Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 8 страница




5) Художественные потребности – это потребности в образном моделировании действительности, воплощаемом в произведениях искусства (литературы, кино, театра и т.д.); это потребность в особом освоении мира. «Специфика художественного освоения, - замечает М.С. Кветной,-состоит в том, что предметом образного моделирования выступает не просто действительность сама по себе, а в соотнесенности с человеком, его потребностями, интересами, целями и идеалами. Поэтому в процессе художественной деятельности совершается идеальная реконструкция бытия, воссоздающая ее не в чисто объективных связях и свойствах, а в неком преображенном виде” (Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). – Саратов, 1974. – С. 135).

Биологические и социальные потребности человека находятся в тесном взаимодействии. Это означает, что, с одной стороны, биологические потребности оказывают воздействие на социальные потребности. Они побуждают индивида к различным видам деятельности и через них выступают источником существования и развития общественных организаций, систем, отношений; являются основой для существования потребностей; своим развитием подталкивают к развитию социальные потребности. С другой стороны, социальные потребности оказывают воздействие на биологические потребности. Под воздействием социальных факторов (и прежде всего потребностей) животные нужды древнейших обезьян превратились в человеческие потребности. И в дальнейшем историческое развитие социальных потребностей (особенно производственных, экономических) определяло уровень развития и характер удовлетворения биологических потребностей. Например, удовлетворение потребности в пище было одним в первобытном обществе, другим – в средневековом и третьим – в современном.

 

7.2. Материальные и духовные потребности

 

Биологические и социальные потребности человека конкретизируются в материальных и духовных потребностях. Биологические потребности человека, выражая низший уровень его сущности в сравнении с социальными, имеют и менее развитую конкретизацию (дифференциацию) их на материальные и духовные. В основном биологические потребности сводятся к материальным потребностям в пище, одежде, жилище. Духовные потребности биологического порядка связаны лишь с определенными условиями, обеспечивающими нормальное функционирование психики. Например, любой человек не может нормально себя чувствовать и воспринимать окружающий мир, когда на него постоянно кричат или ругают его. Всякие ненормальные условия функционирования человеческой психики чреваты ее срывами, патологическими состояниями, психическими заболеваниями. Социальные как более развитые по сравнению с биогическими потребности человека имеют и более сложные, конкретизированный характер как в материальном, так и в духовном плане.

Что же представляют собой матриальные и духовные потребности, в чем их специфические особенности? Специфика любой потребности обусловливается предметом, на который она направлена. Отсюда вытекает, что материальные потребности – это те, которые направлены на овладение, освоение материальных, т.е. обладающих физико-химическими свойствами, чувственно воспринимаемых предметов. И напротив, духовные потребности – те, которые направлены на овладение, освоение идеальных (духовных), т.е. не обладающих физико-химическими свойствами и чувственно не воспринимаемых явлений. Духовные (идеальные) явления существуют в двух формах: 1) в своей собственной – идеальной форме (например, знание в голове индивида) и 2) в материальной форме (например, в звуковых колебаниях человеческой речи, в печатном тексте книг, газет, журналов, в магнитных пленках и лазерных дисках, в балетных телодвижениях человека и т.д.). Материальные предметы, явления, процессы общественного порядка выступают формой внешнего выражения, кодированным носителем идеального. Иначе можно сказать, что материальные предметы в обществе являются необходимым средством внешнего выражения, сохранения и передачи идеальных явлений. Поэтому удовлетворение духовных потребностей в принципе невозможно без присвоения (использования, овладения) материальных предметов, которые выступают носителем духовных явлений, благ, ценностей. Духовные потребности предполагают использование разнообразных материальных предметов, их материальности, но не самой по себе, а в качестве носителя духовности. В то время как материальные потребности предполагают потребление (поедание, использование, уничтожение) материальных предметов из-за их особой, специфической материальности, телесности самой по себе. Съедобными предметами, к примеру, человек удовлетворяет свою потребность в пище, носильными предметами – потребность в одежде и обуви и т.д.

К материальным следует отнести и потребности в предметах, которые используются для производства, распространения и потребления духовных благ. Ведь само по себе владение такого рода предметами еще не означает реализацию духовных потребностей. Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, что вряд ли связано с духовными потребностями, или вообще ничего не смотреть.

Чем более развиты индивиды, общество, человечество, тем более развиты и их как материальные, так и духовные потребности. Степень их развития проявляется, прежде всего, в их дифференциации. Первобытный человек обладал немногими вещами, которые свидетельствовали о невысоком уровне развития его потребностей. Современный человек обладает и овладевает очень многими вещами, что выражает высокий уровень развития его как материальных, так и духовных потребностей. При общем высоком уровне современного развития потребностей, конечно, существуют большие различия между разными регионами, обществами, социальными группами и индивидами. Отвлекаясь от этих различий, можно указать на высокую дифференциацию потребностей в наиболее развитых странах.

Дифференциация потребностей зависит, прежде всего, от уровня развития общественного разделения труда. Чем больше разных видов деятельности осуществляют индивиды и соответственно, чем больше существует видов общественных отношений, тем белее разнообразны в данном обществе потребности. Специфические виды деятельности и возникающие на их основе общественные отношения образуют самостоятельные сферы общественной жизни. Каждая из них складывается из определенных видов деятельности, опосредованной соответствующими вещами (например, материально- производственная деятельность людей предполагает использование соответствующих станков, инструментов, оборудования, сырья, полуфабрикатов, источников энергии, транспорта и т.д.), и общественных отношений, организационно оформленных в соответствующих социальных институтах (министерствах, отраслевых объединениях, предприятиях, фирмах, финансовых учреждениях и т.д.). И хотя в каждой сфере удовлетворяются как материальные, так и духовные потребности, но главное назначение каждой из них обусловлено удовлетворением одного какого-либо вида потребностей. Так, в материально-производственной (экономической) сфере общества могут функционировать научные и образовательные учреждения, связанные с удовлетворением духовных потребностей – добыванием нового знания и обучением новых кадров для производства. Однако главное направление экономической сферы – производство всевозможных вещей для удовлетворения материальных потребностей всех социальных субъектов от индивида до общества в целом.

Общественное разделение труда выражается в формах с разной степенью обобщения. Например, потребность в вещах удовлетворяется в материально – производственной сфере, которая включает деятельность (труд) разной степени обобщения: материально – производственную деятельность; производство средств производства и производство предметов потребления; в производстве средств производства – тяжелое машиностроение, среднее и легкое; в производстве предметов потребления – пищевая промышленность, текстильная, швейная, обувная и т.д.; на каждом промышленном предприятии конкретное разделение труда выражается в управленческом труде, основном производстве и вспомогательных видах деятельности, каждый из них (трех указанных) осуществляется в самых конкретных формах деятельности людей: директора его заместителей, главных специалистов, рабочих (токарей, слесарей, фрезеровщиков, кладовщиков, инструментальщиков, сборщиков и т.д.).

В зависимости от уровней обобщения общественного разделения труда могут быть выделены и потребности разной степени общности вплоть до конкретных видов.

Наиболее общей классификацией материальных потребностей является их деление на:

Производственные (экономические) – потребности в производстве вещей любого назначения (потребительских и производственных, продовольственных и промышленных, для материальной и духовной деятельности и т.д.). К производственным потребностям, пожалуй, следует отнести и такие, как энергетические, транспортные и потребности в средствах информации, ибо они являются необходимыми условиями функционирования процесса производства. В то же время они выходят за рамки собственно сферы производства и являются необходимыми условиями существования всего общества и соответственно всех его потребностей (как материальных, так и духовных).

Политические – потребности функционирования и развития власти в обществе, потребности в управлении обществом.

Правовые – потребности в регулировании отношений между людьми материальными средствами (с помощью законодательных, исполнительных и судебных органов).

Семейно-бытовые потребности связаны с удовлетворением материальных потребностей и созданием материальных условий для удовлетворения духовных потребностей в семье или во внерабочее время.

Медицинские – потребности поддержания здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.

Спортивно–физкультурные – потребности физического развития людей и укрепления здоровья за счет этого.

Каждая из наиболее общих материальных потребностей конкретизируется в менее общих и конкретных видах материальных потребностей. Например, спортивно-физкультурные потребности делятся на спортивные (профессиональные) и потребности физической культуры (любительские); по видам спорта выделяют: зимние и летние, командные и одиночные; футбольные, легкоатлетические, гимнастические и т.д. и т.п.; а дальше можно конкретизировать потребности в каждом виде спорта.

Наиболее общей классификацией духовных потребностей может быть их деление на:

Нравственные – потребности в регулировании отношений между людьми духовными средствами (с помощью моральных норм, заповедей, традиций, идеалов и т.д.).

Эстетические – потребности в ценностях и оценках с точки зрения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, а также потребности в художественной деятельности (литературной, музыкальной, театральной, кинематографической, живописной и т.д.)

Научные – потребности в объективных знаниях о действительности.

Философские – потребности в мировоззрении, в понимании общества и человека, места человека в мире и смысла его жизни.

Религиозные – потребности в сочувствии, сострадании, душевном сопереживании относительно человеческого существования и смысла его жизни.

Каждая из наиболее общих духовных потребностей тоже находит свою конкретизацию в менее общих и конкретных видах потребностей.

При всем различии между материальными и духовными потребностями они находятся в тесном взаимодействии. С одной стороны, любая деятельность, связанная с функционированием материальных потребностей, содержит в себе в качестве момента, стороны духовную потребность. Например, приготавливая какое-то блюдо для удовлетворения голода, человек руководствуется не только полезностью продуктов, но и стремится к тому, чтобы блюдо было красивым, т.е. стремится к удовлетворению эстетической потребности, которая в свою очередь способствует лучшему удовлетворению материальной потребности. С другой стороны, удовлетворение любой духовной потребности невозможно без соответствующей материальной базы, которая является результатом удовлетворения определенных материальных потребностей (например, в производстве музыкальных инструментов, киносъемочной и кинопроекционной аппаратуры, холстов и красок, театральных декораций и т.д.).


Лекция 8. Структура обслуживания потребностей

 

8.1. Сферы общественной жизни как сферы удовлетворения потребностей.

8.2. Малые социальные группы как организационные формы удовлетворения потребностей.

8.3. Роль семьи в удовлетворении потребностей.

 

8.1. Сферы общественной жизни как сферы удовлетворения потребностей

Общество функционирует как целостное системно-динамическое образование. Системный характер его определяет дифференциацию на составные элементы, которые находятся в сложном взаимодействии между собой. Такими наиболее общими элементами являются сферы общественной жизни. В каждой из них осуществляется специфический вид человеческой деятельности, а в совокупности они обеспечивают жизнедеятельность общества.

Как известно, всякая человеческая деятельность связана с реализацией какой – либо потребности, которая будучи побудителем определяет так или иначе все остальные ее элементы и прежде всего результат, служащий удовлетворению потребности. Специфика деятельности в каждой сфере общественной жизни обусловлена общественной потребностью нормального функционирования и развития. Например, сфера политической деятельности служит удовлетворению общественной потребности во власти и управлении, без которых невозможна никакая совместная деятельность множества людей.

В обществе стихийно или сознательно складываются на определенном этапе его исторического развития соответствующие сферы. Так, материально-производственная сфера как сфера удовлетворения производственных потребностей возникает стихийно с возникновением общества. Но когда люди достигают достаточно высокого уровня развития, что связано с политическим созреванием больших социальных групп, с появлением научного мировоззрения, тогда их сознательное воздействие на материально- производственную сферу усиливается. И становится тем эффективней, чем точнее и глубже отражает материальные потребности общества, пути, формы и средства их удовлетворения.

В обществе существует столько сфер, сколько имеется у него видов потребностей. Современное развитое общество имеет следующие сферы: материально-производственную, социальную, политическую, правовую, семейно-бытовую, спортивно-физкультурную, транспортную, энергетическую, образовательную, нравственную, эстетическую, научную, философскую, религиозную.

Механизм функционирования каждой сферы общественной жизни представляет собой взаимодействие следующих специфических элементов:

1. Социальные субъекты, т.е. наличие определенных индивидов, малых и больших социальных групп, которые осуществляют деятельность, служащую для удовлетворения именно этого вида потребностей. Например, в материально-производственной сфере трудятся коллективы бригад, участков, цехов, заводов, фабрик, металлурги, машиностроители, инженеры, токари, слесари-сборщики и т.д.. В эстетической же сфере трудятся писатели, художники, композиторы, певцы, работники кино и телевидения, журналисты и т.д.. Есть и группы людей, которые своей деятельностью участвуют в материальном производстве, но реализуют в нем духовные потребности, например, эстетические (архитекторы, дизайнеры). И наоборот, в сфере эстетической могут реализоваться материальные потребности, например, в деятельности рабочих сцены, которые строят театральные декорации, или в деятельности костюмеров, бутафоров.

2. Средства деятельности, используемые для удовлетворения именно данного вида потребностей. Так, в материально-производственной деятельности используются соответствующие станки, инструменты, приборы, приспособления и т.д.. В эстетической сфере используются такие средства, как книги, газеты, журналы, аудио- и видеозаписи, музыкальные инструменты, театральный реквизит, телевизионная аппаратура и т.д.. К специальным средствам, используемым в той или иной сфере общественной жизни относятся соответствующие здания и сооружения (корпуса заводов и фабрик, здания законодательных, исполнительных и судебных органов, музеи, театры, клубы, библиотеки, кино- и концертные залы и т.д.).

В качестве средства деятельности могут выступать не только орудия труда и другие предметы, но само поведение человека, его отношение к другим людям. Например, отношение к человеку, попавшему в беду, выражаемое в участии, стремлении посочувствовать или помочь выйти из затруднительного положения будет средством проявления нравственности, альтруизма, а равнодушие, насмешливое или даже злорадное – безнравственности, эгоизма. То или иное поведение человека, связанное с жизненными позициями и ориентациями, выступает в качестве основного средства деятельности в таких сферах общественной жизни, как нравственная, философская, религиозная. Вещно-предметные средства в них выступают как вспомогательные.

3. Общественные отношения как форма связи, устанавливаемая между людьми по поводу реализации того или иного вида общественных потребностей. Социальные субъекты, используя соответствующие средства, осуществляют определенную деятельность с целью удовлетворения потребностей. Но поскольку эта деятельность имеет не цельный, а разделенный характер (из-за постоянного развития общественного разделения труда между людьми с целью повышения его производительности и качества производимых продуктов), постольку объективно складываются между людьми постоянные. существенные, устойчивые связи – общественные отношения. Например, в сфере материального производства кооперационное разделение труда, обусловленное уровнем развития техники и технологии создает технико-технологические отношения между людьми, а разделение труда, обусловленное руководящей и исполнительской деятельностью, характером собственности на средства и предметы труда, отраслевым разделением труда и другими его видами на уровне общества порождает определенные общественные производственные отношения. И они зависят от конкретно-исторического уровня развития общественного разделения труда.

Поэтому можно говорить о специфических отношениях, складывающихся в каждой сфере общественной жизни: производственных, политических, нравственных, эстетических и других общественных отношениях. Поскольку общественные отношения функционируют за счет профессиональной деятельности людей (за которую они получают заработную плату или иное вознаграждение) и имеют вещно-предметное оформление, закрепление, постольку они существуют постоянно. И могут лишь развиваться или деградировать во времени.

Сферы общественной жизни выступают пространством, в котором реализуются соответствующие общественные потребности. И это главное их назначение, ибо сферы складываются для обеспечения нормального функционирования общества. Поэтому в них реализуют свои соответствующие потребности прежде всего большие социальные группы (социальные классы, слои, племена, народности, этнические группы и т.д.), которые являются специфическими носителями, субъектами общественной жизни. Но и другие социальные субъекты (неспецифические носители общественной жизни – индивиды и малые социальные группы) могут только в этих сферах удовлетворять свои соответствующие потребности. И по меньшей мере странно выглядел бы человек, который, к примеру, пришел в суд для решения своего гражданского дела и стал бы распевать там популярные арии из опер, т.е. стремился бы удовлетворить свою потребность в несоответствующей сфере.

Потребности и интересы разных социальных субъектов вступают в противоречия. Относительно материальных потребностей это обусловлено извечным недостатком материальных благ в обществе. Ведь возрастающие по мере их удовлетворения потребности закономерно обгоняют в своем развитии процесс производства материальных благ. Вместе с тем происходит постоянный рост населения на земном шаре, да еще и сопровождается периодически демографическими взрывами. И как закономерное следствие этих процессов – возникновение противоречий между материальными потребностями и интересами больших социальных групп и других социальных субъектов. Эта проблема в свете ограниченности природных ресурсов (и даже исчерпаемости некоторых из них) сохранит свою актуальность, а может и повысит остроту уже в ближайшем будущем.

Относительно духовных потребностей противоречивость между людьми обусловлена прежде всего материальными потребностями больших социальных групп. Противоположные материальные интересы больших социальных групп закономерно порождают их разное отражение в сознании. Как только большая социальная группа достигает политической зрелости, это отражение переходит из фрагментарного, поверхностного, несистематизированного понимания в групповую, классовую идеологию – систему воззрений на коренные (прежде всего материальные) потребности и интересы группы, пути и средства их наилучшего удовлетворения, место и роль данной группы в обществе. Первым в истории человечества политически зрелым классом оказалась буржуазия, которая осуществив в Новое время в разных странах Европы буржуазные революции, добилась своих политических притязаний. Следующим политически зрелым классом в Европе стал в 40-е годы XIX века пролетариат, идеологией которого явился марксизм. В современном развитом обществе противоречивость материальных интересов больших социальных групп (классов) утратила свою остроту, антагонистичность (непримиримый характер), но сохраняется как одно из движущих противоречий общественного развития. Это видно на примере США и Западной Европы.

Кроме этого различные и в том числе противоречивые взгляды на одни и те же духовные потребности порождаются объективными и субъективными духовными различиями между людьми. Объективные различия обусловливаются общественными факторами: существующими в обществе мировоззрениями (мифологическим, религиозным, научным) и характером отношений между ними, состоянием духовной атмосферы в обществе (демократическая или диктаторская, тоталитарная), уровнем развития системы воспитания и образования подрастающего поколения и т.д.. Субъективные духовные различия между людьми порождаются индивидуальностью каждого человека (задатками, способностями, талантами, мерой их развития и реализации), жизненным опытом и складывающейся судьбой, характером микросреды личности, которую каждый формирует по своему разумению и т.д..

Среди всех сфер общественной жизни выделяются в качестве основных материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Именно в этих сферах удовлетворяются важнейшие общественные потребности материального порядка – экономические и политические, системно-организационного – социальные и духовного порядка в самом общем виде - духовные. Характер взаимодействия основных сфер общественной жизни глубоко раскрыт В.С.Барулиным (См.: Барулин В.С.Диалектика сфер общественной жизни. – М.,1982). Главная закономерность этого взаимодействия состоит в том, что на любом историческом этапе развития общества материально-производственная сфера прямо или косвенно обуславливает все сферы общественной жизни.

Вместе с тем при всей первичности материально-производственной сферы некоторые из сфер оказывают на нее обратное и довольно существенное воздействие. Особенно сильное воздействие оказывает политическая сфера: положительное при точном отражении политической властью внутренних, объективных закономерностей развития экономики и действии в соответствии с ними и отрицательное при непонимании объективных законов развития экономики или произвольном отбрасывании их, игнорировании в политической деятельности. Другие сферы общественной жизни оказывают на материально-производственную меньшее воздействие и главным образом через политическую. Имеется сложное, многообразное взаимодействие и между всеми неосновными сферами общественной жизни, что требует специального исследования.

 

8.2. Малые социальные группы как организационные формы удовлетворения потребностей

Во взаимодействии общества с индивидом малые социальные группы занимают место посредника. Связующего звена. Действительно, с одной стороны, индивид включается в общественную жизнь посредством вхождения в ту или иную малую социальную группу. И выполняя в ней определенную функцию, он вносит свою лепту в общественную жизнедеятельность. Это касается прежде всего тех групп, в которых индивиды трудятся профессионально, за определенную плату, - коллективов фабрик, заводов, предприятий, государственных органов, редакций газет, журналов, радио и телевизионных каналов и т.д., а также других малых групп, в которых индивиды действуют безвозмездно – всевозможные добровольные общества (рыболовов и охотников, юных натуралистов и т.п.) и прочие устойчивые объединения по интересам (фанатов того или иного футбольного клуба, дружеских компаний, завсегдатаев определенного места проведения досуга и т.п.). Только через малые социальные группы индивиды могут входить в большие социальные группы, которые являются специфическими носителями общественной жизнедеятельности. Поэтому малые социальные группы выступают организационными формами включения индивидов в общественную жизнедеятельность и соответственно реализации общественных потребностей.

С другой стороны, общество не может непосредственно ни воздействовать на индивида, ни привлекать его к выполнению того или иного вида деятельности. Не большие, а именно малые социальные группы выступают проводниками любого общественного влияния на индивида. Например, взыскать налоги с каждого индивида общество может только при создании сети местных налоговых органов (малых социальных групп), имеющих постоянную пространственную локализацию. И это позволяет им либо непосредственно, либо опосредованно через другие малые социальные группы (бухгалтерии предприятий и организаций, отделения сбербанка или других банков) систематически взимать налоги с населения. Для каждого специфического воздействия общества на индивидов создаются специальные малые социальные группы: для воспитательного и образовательного воздействия – детские ясли и сады, школы, колледжи, вузы, аспирантуры; для привлечения к исполнению военных обязанностей – военкоматы и многообразные воинские подразделения; для обеспечения коммунальными услугами – соответствующие организации (горгаз, водоканал, теплоцентрали, энергоучастки и т.д.)

К малым социальным группам относят немногочисленные общности людей, находящиеся между собой в непосредственной личном общении и взаимодействии. По определению авторов социологического словаря, «для членов такой общности характерно общее чувство внутренней принадлежности к группе, хотя это не исключает различий между ними по социальным ролям, взглядам, мнениям, оценкам и степени влияния (проблема лидерства)» (Социологический словарь. – Минск,1991.-С.222). Малые социальные группы делятся на формальные и неформальные. Первые имеют социально определенный и юридически зафиксированный статус (например, коллектив предприятия, учреждения, вуза и т.д.). Члены этих групп связаны социально заданной деятельностью и определенной иерархической структурой соподчиненности. Вторые – неформальные группы – отличаются тем, что направление их деятельности, система межличностных отношений и, как следствие, другие признаки обусловливаются не обществом, а самими индивидами, объединяющимися в эти группы ради осуществления определенной деятельности и достижения единой цели. По форме существования эти группы могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые общности или в рамках формальных групп.

Во всех малых социальных группах в качестве объединяющих их сил выступают потребности, интересы и другие побудители деятельности индивидов. Самым фундаментальным из всех побудителей являются потребности. Причем, если в формальных группах на первом месте стоят общественные потребности, то в неформальных – индивидуальные. Это, впрочем, не исключает того, что общественные потребности могут как совпадать, так и не совпадать с индивидуальными в деятельности группы. Например, коллектив фабрики, производя кухонную мебель, выражает общественную потребность, но это вовсе не значит, что все работники фабрики хотели бы иметь именно эту мебель у себя дома. Многие работники испытывают потребность не в этой мебели, а в как можно более высокой заработной плате. В неформальных группах, напротив, удовлетворение индивидами своих потребностей (например, в коллекционировании марок) вовсе не означает, что и у общества имеется эта же потребность. Хотя и в тех, и в других группах возможны отдельные совпадения общественных и индивидуальных потребностей.

Причину несовпадения общественных и индивидуальных потребностей в деятельности малых социальных групп советские авторы видели в несоответствии уровней духовного развития общества и личности. «Если личность, - пишет, например, Т.А.Марченко, объясняя эту позицию, - в своем духовном развитии отстает от уровня духовной культуры всей общественной системы и ее опосредующих звеньев - классов, социальных групп, то она не в силу «равнодушия», а в силу неразвитости своих структур неспособна воспринимать и адекватно осознавать ценности среды. Если личность неразвита, ей «нечем» вступать в сложное потребностное взаимодействие, ей будут доступны лишь упрощенные взаимодействия» (Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М,1990.-С.61). Думается, что в этой позиции советские авторы в угоду идеологическим установкам коммунистической партии все ставили с ног на голову. В конечном счете духовная жизнь людей есть лишь отражение их материальной жизни. Власть в тоталитарном советском обществе выражала и всячески защищала потребности и интересы господствующего класса – номенклатуры. Поэтому общественные потребности как потребности господствующего класса в принципе не могли быть гармоничны потребностям народа в условиях индустриального технико-технологического развития и соответственно потребностям каждого из составляющих его индивидов. Небольшое исключение здесь представляли потребности нормального функционирования общества в целом (потребности борьбы с преступностью, защиты страны от возможной агрессии, нормального функционирования коммунального хозяйства и пр.), ибо в них заинтересованы все группы общества. Противоречивость материальных потребностей номенклатуры и каждого представителя народа не могла быть устранена никаким культурным развитием индивидов. Например, чем более духовно был развит индивид, тем глубже он понимал эту противоречивость. И соответственно, чем менее культурно развит был индивид, тем легче он попадался на удочку социалистической пропаганды об общенародном государстве, о советском народе как новой общности людей, о коммунистической сознательности и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.