Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы НДР

Основные задачи и направления НДР студентов.

Лекция №6

«СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

План:

1. Основные задачи и направления НДР студентов.

2. Основные этапы НДР.

 

Одной из главных задач высшей школы есть повышение качества подготовки специалистов, которым присущее сознательное отношение к работе, творческая инициатива, способность умело применять на практике последние достижения науки и техники. Решению этой задачи оказывает содействие научно-исследовательская работа студентов. Она органически связана с учебным процессом и есть его продолжением.

За характером исследований научно-исследовательская работа студентов может проводится за разнообразными направлениями: теоретическое исследование; информационный поиск и реферирования, включая и иностранную литературу; экспериментальные работы; разработка, монтаж и отладки лабораторных стендов и установок и т.п..

На специальных технологических кафедрах проводятся экспериментальные работы, которые состоят из двух этапов:

1. На первом этапе исследователь изучает состояние исследуемого вопроса за научно-технической литературой. При этом он углубляет знание по данному вопросу, и определяет задачу и исследование.

Потом (вместе с научным руководителем) исследователь формулирует цель исследования и составляет рабочую программу экспериментальной работы, в которой определяет основные этапы работы и технику выполнения.

2. Второй этап работы посвящен освоению и разработке исследовательский приемов, выполнению эксперимента, обработке экспериментальных данных, упорядочению научного отчета и выступления с докладом на научном семинаре.

 

Основные этапы научно-исследовательских работ студентов следующие:

1.Обзор литературы и составление реферата. По исследуемому вопросу исследователь (студент) пересматривает литературу за последние 5-10 лет и составляет библиографический указатель по теме исследования краткими аннотациями. Таким образом он отбирает статье, патенты, которые нужно законспектировать и глубоко выучить.

После изучения имеющейся литературы по теме исследования систематизируют и составляют обзор (за заранее написанному плану). План обзора литературы включает такие разделы:

1. Введение.

2. Состояние исследуемого вопроса.

3. Цель и направление работы.

В "Вступлении" обосновывается выбор темы и определяется ее научное и практическое значения. Состояние исследуемого вопроса студент выясняет минимум за тремя и больше литературными источниками. На основании литературного обзора формулируется и планируется содержание исследования. В обзоре обязательно делают ссылку на источники использованной литературы.

2. Выбор методов и объектов исследования. В своей работе студент использует физические, химические, биохимические и микробиологические исследовательский приемы. Некоторые из них подробно изучаются из курсов аналитической, органической, физической, коллоидной и биологической химии, микробиологии, а также во время лабораторных практикумов по технологии. Студент должен знать и осваивать новые методы анализа, связанные с темой его исследования.

Освоение и отбор методов осуществляются к проведению эксперимента.

Приступая к работе, студент заносит все данные об объектах исследования в рабочий журнал.

3. Проведение эксперимента. Подготовив рабочее место и объекты исследования, можно приступать к проведению эксперимента. Предварительно необходимо еще раз проверить организацию проведения опытов их последовательность, распределить все обязанности между членами творческой группы.

При разработке тем, посвященных поиска оптимальных условий для тех или других технологических процессов, целесообразно применять математическое планирование эксперимента. Оно сократит количество опытов, разрешит получить результаты, адекватные реальным процессам, и оптимальный вариант технологического процесса.

4. Оформление записей и обработку экспериментальных данных. Все наблюдения и результаты опытов высокомерничают в рабочий журнал, в котором отмечают дату и номер опыта, составляют рабочие таблицы, проводят расчеты.

В рабочем журнале в графе "Примечание" формулируются все отклонения, которые наблюдаются во время эксперимента. Запись на отдельных листах бумаги не припускается. Дополнительные расчеты студент обязательно выполняет сразу же после окончания одной серии опыта. Итоговые расчеты включают все серии опытов, они дополняются графиками и диаграммами.

При обработке большого количества результатов, которые нуждаются в громоздких вычислениях, в рабочем журнале для упрощения расчетов составляют расчетные таблицы. При этом целесообразно использовать электронные вычислительные машины.

5. Обсуждение результатов. Полученные экспериментальные данные, обработанные методом вариационной статистики или графоаналитическим методом (графики, таблицы, математические зависимости), исполнители подробно обсуждают с руководителем темы. На основании частичных выводов по отдельным этапам работы формулируются общие выводы, они должны быть конкретными и подтверждаться цифровыми данными.

На основании выводов из экспериментальной работы составляются практические рекомендации. Желательно также рассчитывать предвиденную экономическую эффективность от внедрения результатов исследования в производство.

Ряд исследований направленные на улучшение качества продукции и не предусматривают сокращения материальных затрат. В этих случаях степень улучшения качества определяется соответствующими показателями.

Работы по интенсификации технологических процессов содержат ряд практических выводов относительно увеличения пропускной способности оборудования, объема продукции из единицы объема аппарата или площади производственного помещения, увеличение мощности предприятия в целом и снижение себестоимости продукции.

Исследование химизма и биохимической сущности технологических процессов или разработка новых методов анализа не нуждается в расчете экономической эффективности. В этом случае необходимо показать значимость полученных результатов относительно развития научных перспектив усовершенствования технологии, т.е. определить социальный эффект.

6. Оформление отчета. Отчет составляется в процессе работы с литературными источниками и экспериментальной частью. Он оформляется с соблюдением основных положений Госстандарта 19600-74 " Отчет онаучно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления".

Первая страница отчета является титульным листом. Потом на отдельном листе приводится список исполнителей. В списке исполнителей не указываются фамилии студентов по алфавиту. После фамилии есть инициалы, указывают курс, группу, факультет, в дужках отмечают № раздела отчета, составленного каждым исполнителем.

На отдельных листах приводится краткий реферат работы, содержание с указанием разделов, подразделов и страниц.

Независимо от темы, которая рассчитывалась, отчет с НДР должен содержать следующие разделы:

1. Введение.

2. Обзор литературы и цель исследования.

3. Экспериментальная часть - общий план проведения исследования, методы и объекты исследования, результаты исследований и их обсуждение, общие выводы и предложения.

4. Перечень использованной литературы.

5. Приложения.

Введение (2-3 страницы) должен коротко характеризовать исследуемый вопрос и цель работы. Здесь обосновывается актуальность избранной темы.

В обзоре литературы (или аналитическом обзоре) излагается состояние исследуемого вопроса по данным литературы. Для оформления этого раздела используют раньше составленный реферат с соответствующими дополнениями и исправлениями. В конце обзора приводится обгрунтування необходимости выполнения данной работы и формулируется цель исследования.

Ссылка на литературные источники, которые упоминаются в обзоре подаются в квадратных дужках в меру использования литературы.

В начале экспериментальной части излагается план проведения исследований.

В подразделе "Методы и объекты исследования" приводятся методы и объекты исследования и их характеристики, указываются приборы, реактивы и посуда что использовался, отмечается количество повторяемых опытов, описываются только новые и малоизвестные исследовательский приемы. На общеизвестные методы и анализы, определенные Держстандартами, делают только ссылка.

В подразделе "Результаты опытов и их обсуждения" последовательно излагается ход исследования с указанием технологических закономерностей которые изучались.

Результаты исследования, если это возможно, следует приводить в виде таблиц, графиков, диаграмм или математических зависимостей. Расчетные таблицы подаются в приложении к отчету.

Графики и диаграммы выполняют на отдельных листах того самого формата карандашом или тушью на миллиметровой бумаге или на кальке аккуратно с соблюдением ЄСКД. Таблицы и графики должны быть пронумерованы, иметь названия и объяснение к обозначениям. В тексте отчета должны быть ссылки на графики и таблицы, которые объясняют данные табличного и графического материала. Отмечается новизна полученных данных, научная и практическая их ценность.

Отчет с НДР можно иллюстрировать фотографиями, цветными иллюстрациями, схемами приборов, аппаратов и т.п..

В разделе "Выводы и предложения" приводится итог научно-исследовательской работы: данные о новых технологических процессах; разработка научных основ и новых методов и принципов исследования; упорядочение алгоритмов и программ технологических процессов; новые качественные и количественные характеристики технологических процессов; разработка расчетной и проектно-технологической документации новых установок для ведения технологических процессов; изготовление лабораторных установок и т.п., а также данные об экономической эффективности.

Как предложения даются практические рекомендации относительно интенсификации и оптимизации технологических процессов и методов контроля разнообразных областей пищевой промышленности.

Источника в списке использованной литературы приводятся в порядке ссылки их по тексту.

В приложения следует включать вспомогательный материал, который дает представление об объеме проведенной экспериментальной работы. Материал, приведенный в приложении к отчету, разрешает проверить результаты исследования, приведенные в сводных таблицах в основном тексте отчета. Здесь же приводятся расчеты экономической эффективности.

Оформленный переплетенный отчет подписывается исполнителями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проведение эксперимента | Запись показателей, полученных при проведении эксперимента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.