Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 10 страница




Методы духовно-ориетированных услуг характеризуются определенными массоэнергетическими преобразованиями, но они играют вспомогательную роль, а главную – информационное содержание этих преобразований. Именно в нем заключено духовное благо, которое является объектом потребления. Используемые в этих методах материальные вещи и процессы выступают лишь носителями самых разнообразных идеальных явлений: ощущений, чувств, эмоций, образов, идей, теорий, радостей, печалей, страданий, восторгов и т.д.

Методы духовной сервисной деятельности (как и духовной деятельности вообще) подразделяются на:

чувственно-образные и

мыслительно-рациональные.

Чувственно-образные методы связаны с непосредственными переживаниями людей в виде удовольствия или неудовольствия, радости или печали, отваги или страха и т.д. В зависимости от содержания конкретной деятельности людей они деляться на театральные, литературные, кинематографические, живописные, музыкальные и т.п.

Мыслительно-рациональные методы связаны с абстрактно-логическими правилами, приемами, способами освоения (производства и потребления) духовных ценностей. Среди них можно отметить научные методы, обыденные, мифологические, религиозные, философские, эстетические, этические и т.д. Если конкретизировать далее, то можно выделить наиболее типичные методы: наблюдения, сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, абстрагирования и т.д. Есть и различия в использовании методов разными людьми, ибо каждый человек привносит в известные методы нечто свое, сугубо индивидуальное, а иногда вырабатывает и вообще уникальные методы, что характерно для гениальных творцов духовной культуры, науки.


Лекция 10. Потребности и время их удовлетворения

 

10.1. Рабочее и внерабочее время.

10.2. Роль свободного времени в удовлетворении потребностей.

10.3. Роль быта в обслуживании потребностей.

 

10.1. Рабочее и внерабочее время

Деятельность человека как способ бытия осуществляется в определенном пространстве и времени. А поскольку деятельность всегда имеет предметный характер, так или иначе связана с предметами, постольку время человеческой деятельности (социальное время) можно ускорить или замедлить (например, при повышении или снижении производительности труда), можно даже остановить (когда, например, не происходит существенных изменений). По тому, как человек использует время, отведенное ему судьбой, можно судить о его потребностях и интересах, о его ценностных ориентациях и общей направленности личности. Отношение человека ко времени и его заполнению является важным показателем культуры индивида вообще и потребительской культуры в частности.

По мере развития человечества фактор времени приобретает все большее значение и ценность в жизни индивида. Уже в глубокой древности римский философ Сенека писал своему другу Луцилию: «Поверь мне: часть времени у нас отнимают другие, часть его тратим даром, часть уходит незаметно для нас самих. И самая постыдная потеря времени та, которая происходит от нашей собственной небрежности… Много ли людей придают времени какую-либо цену, уважают и ценят свои дни, понимают, что с каждым днем они умирают… Люди настолько глупы, что… решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно – единственная вещь, которой нельзя возвратить обратно при всем на то желании» (Цит. по: Зборовский Г.Е. Как стать незаменимым. – Свердловск, 1989. – С.133).

Актуальность сказанного Сенекой сохранилась и в наши дни. И сегодня люди часто не умеют беречь время. Хотя историческое развитие человечества явно обнаруживает закономерность экономии времени. Маркс в этой связи подчеркивал, что «всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46, ч.1 – С.117). При этом имеется в виду прежде всего сбережение рабочего времени, затрачиваемого на производство материальных благ, потребительских ценностей, а затем и свободного времени, затрачиваемого на развлечения, отдых и духовное потребление.

О тесной связи времени с потребностями людей говорят известные исследователи бюджетов времени в России: «Время- природно-социальный ресурс деятельности людей, оно необходимо для удовлетворения их общественных и личных потребностей. Все виды деятельности различных социальных групп населения. их продолжительность определяются преимущественно социально-экономическими потребностями индивидов, семей, формирующимися при определенном уровне развития экономики, социальной структуры, отношений, при определенных условиях труда, быта и отдыха. Система потребностей удовлетворяется системой деятельности. Поэтому при изучении того или иного элемента жизнедеятельности социальной группы (например, домашнего труда, занятий свободного времени) необходимо определить его место в общей системе повседневной деятельности. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследованиях бюджетов времени, отличает их от «необходимых» исследований деятельности, где тот или иной ее вид (например, досуг) обычно изучается вне связи с другими» (Патрушев В.Д., Артемов В.А., Новохацкая О.В. Изучение бюджетов времени в России XX в. // Соц. иссл. 2001, №6.- С.116).

Время жизни человека, занятого трудовой деятельностью, обычно делят на рабочее и внерабочее. Понятно, что у специфических социальных групп время жизни будет иметь иное название в зависимости от характера их основной деятельности. Например, у студентов оно делится на учебное и внеучебное, у военнослужащих – на служебное и внеслужебное и т.д.

Рабочим временем называют время, проведенное на работе. К нему относят и время связанное с работой: затраты на передвижение к месту работы и обратно, прием и сдачу смены, обеденный перерыв переодевание и уход за собой после работы. Рабочее время – это время удовлетворения общественных потребностей. Когда у общества возникает какая-то потребность, то оно организует соответствующее производство, направленное на удовлетворение этой потребности. Если потребность имеет важное значение для общества (например, потребность в новейшем оборудовании), то оно в лице государства так или иначе вмешивается в деятельность соответствующей организации, компании, фирмы, предприятия (либо покупает его полностью, либо приобретает контрольный пакет акций, либо регулирует его деятельность государственными заказами).

Общество всегда озабочено качеством удовлетворения своих потребностей, поэтому активно осуществляет регламентацию рабочего времени. Прежде всего оно (разумеется, в лице государства, которое призвано выражать общественные потребности и интересы) законодательно устанавливает максимальную продолжительность рабочего дня и рабочей недели. При этом оно исходит из характера и уровня развития орудий труда, из качества труда (физический или умственный, тяжелый физический или легкий, вредный для здоровья работника или нет, опасный для жизни или нет и т.д.). Общество вырабатывает и различные механизмы стимулирования качества труда и производимой продукции, выступающей предметом удовлетворения потребности (прогрессивные системы оплаты труда, различные поощрения работников за высокое качество производимой продукции и т.п.). Все это находит обобщенное выражение в постоянной заботе общества, больших социальных групп, индивидов о все более эффективном использовании рабочего времени. Проблема повышения эффективности использования рабочего времени решается на всех уровнях процесса производства: от рабочего места (эти вопросы исследует эргономика – наука об оптимизации орудий, условий и процесса труда в системе «человек-машина») до предприятия в целом (этим занимается производственный менеджмент – теория и практика управления предприятием и его персоналом в условиях рынка) и последующего движения произведенного продукта (управлением процесса реализации продукции, доведением ее до удовлетворения соответствующей общественной потребности занимается производственный маркетинг).

В отличие от рабочего времени, которое удовлетворяет общественные потребности, внерабочее время есть время удовлетворения индивидуальных потребностей. В структуре внерабочего времени принято выделять три группы затрат:

та, что связана с удовлетворением физиологических потребностей индивида (сон, прием пищи, личная гигиена и т.п.);

та, что связана с удовлетворением бытовых потребностей (покупка продуктов и товаров, приготовление пищи, уборка помещений, стирка, уход за детьми и т.п.);

свободное время, т.е. время удовлетворения потребностей в отдыхе, в развлечениях, в разрядке и развитии личности.

Величина внерабочего времени в целом, как и его отдельных элементов, непостоянна и колеблется в зависимости от разных факторов: продолжительности рабочей недели, интенсивности тех или иных потребностей, уровня их развития, объективных условий для их удовлетворения, конкретных возможностей индивида и т.д.

Как показывают государственные статистические данные и социологические исследования, внерабочее время существенно различается у мужчин и женщин, жителей города и села (См., к примеру: Зборовский Г.Е. Как стать незаменимым. – Свердловск, 1989.-С.151-153). Все это свидетельствует о разном уровне удовлетворения таких насущных потребностей, как физиологические и бытовые у разных групп населения, о разном уровне их жизни. Одной из наиболее острых экономических проблем современной России большинство экспертов называет падение уровня жизни населения и широкое распространение бедности. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила, например, в 1996 г. от 22% (по данным официальной статистики) до 44,4% (по данным ИСЭПН РАН) (Овчарова Л., Турунцев Е., Корчагина И. Бедность: где порог? // Вопросы экономики, 1998, №2.- С.66). Таким образом, значительная часть населения явно недостаточно удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности. Низкий уровень удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, естественно деформирует ту часть, внерабочего времени, которая называется свободной, превращая ее во время, необходимое для добывания дополнительных средств существования, т.е. в необходимое внерабочее либо даже в рабочее время.

Между тем свободное время, призвано по своему назначению стать сферой удовлетворения возвышенных потребностей индивида, важнейшим средством его самореализации. Какие проблемы волнуют сегодня общество с точки зрения превращения свободного времени в сферу проявления лучших сторон, свойств, качеств человека?

 

10.2. Роль свободного времени в удовлетворении потребностей

Конечно, свободное время по отношению к рабочему времени рассматривается подавляющим большинством людей как нечто вторичное. Но в связи с ростом производительности труда величина свободного времени неуклонно возрастает. И это закономерно повышает значимость свободного времени в жизни людей. Уже сейчас для немалого количества людей среди различных социальных групп, например, от10-15% учителей до 20-25% молодых рабочих, по данным Г.Е.Зборовского, (Зборовский Г.Е. Как стать незаменимым.-Екатеринбург, 1989.-С156) свободное время стало наиболее притягательной сферой жизнедеятельности, сферой удовлетворения важнейших потребностей и интересов.

Во внерабочем времени свободное время занимает особое положение. В отличие от других элементов внерабочего времени свободное – это время, которым индивид свободно располагает. Это делает его особенно ценным и позволяет индивиду использовать его исходя только из своих личных потребностей и интересов. Естественно, что через индивидуальную значимость свободное время приобретает и общественное значение. Однако, преимущественно оно имеет личностный характер. При всем его социальном значении свободное время принадлежит прежде всего индивиду, он свободно им распоряжается, использует по своему усмотрению.

Свободное время, по определению известного социолога Г.П.Орлова, - «это часть социального времени, высвобожденная трудом от непреложных дел и являющаяся сферой свободной деятельности людей, обусловленной в конечном счете всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем духовного развития каждой личности» (Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория. – Свердловск, 1973.-С.30-31).

Свободное время характеризуется тремя параметрами: объемом, структурой и содержанием. Объем исчисляется количеством часов, оставшихся от трудовой и связанной с нею деятельности, выполнения хозяйственно-бытовых обязанностей и удовлетворения физиологических потребностей. Структура характеризуется теми видами деятельности, которые наиболее часто встречаются в рамках свободного времени. Содержание – это качественный показатель индивидуальной и социальной ценности свободного времени, который обусловлен тем, как индивид относится к деятельности и как он ее выполняет.

В наиболее общем виде в структуре свободного времени выделяют в марксистской социологии – досуг и более возвышенную деятельность, а в западной социологии – обычный и серьезный досуг. Эти классификации при кажущемся сходстве имеют принципиальные различия. Марксистская социология классифицирует свободное время в ценностно-оценочном аспекте сквозь призму должного развития каждого человека и формирования из него человека будущего коммунистического общества. Утопизм самой идеи формирования коммунистического человека как всесторонне и гармонически развитой личности, а также противоречие этой идеи с реальной социальной действительностью делают марксистский подход к структуре свободного времени непрактичным, оторванным от жизни. И напротив, позиция западных социологов отличается связью с реальной жизнью и практической значимостью такого деления свободного времени.

Между серьезным и обычным досугом имеются существенные различия:

1) Серьезный досуг в отличие от обычного предполагает более разнообразные возможности деятельности (в него входят все устойчивые занятия любителей, хобби и участников общественной деятельности и самодеятельности в широком смысле этого слова – волонтеров). И эта деятельность более сложна, предполагает более высокую квалификацию. К серьезному досугу относят деятельность коллекционеров, ремесленников («народных умельцев»), участников всевозможной общественной самодеятельности (в том числе и художественной), спортивных соревнований, игр и турниров; любителей, увлекающихся разными видами искусства и т.д.

2) Серьезный досуг характеризует устойчивость, потребность продолжать это занятие не смотря на все затруднения и препятствия.

3) Возможность делать карьеру посредством серьезного досуга, прилагая к этому значительные личные усилия, основанные на специально приобретенном знании и навыках.

4) Серьезному досугу присущи самореализация индивида, его духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, повышение самооценки, чувство принадлежности к общности.

5) Преимущество серьезного досуга в самовознаграждении, которое не обязательно сопровождается общественным денежным или иным вознаграждением. Самовознаграждение – это осуществление желания реализовать себя в какой-то деятельности, выразить свою индивидуальность. Исполнение такого желания само по себе является большой наградой индивиду и приносит ему огромное удовлетворение, наслаждение.

6) Участники серьезного досуга четко идентифицируют себя с выбранными ими занятиями. В то время как обычный досуг является слишком мимолетным и банальным, чтобы стать основанием для особой идентификации с ним человека.

7) Каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом. Серьезный досуг формирует особый групповой мир, который в течение многих лет удовлетворяет существенные общие потребности и интересы людей. Досуговые общности людей весьма богаты по содержанию и разнообразны по участникам. В них исследователи обнаруживают незнакомцев, туристов, завсегдатаев и «посвященных лиц», каждый из которых выполняет свои роли (подробнее об этом см.:Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга// Соц. исслед.,2000, №7.-С.65-69).

Главная отличительная особенность обычного досуга от серьезного заключается, по мнению канадского социолога Р.А.Стеббинса, в том, что «он немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая приятная деятельность, не требующая никакого специального обучения, чтобы получить удовольствие» (Цит. соч. – С.68).

Таким образом, серьезный досуг удовлетворяет более сложные, квалифицированные и, следовательно, более развитые потребности, чем обычный досуг. В свою очередь по структуре свободного времени, т.е. по видам деятельности, которые индивид осуществляет в свободное время, можно судить об уровне развития его потребностей, о простых и квалифицированных его потребностях, о характере включения индивида в социальный мир.

В последнем случае огромное значение имеют досуговые организации. Хотя существуют формы серьезного досуга, имеющие невысокую организационную сплоченность или не имеющие никакой организационной структуры (как, например, в увлечениях искусством), большинство всех увлечений в свободное время, как показывают исследования, демонстрируют прямо противоположную тенденцию. Люди, ищущие общения на основе единого увлечения (хобби, волонтерства), находят развитые социальные общности в клубах, объединениях, в оказании услуг и т.д. Кроме того, различные организации, специализирующиеся на досуговой деятельности, обеспечивают не только сплочение людей, но и выражение их центральных жизненных потребностей и интересов, которые все они разделяют. Эти общности становятся обычно сердцевиной образа жизни, который ведут участники, осуществляющие совместную серьезную досуговую деятельность.

Еще более глубокое и полное выражение потребности и интересы индивида находят в содержании свободного времени, т. е. в его качественных характеристиках: частоте осуществления того или иного вида досуговой деятельности, степени овладения видом деятельности (более или менее квалифицированно осуществляется индивидом), отношении индивида к осуществляемой деятельности и оценке ее значимости для индивида. С точки зрения содержания свободного времени серьезный досуг является несомненно более качественным удовлетворением потребностей и интересов, чем обычный досуг. И напротив, по этим же качественным характеристикам можно утверждать, что потребности и интересы, удовлетворяемые серьезным досугом, имеют более высокую интенсивность, чем в обычном досуге. При этом понятие интенсивности потребностей и интересов выражает обобщенную характеристику их качественных свойств, а через них и значимость для индивида.

Подобно тому, как время выступает одной из фундаментальных форм бытия, условием человеческой деятельности вообще, свободное время является необходимым условием удовлетворения индивидуальных потребностей, обусловленных его свободным волеизъявлением. В этом плане важную характеристику свободного времени представляет его объем. Чем выше объем свободного времени (конечно, при наличии соответствующих материальных возможностей), тем лучше условия имеет индивид для удовлетворения своих личных потребностей. Вместе с тем свободное время индивида (особенно его серьезный досуг), его структура и содержание как форма осуществления досуговой деятельности является показателем присущих индивиду потребностей, уровня их развития и интенсивности. Благодаря этим свойствам свободное время играет важную роль в характеристике потребностей и потребительской деятельности индивида.

 

10.3. Роль быта в обслуживании потребностей

Удовлетворение бытовых потребностей занимает значительную часть внерабочего времени. Объем его зависит от технической оснащенности быта, уровня развития сферы услуг и в конечном счете от технико-технологического развития общества. Чем выше развит быт, тем качественнее удовлетворяются физиологические потребности, с одной стороны, и тем больше объем свободного времени, с другой стороны. Все три элемента внерабочего времени (время удовлетворения физиологических, бытовых потребностей и свободное время) тесно связаны между собой. Однако это вовсе не означает, что они совпадают или могут поглощать друг друга.

Между тем в отечественной социологии быта обычно полагают, что свободное время является частью сферы быта. Так, авторы социологического словаря пишут, что «важное место среди проблем быта занимает проблема свободного времени…» (Социологический словарь.-Минск, 1991.- С.378), и тем самым считают само собой разумеющимся включение свободного времени в быт. Однако с этим нельзя согласиться, ибо между ними имеется существенное различие, а общее – внерабочее время – является их внешним, формальным признаком.

Первейший существенный признак, отличающий свободное время от времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, - это свобода. Если в свободное время индивид действует по своему усмотрению, по своему выбору, то в остальной части внерабочего времени он действует по необходимости, т.е. выполняя те или иные обязанности (по обслуживанию своего тела, семьи и т.д.).

Другая существенная черта связана с назначением разных элементов внерабочего времени, с конечной целью осуществления разных видов деятельности во внерабочее время. Поскольку это важная характеристика, то она находит отражение в имеющихся определениях быта. Возьмем одно из наиболее полных, развернутых определений, которое дает М.Н.Борисов: «Быт – сфера общества, характеризующаяся способами удовлетворения личных потребностей, необходимых для воспроизводства человека, отношениями людей в непроизводственной жизни и их деятельностью во внерабочее время» (подчеркнуто мною – В.Ч.) (Борисов М.Н. Социология быта. – Рыбинск, 1992. – С.15). Главное назначение быта, его конечное цель - удовлетворение потребностей, необходимых для воспроизводства человека. Более того, быт лишь обеспечивает воспроизводство человека, но не осуществляет его, в отличие от физиологических потребностей. Например, приготовление пищи на газовой плите из продуктов, купленных в магазине и на рынке – это бытовая потребность, которая находит удовлетворение с получением готового блюда. Однако на этом история блюда не заканчивается. Приготовленное блюдо далее съедается, благодаря чему удовлетворяется уже другая – физиологическая потребность (питания организма). Следовательно, бытовая потребность (приготовление пищи) выступает средством удовлетворения физиологической потребности (в питании). Поэтому, если физиологические потребности являются конечными, финальными потребностями, то бытовые выступают в качестве инструментальных потребностей по воспроизводству человека. Их можно назвать еще потребностями – средствами.

Бытовые потребности выступают средством удовлетворения не только физиологических потребностей, но и тех, которые удовлетворяются в свободное время. Иначе говоря, они обеспечивают воспроизводство человека не только в физиологическом (материальном), но и в духовном плане. Действительно, прежде чем осуществлять любой вид досуга (серьезный или даже обычный) индивиду необходимо иметь нормальные бытовые условия жизни. Это вытекает из первичности материальных потребностей в жизни людей (удовлетворение которых обеспечивается именно бытом) по сравнению с духовными. И подтверждается многочисленными социологическими исследованиями, устанавливающими закономерную зависимость духовных занятий от уровня заработной платы.

Потребности, которые удовлетворяются индивидом в свободное время, не связаны с воспроизводством человека (в отличие от бытовых). Они не воспроизводят человека, а обеспечивают ему отдых, развлечение, развитие. И это важнейшая характерная особенность деятельности человека в свободное время. Эта особенность может быть одним из критериев, отграничивающих свободное время от других элементов внерабочего времени. Одна и та же деятельность, осуществляемая индивидом с разными целями, относится к разным видам внерабочего времени. Например, если индивид ведет своего ребенка в кино с воспитательными целями, то это будет одним из моментов воспроизводства человека, а значит, и бытовой деятельностью. Но если этот же индивид идет в кино один, то он реализует свой выбор с целью развлечения и это его выбор в проведении своего свободного времени. Цели этого посещения кинотеатра не имеют никакого отношения к воспроизводству человека.

Конечно, тесное взаимодействие различных элементов внерабочего времени может приводить к тому, что необходимая бытовая деятельность (в нашем примере – поход в кинотеатр с ребенком) может совпадать с деятельностью в свободное время (в данном примере фильм может понравиться не только ребенку, но и его отцу). Однако главная цель деятельности (служит она или не служит воспроизводству человека) выступает надежным критерием отнесения ее к быту или к свободному времени.

Можно отметить еще одну существенную особенность, отличающую свободное время от быта, которая связана со свободой и необходимостью в деятельности людей. Свобода, характеризующая деятельность в свободное время, всегда направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей. Даже во всевозможных досуговых общностях первичным выступает потребность индивидов. В бытовой же деятельности первичным является потребность семьи как малой социальной группы. И уже через нее удовлетворяются потребности входящих в семью индивидов.

Поскольку роль семьи как ячейки общества огромна, постольку общество создает специальные организации, учреждения, институты, отношения, которые призваны помогать семье в удовлетворении ее бытовых потребностей. В результате функционирования этих учреждений, организаций, отношений и т.д. складывается в обществе специальная сфера – сфера быта. Поэтому быт- это сфера не только удовлетворения семейных и личных потребностей, но и специфических взаимоотношений людей, их общественно значимой деятельности. Специфические особенности этой деятельности обусловливают существование и специфической сферы общественной жизнедеятельности – сферы быта.

До середины ХХ века быт во многом совпадал с семьей как своеобразным общественным явлением. С началом же научно-технической революции произошло расширение и качественное изменение сферы быта. В нем продолжают существенно сказываться природно-климатические и социально-демографические факторы (национальные обычаи, традиции, обряды, этнические особенности, кулинарии, убранства жилища, одежды, ковров и т.д.), но широко внедряются и новшества, порожденные научно-технической революцией. Обогащение быта приводит к его все большей дифференциации. Все больше выделяются (разумеется, при сохранении тесной связи между ними) такие специализирующиеся потребности, как семейно-бытовые и хозяйственно-бытовые. Первые связаны с преимущественным обслуживанием семейных отношений, вторые – с материальным обеспечением семейных отношений. Первые характеризуют человеческий и межличностный аспект быта, вторые – вещественный.

В связи с историческим развитием быта выделяются следующие основные закономерности (см.: Борисов М.Н. Социология быта. – Рыбинск, 1992.-С.21-22):

Расширение, обогащение сферы быта, что представляет собой проявление закона возвышения потребностей. Постоянно возрастают человеческие потребности, разнообразятся предметы, необходимые для их удовлетворения, возникают новые способы удовлетворения потребностей, возникают новые виды деятельности во внерабочее время.

Опережающий рост в сфере быта духовных потребностей по сравнению с материальными, что связано с отсутствием пределов в развитии духовных потребностей вообще в отличие от материальных потребностей. Действию этой закономерности способствует бурное развитие в конце ХХ века средств массовой информации и компьютеризации общества.

Уменьшение существенных социально-классовых различий в быте. Это наглядно видно в наиболее развитых странах мира, достигших высокого уровня массового потребления и политической демократизации общества, постановки в центр общественной жизни не той или иной социальной группы, а индивида.

Интернационализация быта, т.е. все большее развитие в быте разных народов общечеловеческих и межнациональных (региональных) черт как в материальной, так и в духовной его сторонах.

Раскрепощение женщин в быту, т. е. все большее преодоление социального не равенства между мужчинами и женщинами за счет технического оснащения быта, демократизации общества, роста образованности и в целом духовной культуры населения.

Всемерное развитие общественной сферы быта, предназначенной для обслуживания бытовых потребностей граждан, и все большая ориентация ее не на коллективные, а на индивидуальные формы, способы и средства удовлетворения потребностей. По своей сути сфера быта ориентируется на удовлетворение личных потребностей и эта ориентация тем сильнее, чем развитее данная сфера в обществе.

Всякое развитие быта (материальное или духовное, форм или содержания, семейного или общественного быта и т.д.) связано прежде всего с развитием его предметной, вещественной стороны. И это естественно, ибо среди бытовых потребностей преобладают материальные, которые имеют предметом своего удовлетворения различные вещи. Но и духовные потребности тоже предполагают наличие тех или иных предметов как носителей, выразителей духовных благ.


Лекция 11 Формирование потребностей

11.1. Управление, манипулирование, регулирование потребностями.

11.2. Формы и методы воздействия на потребности.

 

11.1. Управление, манипулирование, регулирование потребностями

Потребности как присущие людям необходимости в определенных условиях их жизнедеятельности формируются в результате взаимодействия человека с природной и социальной средой. Возникают они первоначально в процессе воспитания каждого индивида и обусловлены в конечном счете конкретно-историческим уровнем развития общества. По мере технико-технологического, экономического, политического, научного, культурного и т.п. развития общества происходит процесс их постоянного переформирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.