:

  1. На затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции.
  2. По доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства.
  3. Комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям.
  4. По содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи.
  5. На рекламу.
  6. На представительные расходы и другие аналогичные платежи.

В течение месяца коммерческие расходы собираются по дебету 44 счета. В конце месяца счет 44 закрывается проводкой 90/… – 44.

 

5.12 Учет затрат для целей налогообложения ведется на основании главы 25 НК РФ статьи 252 – 260; 263 –273.

Статья 252. Расходы. Группировка расходов

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы:

1) расходы, связанные с производством и реализацией;

2) внереализационные расходы.

 

Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

 

Статья 254. Материальные расходы

К материальным относятся расходы:

1) на приобретение сырья и материалов.

2) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря.

3) на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов.

4) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов.

5) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, структурными подразделениями или ИП.

Стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Стоимость МПЗ в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода.

Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков МПЗ, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких МПЗ должна соответствовать их оценке при списании.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.

Не относятся к возвратным отходам остатки МПЗ, которые передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья, а также попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

1) по цене возможного использования;

2) по цене реализации.

Методов оценки сырья и материалов:

1) по стоимости единицы запасов;

2) по средней стоимости;

3) ФИФО;

4) ЛИФО.

 

Статья 255. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда: любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, надбавки, компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления; расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера;

3) начисления компенсирующего характера;

4) районный коэффициент.

5) ЕСН.

6) различные доплаты.

7) прочее.

 

Статья 256. Амортизируемое имущество

Амортизируемое имущество: имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Не подлежит амортизации:

1) имущество бюджетных организаций;

2) имущество некоммерческих организаций;

3) имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (кроме приватизации);

4) объекты внешнего благоустройства;

5) продуктивный скот (искл. рабочего скота);

6) приобретенные издания, произведения искусства;

7) приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (если периодические платежи).

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

1. переданные (полученные) в безвозмездное пользование;

2. переведенные на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев;

3. находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

 

Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества

Статья 258. Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. СПИ признается период, в течение которого объект основных средств или объект НМА служит для выполнения целей деятельности организации.

Амортизационные группы от 1-2г. до свыше 30 лет, всего 10.

 

Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации

Методов расчета сумм амортизации:

1) линейным;

2) нелинейным.

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту.

При расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения.

Линейный: здания, сооружения, передаточные устройства, входящим в 8 - 10 амортизационные группы.

К остальным - любой метод.

Линейный. Сумма амортизации за один месяц: произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

K = (1/n)*100%,

K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - СПИ данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

 

Нелинейный.

На 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации, для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенные к данной амортизационной группе (подгруппе). По мере ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества первоначальная стоимость таких объектов увеличивает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы). Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

А = В * k / 100,

где А – сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы);

В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы);

k - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

 

Статья 260. Расходы на ремонт основных средств

Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном порядке;

2) расходы на сертификацию;

3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (У);

4) суммы выплаченных подъемных;

5) расходы на обеспечение безопасности и нормальных условий труда;

6) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв;

7) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

8) расходы на содержание служебного транспорта;

9) расходы на командировки;

10) расходы на юридические и информационные услуги;

11) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;

12) расходы на аудиторские услуги;

13) расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями;

14) представительские расходы;

15) расходы на подготовку и переподготовку кадров;

16) расходы на канцелярские товары;

17) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

18) расходы на исключительные права;

19) расходы на рекламу;

20) ЕСН;

21) расходы на возмещение потерь от брака;

22) прочее.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

К расходам организации на рекламу относятся:

-расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;

-расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

-расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.

 

Статья 265. Внереализационные расходы

В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).

2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.

3) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг;

4) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг;

5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы.

6) судебные расходы и арбитражные сборы;

7) расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным МПЗ, Р, У, если кредиторская задолженность по такой поставке списана в отчетном периоде;

8) расходы на услуги банков;

9) расходы на проведение собраний акционеров;

10) другие обоснованные расходы.

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:

1) в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

2) суммы безнадежных долгов;

3) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

4) не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

5) расходы в виде недостачи материальных ценностей;

6) потери от ЧС;

7) прочее.

 

Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов

Статья 268. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав

Статья 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) суммы начисленных дивидендов и другие суммы прибыли после налогообложения;

2) пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет, а также взимаемые государственными организациями;

3) взносы в уставный (складочный) капитал, вклады в простое товарищество;

4) расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств;

5) взносы на добровольное страхование;

6) взносы на негосударственное пенсионное обеспечение;

7) гарантийные взносы;

8) средства или иное имущество, которые переданы по договорам кредита или займа;

9) имущество (Р, У), имущественные права, переданные в порядке предварительной оплаты;

10) стоимость безвозмездно переданного имущества (Р, У, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей;

11) премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

12) суммы материальной помощи работникам;

13) надбавки к пенсиям, единовременные пособий и прочее;

14) оплата путевок на лечение или отдых, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

15) осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов;

16) НИОКР, не давшие положительного результата;

17) представительские расходы в части, превышающей их размеры;

18) приобретение (изготовление) призов;

19) прочие расходы.

 

Тема 6 Учет готовой продукции и ее реализация (счет 43 – активный)

Готовой считается продукция, прошедшая все испытания, полностью законченная, упакованная, соответствующая действующим стандартам, снабжена техническими условиями или сертификатом, принятая техническим контролем и сданная на склад готовой продукции либо принятая заказчиком. Сдача готовой продукции из цеха на склад оформляется приемно-сдаточной накладной типовой формы.

 

6.1 Учет готовой продукции на складе

На каждое наименование готовой продукции бухгалтерия открывает карточку сортового учета и выдает ее под расписку в реестре карточек работнику склада. Материально - ответственное лицо производят запись в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой.

После каждой записи определяется остаток готовой продукции. Работник бухгалтерии один раз в 3-7 дней проверяет правильность оформления приходных и расходных документов и записи в карточках складского учета в присутствии материально - ответственного лица и подтверждает правильность записей своей подписью. В конце месяца составляется реестр приемки - передачи (раздельно по приходу и отпуску готовой продукции) первичных документов и сдается в бухгалтерию вместе с первичными документами. Остатки готовой продукции на начало следующего месяца переносят из сортовой карточки в ведомость остатков по складу или сальдовую книгу. Ее итоги сверяют с данными бухгалтерии. Учет готовой продукции ведется теми же методами, что и учет материалов. Данный метод называется сальдовый. Можно вести учет методом аналитического учета.

6.2 Учет готовой продукции в бухгалтерии.

В бухгалтерии приходные и расходные документы о движении готовой продукции проверяются и таксируются. Приемо - сдаточные накладные на выпуск готовой продукции записывается в ведомость выпуска готовой продукции. На основании ведомости производят записи на счетах бухгалтерского учета.

Синтетический учет готовой продукции ведется на счете 43 (активный) по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Фактическую себестоимость можно рассчитать только в конце месяца, что задерживает выполнение текущих учетных работ. Чтобы вести учет выпуска готовой продукции по мере ее поступления, в текущем учете готовую продукцию оценивают по учетной (постоянной) цене. Можно использовать нормативную (плановую) себестоимость или отпускные цены.

Однако при любом способе оценки по окончании месяца учетная стоимость готовой продукции доводится до фактической. При сопоставлении учетной и фактической себестоимости готовой продукции выявляются отклонения: экономия или перерасход. Бухгалтерский учет готовой продукции можно вести двумя способами (отразить в учетной политике):

 

1. Без применения счета 40. Учет ведется только по счету 43.

- проводкой 43 – 20 в течение месяца учитывается нормативная себестоимость выпущенной готовой продукции.

- сумма отклонений фактической себестоимости от нормативной, выявленная в конце месяца, отражается:

а) 43 – 20 – на сумму перерасхода.

б) 43 – 20 – сторнируется сумма экономии

2. Используется счет 40 (выпуск продукции):

43 – 40 – в течение месяца отражается учетная стоимость выпущенной готовой продукции.

40 – 20 – в конце месяца отражается фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции.

Отклонения фактической себестоимости от учетной отражаются:

а) 90/2 – 40 – на сумму перерасхода

б) 90/2 – 40 – сторнируется сумма экономии

Счет 40 должен быть закрыт

 

ПРИМЕР:

Плановая себестоимость выпущенной готовой продукции = 300 000 руб.

Фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции составила:

- вариант 1 – 330 000 руб.

- вариант 2 – 280 000 руб.

 

РЕШЕНИЕ:

Способ №1 (без применения счета 40):

вариант 1: 43 – 20 = 300 000 руб. вариант 2: 43 – 20 = 300 000 руб.

43 – 20 = 30 000 руб. 43 – 20 = - 20 000 руб.

 

Способ №2 (с применением счета 40):

вариант 1: 43 – 40 = 300 000 руб. вариант 2: 43 – 40 = 300 000 руб.

40 – 20 = 330 000 руб. 40 – 20 = 280 000 руб.

90/2 – 40 = 30 000 руб. 90/2 – 40 = -20 000 руб.

6.3 Учет отгруженной продукции (счет 45 – активный)

Применяют в случае, когда момент отгрузки готовой продукции и момент реализации не совпадают по времени, то есть в случае следующих условий договоров поставки:

Франко – вагон – станция отправления

Франко – вагон – станция назначения

Франко – склад покупателя

С момента отгрузки готовой продукции покупателю и до момента перехода прав собственности к покупателю отгруженная продукция может учитываться на счете 45 по фактической себестоимости.

45 – 43 – отражена фактическая себестоимость отгруженной готовой продукции.

После перехода права собственности к покупателю, а значит, наступления момента реализации, счет 45 закрывается проводкой 90/2 – 45.

 

6.4 Учет реализации готовой продукции

 

Между покупателем и поставщиком заключается договор поставки. На отгрузку продукции со склада поставщика оформляется приказ - накладная. К приказу - накладной прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых приводится перечень отгруженной продукции, ее характеристика; паспорта и проспекты на изделия, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договором поставки. Готовая продукция реализуется по отпускным или договорным ценам.

Учет реализации готовой продукции отражается на счете 90:

К-т 90/1 – выручка;

Д-т 90/3 – НДС;

Д-т 90/2 – себестоимость реализованной продукции

Д-т 90/4 – акцизы

Д-т 90/5 – общехозяйственные расходы;

Д-т 90/6 – коммерческие расходы

Д-т ил и К-т 90/9 – финансовый результат;

90/9 – 99 – отражается прибыль (при ОК90 > ОД90)

99 – 90/9 – отражен убыток (при ОК90 < ОД90)

Учет реализации для целей налогообложения ведется двумя методами. Выбранный метод отражается в приказе об учетной политике:

1. Метод начисления – для налогообложения (по отгрузке – для бухгалтерского учета)

2. Кассовый метод – для налогообдожения.

 

Варианты учета продажи продукции (работ, услуг) для целей

бухгалтерского учета и налогообложения

 

В бухгалтерском учёте продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

При продаже продукции отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» и кредиту счёта 90/1 «Выручка».

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счёта 90/2 «Себестоимость продаж» с кредита счёта 43 «Готовая продукция».

С суммы выручки организации исчисляют НДС и акцизный налог (по установленному перечню товаров).

Сумма начисленного НДС отражается по дебету счёта 90/3 и кредиту счёта 68/НДС «Расчёты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счёта 68/НДС, кредит счетов денежных средств).

 

Проводки по реализации готовой продукции

Операции «по отгрузке»
Дебет Кредит
1 Отгрузка продукции по продажной цене (включая НДС)   90/1
2 Списывается производственная себестоимость отгруженной продукции 90/2  
3 Отражена сумма НДС по отгруженной продукции 90/3 68/НДС
4 Списываются коммерческие расходы 90/5  
5 Поступили платежи за реализованную продукцию 51, 52  
6 Перечислен НДС в бюджет 68/НДС  
7 Финансовый результат: - прибыль; - убыток   90/9   90/9

 

Для целей налогообложения применяются следующие методы:

 

6.4.1 Метод начисления (налоговый учет: статьи 271, 272 НКРФ)

 

При данном методе учет доходов и расходов принимается в том периоде, в котором они произошли независимо от их оплаты.

Моментом реализации является момент перехода прав собственности.

 

ПРИМЕР

1. 180000 руб. - Отгружена продукция покупателю

2. 27458 руб. - НДС по реализации

3. 80000 руб. - Списана фактическая себестоимость реализованной продукции

4. 10000 руб. - Списаны на реализацию общехозяйственные расходы

5. 5000 руб. - Списаны на реализацию коммерческие расходы

6. 57542 руб. (180000-27458-80000-10000-5000) - Финансовый результат

 

6.4.2 Кассовый метод (Гл. 25 статья 273 НКРФ)

 

Организация имеет право на применение кассового метода, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг этой организации без НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал.

И доходы, и расходы принимаются к учету только оплаченные: доходы – покупателями, заказчиками, а расходы – организацией.

Начисленная амортизации учитывается в составе расходов только по оплаченным основным средствам и НМА.

Налоги учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты.

Материальные расходы, а так же расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент списания денежных средств с расчетного счета, из кассы и иного способа выплат.

При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере их списания в производство.

 

6.5 Учёт товарообменных операций

НД: Письмо МФ РФ от12.02.93 № ЮУ – 4 – 06 / 17 Н «О порядке отражения в бух учёте товарообменных операций»

 

Для проведения операций взаимозачёта необходимо:

 

1. иметь кредиторскую задолженность одного из партнёров и, соответственно, дебиторскую – другого.

2. подтвердить эти задолженности актом сверки

3. иметь договор или обмен письмами о согласии партнёров на товарообменную операцию

Пример

ООО «ЛУЧ» приобрело материалы у ООО «Надежда» на сумму 300 000руб + НДС

 

10 – 60 = 300 000 (договор, накладная)

19 – 60 = 54 000 (счёт – фактура)

68 – 19 = 54 000 (расчёт бухгалтера)

ООО «ЛУЧ» предложило в счёт долга отгрузить ООО «Надежде» свою продукцию. Было получено согласие и оформлены вышеперечисленные документы. В результате ООО «ЛУЧ» отгружает свою продукцию по продажной стоимости в счёт долга.

 

62 – 90/1 = 354 000 (договор, накладная)

90/3 – 68 = 54 000 (счёт – фактура)

90/2 – 43 = 250 000 (бух справка)

90/9 – 99 = 50 000 (расчёт бухгалтера)

60 – 62 = 354 00 (бух справка)

При проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или

использовании в расчетах ценных бумаг перечислять сумму налога отдельным платежным поручением не нужно.

 

6.6 Учёт расчётов по авансам полученным

Если предприятие получило аванс от покупателя в счёт будущих поставок и не отгрузило в данном отчётном периоде продукцию в счёт полученного аванса, то оно обязано в этом периоде начислить с суммы полученного аванса НДС и перечислить его в бюджет. При получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру, а покупатель вправе принять входной НДС по данному счету-фактуре к вычету.

51 – 62/1 = 354 000 - поступила на расчётный счёт предоплата от покупателя (п/п, в.б.)

62/1 – 68 = 54 000 – начислен НДС с предоплаты (счёт – фактура)

68 – 51 = 54 000 – перечислен НДС в бюджет (п/п, в.б.)

 

В следующем налоговом периоде предприятие отгрузило свою продукцию в счёт полученного аванса.

62 – 90/1 = 354 000

После этого НДС начисляется в обычном порядке с суммы реализации, а сумму ранее начисленного с предоплаты НДС сторнируют. НДС в бюджет больше не перечисляют, т.к. оплата была произведена ранее.

Предоплату закрывают долгом покупателя.

90/3 – 68 = 54 000 – НДС по реализации

62/1 – 68 = - 54 000 – сторнируется НДС, начисленный с предоплаты

62/1 – 62 = 354 000 – перекрытие долгов.

 

Тема 7 Учет доходов организации и финансовых результатов

 

7.1 Учет доходов организации согласно ПБУ 9/99

НД: 1. ПБУ 9/99 «Доходы организации» Приказ МФРФ от 06.09.99

 

По счету 99 отражают финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, материалов, ОС, НМА, валюты и т. д. и внереализационные прибыль или убытки.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходами не признаются:

1. НДС, акцизы, экспортные пошлины и иные аналогичные, обязательные платежи.

2. Поступления от физических и юридических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам.

3. Поступления в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг.

4. Задаток, залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю.

5. Погашение кредита займа, представленного заемщику.

 

Доходы подразделяются на:

1. Доходы по обычным видам деятельности.

2. Операционные доходы.

3. Внереализационные доходы

 

7.1.1 Доходы по обычным видам деятельности

Отражаются по Кт 90/1 – выручка от реализации продукции, работ, услуг.

В предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считается арендная плата и т. д.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считается поступления, которые получены в связи с этой деятельностью.

 

7.1.2 Операционные доходы:

1. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации.

2. Поступления, связанные с участием в уставном капитале других предприятий и организаций включая проценты и иные доходы по ценным бумагам.

3. Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества).

4. Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

 

7.1.3 Внереализационные доходы

1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий поставки.

2. Активы, переданные безвозмездно, в том числе по договору дарения.

3. Поступления в возмещение причиненных организации убытков.

4. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

5. Суммы депонентской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

6. Курсовые разницы.

7. Сумма дооценки активов.

8. Прочие внереализационные доходы.

 

7.1.4 Чрезвычайные доходы

Поступления, возникшие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. д.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей оставшихся от списания непригодных к восстановлению активов и т.п.

 

Учет доходов для целей налогообложения ведется на основании НКРФ гл. 25

ст. 248 – 251.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.493 сек.