Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 3 страница

Поэтому более правильным представляется определение сущности человека через ряд наиболее важных его свойств и качеств. Сущность человека представляет собой систему взаимодействующих наиболее общих свойств. К ним относятся:

Организм человека как живая система, обладающая специфическими признаками (прямохождением, определенным физическим обликом, строением внутренних и внешних органов, физиологическими закономерностями их функционирования и т.д.). К организму человека следует отнести и биополе как тонкоматериальную его оболочку (если существование его будет достоверно установлено наукой).

Чувственность человека (душа) как чувственно-эмоциональная сфера, которая представляет собой более высокое качественное образование, чем чувственность животных.

Мышление (разум) и речь как орудие мышления, средство выражения мыслей и средство общения между людьми.

Духовность (дух) как системно-целостное единство внутреннего мира человека, его обобщенное выражение, которое определяет все многообразие внешних проявлений человека – его отношения к окружающему миру, другим людям и к самому себе.

Социальность как определенная система знаний, норм и ценностей, усвоение которой позволяет человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.

Способность к труду – к целесообразной деятельности, в процессе которой человек при помощи средств труда воздействует на природу и общество с целью создания предметов, условий, средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Указанные фундаментальные черты во взаимодействии образуют системное единство, которое и характеризует сущность человека в отличии от всех иных существ на Земле. Каждая из черт имеет многообразные проявления, формы существования, обусловленные различиями между людьми, природными и конкретно – историческими условиями их жизни.

Не следует отождествлять сущность человека с его существованием, как это делают, например, представители экзистенциализма - философии существования (Сартр, Марсель, Камю, Хайдеггер, Ясперс, Шестов, Бердяев и другие) – одного из влиятельных направлений в философии ХХ века. Самой важной категорией человеческого бытия они считают существование как чувственно – эмоциональное проживание жизни каждым человеком, своей судьбы. Экзистенциалисты поставили очень важную проблему подлинного и неподлинного существования человека, проблему ответственности каждого индивида за реализацию своей индивидуальности, за свою жизнь, судьбу. И хотя решение ее оказалось спорным, ибо основывалось на понимании человека лишь как духовного существа, а подлинное существование связывалось только с пограничными ситуациями, когда человек заглядывает в глаза смерти. Однако важность этой проблемы для каждого человека трудно переоценить.

Сущность человека, как и всякая сущность, есть нечто внутреннее, глубинное, сокрытое, что характеризует главное, специфическое в человеке. Существование есть то или иное (точное или неточное, правильное или неправильное, полное или частичное и т.д.) обнаружение, выражение сущности в жизнедеятельности человека. Сущность и существование неразрывно связаны, образуют противоречивое единство, ибо существование далеко не всегда соответствует сущности.

Поэтому справедлива мысль о подлинном и неподлинном существовании человека. При этом подлинным существованием считается то, которое соответствует сущности и более или менее точно выражает ее в различных формах человеческой деятельности. И напротив, неподлинным называется такое существование, которое не соответствует человеческой сущности и выражает ее искаженно, неверно, неточно. Это существование не в единстве, а в противоречии с сущностью индивида, что порождает у него состояние тревоги, заботы, недовольства. И в целом человеческое бытие протекает в борьбе подлинного и неподлинного существования. Это состояние хорошо выразил поэт Ф.И. Тютчев (Избр. произв. М.:1978.С.223):

О, вещая душа моя,

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!…

Однако единство сущности и существования не означает их совпадения, тождества. Существование богаче сущности, ибо оно включает в себя не только содержание внутреннего мира человека с его как существенными так и несущественными свойствами, но и всевозможные внешние проявления человека во всем богатстве его отношений к природе, обществу, другим людям и самому себе. Существование человека динамично, изменчиво, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся при всех изменениях существования. Однако, будучи устойчивой по отношению к существованию, сущность тоже меняется, хотя и гораздо медленнее существования. Сущность человека изменяется в длительной исторической перспективе в зависимости от развития общества, изменения конкретно – исторических условий существования индивида.

Историческое развитие существования человека закономерно приводит к тому, что сущность его тоже обретает конкретно – исторический характер. Это означает, с одной стороны, что у людей всех времен и народов есть общая человеческая сущность. Но с другой стороны, в сущности людей конкретно – исторической эпохи есть и то, что отличает их от людей других эпох.

В рамках же конкретно – исторической сущности можно говорить о разной сущности индивидов в зависимости от их положения в обществе. Например, при всей общности между рабами и рабовладельцами, крестьянами и помещиками, пролетариями и буржуа, трудящимися и номенклатурой, исполнителями и менеджерами и т. д. Между ними есть и существенные различия, обусловленные их социально – групповым существованием. Внутри любой социальной группы индивиды существенно различаются между собой в зависимости от того образа жизни, который они выбирают и ведут.

Человеческое бытие как противоречивое единство сущности и существования являются вместе с тем единством природного, биологического и общественного, социального бытия, их взаимодействием.

 

2.2. Биологическое бытие человека

Человек является живым, природным существом. Как живое существо он обладает телом, организмом. И это роднит его с другими живыми существами. Но в отличие от них он имеет не только организм, но и определенную систему свойств, которые характеризуют его как личность. Раньше эту совокупность свойств называли душой. Человек – единственное на Земле биосоциальное существо. Если другие некоторые существа поднимаются в своем развитии лишь до образования сообществ, то существование человека возможно только в обществе.

Тесное переплетение биологического и социального в человеке накладывает особую печать на его биологического и социального в человеке накладывает особую печать на его биологическое бытие и придает специфические черты его социальному бытию.

Как живое, активное существо человек постоянно взаимодействует с природой. Это означает, с одной стороны, что природа самыми различными своими факторами воздействует на него. В ряду этих факторов можно отметить стабильные (сила тяготения, солнечное излучение, состав и свойства атмосферы, гидросферы, литосферы и другие) и изменяющиеся (солнечная радиация, перепады температур, ветер, осадки, растения, микроорганизмы и т. д.). С другой стороны, человек воздействует на природу, на все ее сферы. Это ведет к изменению природной сферы, с которой человек опять вступает во взаимодействие. Многообразные взаимодействия человека с природой и образуют его биологическое бытие.

Биологическое бытие человека осуществляется на трех уровнях: организменном – как индивид, популяционном – как конкретно-исторические общества людей (построенные, как правило, на основе генетического родства) и биосферном – как человеческий род.

На организменном (индивидном) уровне действуют инстинкты жизни, которые свойственны человеку, как и всем живым существам. Это питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства и т.д. В то же время следует отметить, что биологическое бытие уже на индивидном уровне (и в большей степени на других) не только сближает человека с животным миром, но и выделяет из него. Биологическое бытие индивида (способы принятия пищи и осуществления выделений, половой акт и все, что с ним связано, течение болезни, взросление и старость и т.д.) отмечено печатью человеческой сущности, является именно человеческим бытием, которое характерно только для человека и ни для каких живых существ. Биологическое бытие образует существенную сторону человеческой жизни. Поэтому неверным представляется вывод Н.М. Бережного о том, что “биологическое бытие человека – это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования животного мира” (Бережной Н.М. Человек и его потребности. М., 2000.С.16).

Биологическое бытие индивида (а в большей степени популяций и человеческого рода) не идентично, а лишь сходно с бытием животных. Это означает, что они существенно различны при внешнем сходстве. Жизненная важность для человека его биологического бытия требует определения его не в качестве некоей предпосылки сущности, а в качестве самой сущности, К такому выводу ведет и характер бытия как противоречивого единства сущности и существования. В соответствии с ним, не может быть биологического существования человека без выражения его биологической сущности.

Индивид – это не только мужчина или женщина, ребенок или взрослый, белый или чернокожий, высокий или низкий, но и организм как определенным образом функционирующая система. Современная биология рассматривает живой организм как функциональную систему, которая действует в единстве внутренней активности организма, целенаправленности его поведения и вместе с тем обусловленности его внешней средой. Функциональная система динамически объединяет все элементы организма при взаимодействии его с внешней средой для обеспечения организму полезного результата. Взаимодействие элементов функциональной системы происходит энергетически и информационно. Обязательный момент функциональной системы – это возникновение цели действия, формирование решения и программы действия.

Центральное значение результата как стабилизатора системы определяет его соотнесенность со всеми звеньями функциональной системы:

- с потребностями организма в данный момент и в данных условиях;

- с отражением внешней среды чувственными органами как ожидаемого будущего;

- с программой исполнительных действий, вырабатываемых головным мозгом;

- с реальным осуществлением запрограммированного результата и т.д. (подробнее об этом см.: Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. Л.,1974.С.69-74).

Способом системного реагирования организма выступает доминанта, впервые установленная А.А. Ухтомским в явлениях нервной деятельности. Доминанта – это один из основных принципов системной организации индивида, который состоит в том, что элементы системы организуются в каждый данный момент времени таким образом, чтобы обеспечить жизненную активность в определенном (доминирующем) направлении. При этом доминанта может затрагивать то относительно узкие сферы жизнедеятельности, то охватывать всю жизнь индивида; быть кратковременной или долго господствовать в жизни индивида, становясь потребностью, установкой и т.п. Доминанта обеспечивает реагирование организма в связи с определенными условиями, объектами, ситуациями при временном отвлечении от других факторов, условий, объектов.

Развитие индивида как живого существа обусловлено следующими программами:

Генетической программой, которая передает биологически наследуемые как общечеловеческие, так и индивидуальные признаки.

Модификациями генетической программы, обусловленными спецификой индивидуального развития. Внешний мир, среда обитания человека представляет не просто условия для реализации внутренних возможностей развития, заложенных в генах, а нечто большее. Среда жизни может сверх этого так влиять на организм, что могут происходить изменения в генетической программе и эти изменения передаются по наследству. Примером этого могут служить наследственные заболевания, обусловленные хромосомными или генными мутациями под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Поскольку неблагоприятными внешними факторами выступают, прежде все0го экологические, то их можно назвать экологическими программами влияния на развитие индивида.

Социальной программой как системой социальных условий жизни индивидов. Влияние социальной программы на индивидуальное развитие оказывается различным у разных индивидов потому, что каждый человек вырабатывает свою, индивидуальную программу развития.

Человек является не только частью живой природы, но и продуктом ее длительной эволюции. Согласно современным научным данным, человек произошел от животного предка – человекообразной обезьяны. Становление предков современного человека находится в прямой связи с ритмическими изменениями климата нашей планеты, которые являются результатом взаимодействия всех сфер нашей планеты друг с другом и с космосом. Космические воздействия складываются из взаимодействия планет солнечной системы, изменения орбит Земли и Солнца под воздействием других планет и галактик. Однако решающую роль сыграло внебиологическое приспособление человекообразных обезьян к меняющимся природным условиям – выработка способности к предметно – преобразующей деятельности – к труду.

Организм человека функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня и кончая уровнем организма. Это позволяет ему функционировать в широком диапазоне условий, легко приспосабливаться к непредсказуемому поведению внешней среды. Отчасти поэтому человек живет в столь различных природных условиях нашей планеты.

Специфически взаимодействует человек с природой на популяционном уровне. Признаком популяционных объединений людей (в конкретно – исторические общества) является генетическое родство членов общества, ибо всякое общество уходит своими корнями в родоплеменную организацию жизни людей. Зависимость популяций от природных основ многообразна. Считается доказанной, например, зависимость физиологических особенностей людей различных популяций от природной среды обитания. Исследования Т.И. Алексеевой показали, что между человеческими популяциями существуют различия по энергетическому обмену. (См.: Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М.,1977). Он повышается в зависимости от высоты над уровнем моря, с понижением температуры окружающей среды и повышением влажности, а также коррелирует по белковому обмену и уровню гемоглобина.

Очевидны и морфологические различия, часть из которых, как и физиологические, закреплены наследственно и разнятся у популяций в зависимости от среды обитания. Так, отмечается влияние гравитационных и электромагнитных полей Земли на процесс расообразования. Существует зависимость ширины носа человека от температуры и влажности среды. Рост человека и относительная поверхность его тела коррелируют со среднегодовым количеством осадков и среднегодовой температурой воздуха. Крупная цилиндрической формы грудная клетка арктических аборигенов является одним из природных приспособлений для облегчения процесса газообмена в условиях холода. Все это свидетельствует об экологической дифференциации популяций.

Наконец, человек взаимодействует с природой на биосферном уровне. Здесь он выступает как совокупный человеческий род. И важнейшим его отличительным признаком стал разум, который позволил человечеству неизмеримо расширить, по сравнению с животным миром, приспособительные возможности для жизнедеятельности в различных климатических, географических и социальных условиях. Как разумное существо человек есть вершина в развитии живой природы на Земле. Появление разума было не только закономерным этапом в развитии биосферы, но и коренным переломом. Ибо с возникновением человеческого разума природа получила возможность познавать саму себя. Благодаря разуму человек, в отличие от других живых существ обрел внегенетическую (социальную) память и общественную организацию жизни. Благодаря культуре человек не наследует формы жизнедеятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела. Формы деятельности передаются ему через формы предметов, созданных человеческим трудом. Поэтому индивидуальное освоение человеческой деятельности превращается в особый процесс, который формирует духовный мир человека – процесс воспитания и образования.

Человечество за счет новых научно – технических, социальных достижений вырабатывает новые механизмы биологической эволюции. В настоящее время установлены разные типы реагирования людей на изменения природной среды за счет человеческих воздействий: типы “спринтер”, ”стайер” и смешанный, т.е. типы людей, сравнительно быстро меняющие свои генетические свойства, и инертные типы, неспособные к такой адаптивной перестройке. Биосоциальная эволюция человечества в нашу эпоху сопряжена с рождением “коллективного общепланетарного мозга” в виде людей, обладающих высокоразвитым интеллектом, понимающим общепланетарные, глобальные проблемы человечества и оснащенным современными техническими, информационно-техническими средствами. Развитие в этом направлении ведет человечество к созданию общепланетарного Разума. Соединенный с коллективной Волей он позволит решить экологические проблемы и обеспечить дальнейший прогресс человеческого рода. Под влиянием мысли и труда объединенного человечества биосфера будет превращена в ноосферу – сферу разумной (т.е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) организации взаимодействия человека и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, которое привело к экологическим проблемам, создало угрозу не только здоровью, но даже жизни людей. Между тем для человека как природного существа высшей ценностью является здоровье. В этой связи трудно не согласиться с А. Шопенгауэром, который писал, что “девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают… Отсюда вывод, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях: вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья ”(Человек.М.,1995.С.281).

Парадокс заключается в том, что биологическая сущность человека определяет его конечность, ставит объективные пределы его жизни. В условиях собственной смертности человек ищет смысл жизни. Ведь смерть – это не просто прекращение существования организма, это нечто большее. Умирает не только биологическое существо но и личность, наделенная разумом. Человек как личность осуществляет социальное бытие. И то или иное осуществление социального бытия дает человеку средство для разрешения извечного парадокса жизни при осознании ее конечности и неизбежности смерти.

 

2.3. Социальное бытие человека

Человек выделился из природы благодаря формированию труда как предметно-преобразующей деятельности, осуществляемой объединенными в общество людьми. Отсюда и главным противоречием человеческого бытия явилось противоречие между природным и социальным. В то время как у животных таким фундаментальным противоречием является противоречие ассимиляции (усвоения данных природой веществ) и диссимиляции (различных выделений). Природа ничего не дает человеку в готовом виде (или почти ничего), поэтому он вынужден предметно преобразовывать вещества природы, чтобы получить все необходимое для жизни.

Человек возникает как биологически беспомощное существо. У него нет унаследованной (генетической) программы, которая бы подсказывала ему, какие принимать решения в той или иной ситуации. Но эту биологическую беспомощность ему компенсирует социальное бытие.

В самом общем виде социальное бытие человека – это противоречивое единство его социальной сущности и существования в обществе. При этом следует различать понятия общества и социума (социального). Общество – это самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, который обладает специфическими законами организации, функционирования и развития. Социум или социальность – это не природная (надприродная) реальность. Для пояснения различий между обществом и социумом К.Х. Момджян берет такой пример (см.: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА – М, 2001.С.265-267). Когда Робинзон Крузо жил один на необитаемом острове, он осуществлял человеческие действия, создавая для себя искусственную среду, отличную от природной среды. Эту – социальную – среду образовали жилище, забор, зонтик от дождя и солнца, сшитая из шкур животных одежда, прирученные козы, выращиваемые злаки, инструменты, оружие и т.д. Он создал социальное как системную совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из природы. Когда же на острове появился Пятница, возникло некое подобие человеческого общества – микроколлектив, основанный на взаимодействии людей. Это взаимодействие породило особое отношение между Робинзоном и Пятницей по поводу вещей (отношение собственности), отношение господства и подчинения – отношения власти. Взаимодействие Робинзона и Пятницы выявило и огромные культурные различия между ними обусловленные их прошлой жизнью в разных культурно – исторических обществах (разные типы мышления и чувствования, разные манеры работы, общения, отдыха и т.д.). Таким образом, во втором случае можно говорить об обществе как организационной форме коллективной деятельности людей, как способе воспроизводства социальности, а в первом случае – о самой социальности как специфически человеческом способе бытия.

Способом существования общества, социума является, по убеждению большинства философов, предметно - преобразующая деятельность людей. В каких бы формах не существовало социальное, оно представляет собой те или иные моменты, этапы, стороны, свойства, формы человеческой деятельности. Так, все предметы, образующие социум, социальные институты, отношения, нормы и правила общественной жизни являются результатами деятельности людей. Общественный характер приобретают все предметы природы, как только они вовлекаются в человеческую деятельность. У них возникают социальные качества разных порядков, например, быть предметом купли – продажи, выполнять ту или иную потребительскую функцию, быть выразителем тех или иных общественных отношений и т.д. (подробнее об этом см.: Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., Политиздат,1976.С.67-114),

Общества, как и природные живые существа, стремятся главным образом к самосохранению в среде существования. Но если животное делает это на основе генетической программы, с помощью безусловных и условных рефлексов, изменяя себя и свое поведение, то человек – на основе целеполагания, с помощью разума, предметно изменяя среду своего существования (как природную, так и социальную). При этом человек действует как социально – природное, космопланетарное существо.

По мере развития человечества механизмы приспособления к окружающей среде постоянно совершенствуются за счет отбора и закрепления наилучших форм индивидуальной, популяционной (общественной) и видовой (общечеловеческой) жизнедеятельности. У человека в связи с его социальной деятельностью, в связи с трудом выработался такой вид психосоциальной активности, который обозначают в литературе как реакцию Прометея. Человек действует таким образом, что происходит сочетание (взаимодействие) животных механизмов реагирования и специфически человеческих. В реакции Прометея социальная установка на выполнение жизнедеятельности активизирует, концентрирует психофизиологические резервы организма на достижение поставленных целей. Особенно сильно реакция Прометея проявляется в ситуациях с максимальной социальной творческой отдачей, например, в спорте, науке, искусстве.

Таким образом, человеческая деятельность, в отличии от активности животных, имеет исторически – прогрессивный характер. В любой конкретно - исторический момент она содержит в себе не только прошлое – все ценное из накопленного опыта, но и будущее в виде ближайших и отдаленных перспективных целей.

Наконец, важнейшей специфической особенностью человеческой деятельности является ее орудийность. Только люди осуществляют воздействие на окружающую их среду специально созданными средствами труда, не природными, а искусственными орудиями (от лопаты, пилы, топора до роторного экскаватора и других сложнейших конструкций). Целенаправленный процесс совершенствования орудий деятельности все больше освобождает человека от природной зависимости и позволяет все больше подчинять своему контролю условия своего существования.

В предметно–преобразующей человеческой деятельности совершается превращение природных явлений в социальные. При этом не обязательно материальное преобразование предмета природы (хотя оно и чаще осуществляется), достаточно вовлечения его в орбиту человеческой жизнедеятельности. Процесс производства, функционирования и потребления социального представляет собой взаимодействие опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание – это процесс наделения предмета социальными качествами. В процессе производства любой вещи происходит перенос на нее социальных качеств человека (его знаний, умений, способностей, целей и т.д.) с помощью средств, которые были выработаны предшествующими поколениями или другими людьми – современниками (орудий труда, зданий, транспортных и энергетических средств и т.д.) для общественного использования (в качестве полуфабрикатов для последующего производства из него другой вещи, в качестве средства труда, в качестве предмета промышленного, бытового или иного какого-либо потребления). Например, столяр изготавливает стул из соответствующих полуфабрикатов (пиломатериалов) с помощью специальных инструментов (рубанка, фуганка и т.д.) в целях продажи его для употребления в быту. В процессе производства столяр вкладывает в этот стул не просто свои знания и умения, а свои социальные качества: от знаний, которые он получил не от рождения в генах, а в процессе общественного воспитания и образования, до общественных функций, ради выполнения которых осуществляется изготовление стула.

Опредмечивание отличается от простого изменения вещей животными, природными условиями или машинами, роботами тем, что человек действует как индивидуализированная социальность, а не просто как человеческий индивид. Поэтому в результате опредмечивания и возникает новая социальность, которой раньше не было. В этой новой социальности человек частично опредметил себя самого, ибо одинаковые вещи, производимые разными индивидами всегда несут на себе печать индивидуальности, индивидуального воплощения одних и тех же социальных свойств.

В процессе опредмечивания живая деятельность человека воплощается не только во внешнем, предметном результате, но и в качествах самого человека. Ведь изготавливая какой – либо предмет, человек совершенствует свои производственные навыки, глубже познает материал, из которого он делает вещь, используемые инструменты и другие средства труда, устанавливает еще более тесные связи с другими людьми (поставщиками сырья и других ресурсов, своими компаньонами и смежниками, сбытчиками продукции и ее потребителями). Короче говоря, человек развивается сам. Таким образом, изменяя в процессе опредмечивания мир, человек изменяет и самого себя.

Противоположное опредмечиванию распредмечивание есть процесс овладения социальными качествами. Используя предмет по его прямому назначению, человек усваивает те социальные качества, которые были заложены в него в результате опредмечивания. Тем самым осуществляется передача социально – исторической, культурной эстафеты от одного поколения к другому, от одного человека к другому. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные предметы, когда он своей деятельностью включает их в общественный мир без их материального преобразования (например, превращение водопада в объект туристических экскурсий). Распредмечивание – это универсальное средство передачи социальных качеств во времени и пространстве от одних людей к другим.

Опредмечивание и распредмечивание как противоположные по направлению два процесса человеческой деятельности определяют происхождение, существование и развитие социального бытия человека. Социальные предметы живут только человеческой жизнедеятельностью. При всей своей природной определенности общественные предметы существуют в сфере социального бытия человека и развиваются исторически по внеприродным – общественно - историческим законам.

Опредмечивание и распредмечивание постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга. Производя какой-то предмет, человек использует другой предмет, распредмечивая его при этом. Произведенный (опредмеченный) предмет обязательно распредмечивается в то или иное время, в том или ином месте. Единство и взаимопереход опредмечивания и распредмечивания обусловливается человеческой деятельностью, которая переходит из своего процессуального состояния в предметное и обратно.

Социальное бытие человека, осуществляемое человеческой деятельностью в виде опредмечивания и распредмечивания, есть воплощение его сущности в различных его формах общественно – исторического существования. Социальное бытие человека есть результат и предпосылка человеческой деятельности. Мир человека – это мир социальной истории, мир человеческой культуры. Каждый человек – это индивидуализированное воплощение социального бытия в его конкретно- исторических формах. Великий немецкий поэт Гете гениально заметил: “Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история ”.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций 2 страница | Курс лекций 4 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.