Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Виды и средства информации о товаре




2.

1.

Тема 7 Качество товаров

1. Понятие качества товара. Характеристика факторов, формирующих качество товара. Факторы, сохраняющие качество товара.

2. Требования к качеству Свойства и показатели качества товара. Оценка качества товаров: методы и этапы оценки качества товаров.

3. Контроль качества товаров. Понятие и виды дефектов товаров.

Приемка товаров по качеству.

 

Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества.

Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.

Качество товаров по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» определяется как «совокупность потребительских свойств товаров».

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Иначе говоря, конкурентоспособность товара – это способность отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.

На качество и конкурентоспособность оказывают влияние многие факторы.

Фактор движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство.

Формирующие факторы – комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.

К этой группе факторов относятся спрос, регламентация то­вароведных характеристик товаров, сырье и материалы, рецеп­тура или конструкция, производственные процессы и коррек­ция несоответствий.

Формирующие факторы можно подразделить на объектив­ные и субъективные. К объективным факторам относятся сырье и материалы, рецептура, производственные процессы, техноло­гия (конструкция), к субъективным спрос потребителей и определение основополагающих характеристик товаров. Субъек­тивные факторы являются определяющими, поэтому ошибки специалистов (товароведов, маркетологов, стандартизаторов, технологов) на первых этапах технологического цикла могут привести к тому, что разработанная, произведенная и выпу­щенная в реализацию продукция не будет пользоваться спро­сом, так как ее основополагающие характеристики не отвечают запросам большинства потребителей.

Спрос важнейший фактор, влияющий на формирование всех характеристик товаров. Его основу составляют запросы по­требителей, подкрепленные их платежеспособностью. Данный фактор учитывается на всех этапах предтоварной стадии, в том числе при проектировании и разработке новых товаров.

Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.

Регламентация товароведных характеристик товаров осуществляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов. Данный фактор обеспечивает разработку «вирту­ального» товара путем описания его характеристик. Для этого фактора имеет важное значение установление существенных признаков товароведных характеристик, с помощью которых их можно идентифицировать.

Средствами регламентации товароведных характеристик являются нормативные и технологические документы, требования которых должны соблюдаться на всех дальнейших этапах и стадиях технологического жизненного цикла.

Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров. Виды сырья и их соотношение (рецептура) определяются на этапе проектирования и разработки продукции. На этапе производства необходимо лишь четко соблюдать заданные сырьевые параметры.

Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. Различия между указанными элементами сырьевого фактора заключаются в степени их обработки и готовно­сти, а также воздействия на формирование товароведных характеристик продукции.

Рецептура совокупность основного и вспомогательного сырья в установленном соотношении. Она регламентируется технологическими документами (сборниками рецептур, технологическими инструкциями или картами). Этот фактор оказывает решающее влияние на ассортиментную принадлежность и качество видов, разновидностей, наименований и/или торговых марок пищевых продуктов, табачных, парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии и др. Например, разные наименования хлебобулочных, колбасных и других изделий отличаются лишь составом и соотношением отдельных видов сырья.

Конструкция совокупность формы, размера, способа соединения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотноше­ние между отдельными элементами, определяемые при разработке изделий.

Этот фактор оказывает решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную.

Назначение конструкции обеспечение функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасности и надежности изделий. В процессе конструирования обеспечиваются удобство пользования, заданные размер и внешний вид, долговечность, ремонтопригодность изделий. Последние два свойства не являются обязательными для товаров одноразового использования или кратковременного назначения.

Производственные процессы совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товаровед­ных характеристик готовой продукции.

Наряду с основным сырьем производственные процессы оказывают решающее воздействие на формирование реальных товароведных характеристик конкретного продукта. В процессе производства компоненты сырья подвергаются большим или меньшим изменениям, в результате чего качество готового продукта определяется:

компонентами, перешедшими в готовую продукцию без существенных изменений;

компонентами сырья, изменившими исходные свойства;

вновь образовавшимися компонентами.

Например, при производстве виноградных вин без изменения остаются вода, винная кислота и минеральные вещества, а изменяются количество и свойства дубильных и красящих веществ, вновь образуются этиловый спирт, ароматические веще­ства, органические кислоты. Соотношение указанных групп компонентов зависит от глубины и продолжительности технологической обработки, а также от этапа производственного процесса.

Одним из необходимых элементов системы качества на производстве является контроль за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения рабочих испытаний после каждой операции и окончательного контроля готовой продукции. В результате этого контроля про­водятся корректирующие мероприятия. К таким мероприятиям могут быть отнесены подбор сырья с определенными технологическими свойствами, совершенствование и модернизация технологических операций и режимов с учетом свойств исходного сырья, сортировка готовой продукции по градациям каче­ства, изъятие, переработка, ремонт или уничтожение некачест­венной продукции. Указанные мероприятия должны обеспе­чивать формирование гарантированного качества заданного уровня.

Корректирующие мероприятия на производстве могут быть результатом взаимодействия промышленных и торговых орга­низаций, которые в равной мере должны быть заинтересова­ны в реализации произведенных товаров конечному потреби­телю.

Для того чтобы некачественные товары не попадали покупа­телю, проводится приемосдаточный контроль, а также оконча­тельный контроль на рабочем месте продавца. В случае выявле­ния покупателем скрытых дефектов изделия продавец или из­готовитель должен обеспечить возврат некачественных товаров или устранение выявленных неполадок.

Кроме того, на качество продукции оказывает большое слияние качество труда. Применение нового высокомеханизированного оборудования и современных технологий обусловливает использование высококвалифицированной рабочей сила и постоянное повышение профессионального уровня.

Сохраняющие факторы – это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров.

К сохраняющим факторам относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализации, послепродажного обслуживания, а также потребление.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду – от загрязнения.

Основное назначение упаковки – защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки – носитель маркиров­ки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и пред­ставляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или перевязочные материалы.

Тара –основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

Перевязочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Упаковку классифицируют по нескольким признакам: месту упаковывания, назначению, приме­няемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.

Купаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность; экологические свойства; надежность; совместимость; взаимозаменяемость; экономическая эффективность.

Транспортирование – один из факторов, влияющих на сохраняемость. При транспортировании возникают динамические (в пути) и статические (на стоянках) нагрузки. По сути, транспортирование – это хранение товаров только в пути. К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды, показателям санитарно-гигиенического и климатического режимов.

Хранение – этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого – обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

При хранении проявляется одно из важнейших потребительских свойств товаров – сохраняемость, благодаря которому возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо от их местонахождения, если сроки хранения пре­вышают сроки перевозки.

Условия хранения – совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и разме­щением товаров в хранилище.

Режим хранения – совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигиенический режимы хранения.

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

Температура хранения – температура воздуха в хранилище. Это один из наиболее значимых показателей режима хранения. Поскольку способность товаров к сохранению обусловлена замедлением всех происходящих в них процессов, для боль­шинства товаров пониженные (близкие к 0 °С) температуры хранения предпочтительнее, чем повышенные.

Для многих товаров, хранящихся при пониженных температурах, нижний предел ограничен температурой замерзания, если при замораживании ухудшаются отдельные потребительские свойства. Это относится, в первую очередь, к товарам, в состав которых входит вода. При замерзании воды, как отмечалось, разрушается микроструктура товара, а иногда и упаковки, вследствие чего образуются микротрещины, разрушаются клетки и гибнут биообъекты. Товары с гомогенизированной структурой при замерзании расслаиваются, вследствие чего утрачивают товарный вид (молоко, кисломолочные продукты, шампуни, гели, пенки). В некоторых напитках при температурах, близких к температуре замерзания, выпадает осадок (например, в вине).

Для замороженных продуктов не существует столь выраженного ограничения нижнего предела температур. Их можно хранить в интервалах температур: –10... –12; –23... –25; –30... –40 °С. При более низких температурах отмечаются интенсивная сублимация льда и сильное обезвоживание продукта. Однако для замороженных продуктов ограничивается верхний предел температур (не выше –8 °С), так как при более высоких температурах происходит перекристаллизация льда, укрупнение кристаллов, вследствие чего качество продукта при размораживании ухудшается.

Относительная влажность воздуха (ООВ) – показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами. Выбор оптимальной ОВВ определяется, прежде всего, химическим составом товаров, их гигроскопичностью, температурой хранения и защитных оболочек.

Воздухообмен – показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде. В зависимости от способа побуждения различают два вида воздухообмена: естественный и принудительный.

Газовый состав воздуха – показатель режима, характеризующий состав газов в окружающей среде. В нормальной газовой среде содержится (в %) кислород – 20,6, азот – 78, углекислый газ – 0,03, инертные газы – около 1.

Освещенность – показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света на складе. На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие. В связи с этим большинство потребительских товаров рекомендуется хранить в темноте, а если это невозможно (например, в торговом зале магазина), избегать попадания на товары солнечных лучей.

Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты.

Чистота определяется двумя группами показателей:

показатели чистоты, различающиеся природой загрязнения: минерального, органического, микробного, биологического;

показатели чистоты, характеризующие местонахождение загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование, тара и др.

Основополагающие принципы хранения:

непрерывность соблюдения условий хранения;

защита от неблагоприятных внешних воздействий;

информационное обеспечение;

систематичность контроля;

экономическая эффективность.

При размещении товаров в хранилищах необходимо соблюдать товарное соседство.

Товарная обработка – этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже.

Операции товарной обработки делятся на основные: сортирование, калибрование (для однородности размерно-массовых характеристик единичных экземпляров), упаковывание, фасование, маркирование и специфичные: мойка, обработка поверхности и другие. Специфичные операции могут быть продолжением производственных процессов или быть их завершением. Для некоторых групп товаров с низкой степенью переработки (например, свежие плоды и овощи, зерно, живая рыба, нерыбные водные продукты, поделочные нешлифованные камни, шерсть и т. п.) товарная обработка заменяет технологические процессы производства и осуществляется в местах выращивания (добычи) или торговых организациях (например, на плодоовощных базах, в магазинах и т. п.).

 

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога продукции-конкурента. Для уяснения сущности этой категории следует остановиться на таких понятиях, как качество, требования к качеству, показатель качества.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Современное определение этого понятия: качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам продукции. Оценка ее качества состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству – перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.

Законодательной основой требований к качеству служат Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и технические регламенты. Последние стали разрабатываться с 2003 г. и принимаются, как правило, в виде федеральных законов и постановлений правительства.

Технические регламенты станут в перспективе основными носителями обязательных требований, которые касаются вопросов безопасности собственно продукции и процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Нормативной основой требований к качеству являются национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) и стандарты организаций. Если основная цель технических регламентов заключается в защите жизни и здоровья граждан и охране имущества и окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Единичный показатель качестваотносится к одному из свойств товара, например, стойкость запаха духов, фактура ткани.

Комплексный показателькачестваотносится к нескольким свойствам товара, он может иметь различную степень «агрегации» (обобщения). Комплексный групповой показатель качествапредставляет функцию от единичных показателей. Например, в комплексном, эстетическом показателе ткани агрегирована группа единичных показателей – колористическое оформление, фактура, отделка. Комплексный обобщенный показатель качества может рассчитываться на основе комплексных групповых показателей – показателей эстетических свойств, надежности, назначения и т.д.

Установление уровня качества товаров состоит из следующих этапов:

1) установления номенклатуры показателей качества товара;

2) определения численных значений показателей качества товара;

3) установления значимости показателя качества товара;

4) расчета комплексного обобщенного показателя качества товара;

5) определения уровня качества оцениваемого товара.

Установление номенклатуры показателей качества товарапроизводится с учетом показателей качества для конкретного вида продукции, указанных в следующих документах: международных стандартах (ИСО, МЭК и др.); национальных зарубежных и отечественных стандартах; руководствах (инструкциях) по эксплуатации образцов продукции данного вида; каталогах, проспектах и стандартах фирм-изготовителей данного вида продукции; описаниях изобретений, направленных на совершенствование продукции данного вида (патентной информации).

Учет номенклатуры показателей качества, установленный международным стандартом, является обязательным условием реализации этой продукции на мировом рынке. Это касается и национальных стандартов страны, на рынке которой планируется сбыт данной продукции.

При реализации продукции на внутреннем рынке должны использоваться отечественные стандарты следующего назначения: стандарты общих технических требований (ГОСТ Р ОТТ), стандарты системы показателей качества продукции (ГОСТ СПКП). Большинство видов товаров охвачены стандартами СПКП. В них дается классификация показателей, области применения отдельных групп товаров с учетом их специфики. В стандартах СПКП, утвержденных в 1980 – 1990-е гг., выделены основные показатели. На практике именно по группе основных показателей, составляющих, по выражению маркетологов, «прицельное качество», осуществляется расчет обобщенного показателя.

Методы оценки уровня качества продукции одного вида могут быть: дифференциальными, комплексными, смешанными.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т. е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца , – с ,..., – с (– число сравниваемых показателей качества).

Для каждого из показателей рассчитываются отно­сительные показатели качества оцениваемой продук­ции по формулам:

;

,

где – числовое значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

– числовое значение i-го показателя качества базового образца.

Первая формула используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. По этой формуле можно вычислять относительный показатель качества для мощности, срока службы, производительности, точности, коэффициента полезного действия и т. д.

Пример. Срок службы холодильника, изготовленного на первом заводе, – 8 лет; изготовленного на втором заводе, – 12 лет; базовое значение этого показателя качества – 10 лет. Увеличение срока службы означает улучшение качества, т. е. определяя относительный показатель качества по первой формуле, получим:

следовательно, на первом заводе рассматриваемый показатель качества ниже базового, а на втором – выше.

По второй формуле относительный показатель каче­ства определяется тогда, когда увеличение абсолютно­го значения показателя соответствует ухудшению ка­чества продукции. По этой формуле определяют отно­сительный показатель для себестоимости расхода материала, топлива, энергии, содержания вредных при­месей, массы, трудоемкости, параметра потока отказов и других, так как в этих случаях улучшение качества определяется уменьшением абсолютного значения еди­ничного показателя.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества. Этот метод применяется в случаях, когда оказывается целесообразным уровень качества выразить только одним числом. Уровень качества по комплексному методу определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю базового образца , т.е.

.

Сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.

Обычно в этих случаях за обобщающий показатель принимается один из главных показателей назначения продукции. Таковыми могут быть, например, производительность машин, удельная себестоимость, ресурс и т. д.

Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставлен­ные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозмож­но сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют единичные и комплексные показатели ка­чества, одновременно используя и комплексный, и дифференциальный методы, т. е. оценку производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем:

1. Единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для которых определяют групповой комплексный показатель качества.

Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки.

2. Найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т. е. применяют принципы дифференциального метода.

Оценка уровня качества является важным элементом при оценке конкурентоспособности продукции. Под конкурентоспособностью понимается способность продукции занять и удержать позицию на конкретном рынке в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения.

3. Под контролем качества товаров понимается проверка соответствия отдельных показателей качества товаров требованиям нормативных документов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Контроль качества продукции осуществляется, как правило на стадиях ее производства, хранения, реализации, эксплуатации (потребления), технического обслуживания и ремонта; включает следующие процедуры:

1) получение информации о фактических характеристиках продукции;

2) сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями.

Признак, по которому можно идентифицировать или различать единицы продукции, может быть количественным качественным (альтернативным).

Контроль качества по количественному признаку предполагает измерение и запись числовых значений признака каждой единицы контролируемой продукции и сопоставления их с некоторой непрерывной шкалой.

Контроль качества по альтернативному (качественному) признаку основан на регистрации наличия или отсутствия некоторого признака у каждой единицы контролируемой продукции и подсчете числа единиц, обладающих данным признаком или не обладающих им.

Результатом контроля качества продукции является выявление годной продукции (удовлетворяющей всем установленным требованиям) и брака (продукции, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов).

Если обнаруживается несоответствие фактических данных установленным требованиям, то осуществляется правовое воздействие в отношении субъекта, нарушившего установленные требования к качеству.

В Федеральном законе "О защите прав потребителей" вместо гостированных терминов "годная продукция" и "брак", чаще всего употребляемых при контроле качества на стадии производства, используются термины "товары надлежащего качества" и "товары ненадлежащего качества". Причем товары ненадлежащего качества подразделяют на товары с "недостатками" и товары с "существенными недостатками".

Несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, называется, в соответствии с Федеральным Законом, недостатком, а неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки — существенным недостатком.

Введение в Законе РФ "О защите прав потребителей" понятий "недостаток" и "существенный недостаток" требует определенных разъяснений. Дело в том, что уже много лет в Употреблении находятся тестированные в свое время такие термины, как "дефект", "критический дефект", "неустранимый дефект", "явный дефект", "скрытый дефект", "неисправность", "допускаемое отклонение".

Термин "дефект" предполагает "каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям" (ГОСТ 15467-79). Наличие дефекта означает, что хотя бы один из показателей качества продукции или значение одного из параметров вышло за установленные пределы или не выполняется.

Термин "дефект" является синонимом термина "недостаток" и в договорной, арбитражной и судебной практике между ними нет различия. Термин "дефект" рекомендуется применять при контроле качества продукции на стадии производства, а также при ее ремонте.

Необходимо различать случаи, когда в продукции имеются дефекты, а когда — допускаемые отклонения.

Допускаемым считается отклонение действительного значения показателя качества от номинального значения находящееся в пределах, установленных нормативной документацией.

При превышении предельных значений допуска, продукцию переводят в соответствующую градацию качества или брак.

Существование в нормативных документах установленных пределов допускаемых отклонений является признанием того, что отсутствие недостатков каждого признака качества в продукции в обычных условиях физически невозможно или экономически нецелесообразно. Поэтому отсутствие недостатков можно рассматривать лишь как некоторую желательную цель.

В зависимости от наименования, размеров, степени выраженности, количества, места расположения дефектов внешнего вида и (или) значений допускаемых отклонений показателей свойств, некоторые виды продукции в соответствии со стандартами подразделяются на градации (условные меры) качества: сорта, группы сложности, группы качества и т. п.

Порядок определения градаций качества устанавливается в стандартах на соответствующую продукцию.

Обозначается сорт цифрами (1,2,3 и т. д.) или словами (высший, первый, второй).

Сортная продукция должна полностью соответствовать требованиям технических регламентов или обязательным требованиям других нормативных документов.

Существует балльная и ограничительная система сортировки продукции.

При балльной системе сортировки каждый дефект оценивается определенным количеством баллов. Общее количество баллов, определяющее тот или иной сорт каждого изделия и порядок подсчета баллов, устанавливается в соответствующих стандартах.

В ограничительной системе сортировки, для каждого сорта продукции устанавливается перечень допустимых дефектов с указанием их местонахождения, размеров или количества.

Термин "дефект" связан с термином "неисправность", но он не является его синонимом, поскольку неисправность характеризует определенное состояние продукции, при котором она может иметь один или несколько дефектов.

Термин "неисправность" применяют на стадии эксплуатации, при хранении и транспортировании. Очевидно, что термин "неисправность" не применим для характеристики всех видов продукции, например, материалов, топлива, химических и пищевых продуктов и т. п.

"Критический дефект" — это дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

Под "значительным дефектом" понимается дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.

"Неустранимый дефект" — дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Анализ приведенных понятий и терминов показывает, что введенные Законом РФ "О защите прав потребителей" понятия «недостаток» и "существенный недостаток" являются более общими и рассчитанными на широкого потребителя. Их целью является повысить ответственность изготовителя, поставщика, продавца и исполнителя за качество товара.

Деление дефектов на "явные" и "скрытые" обусловливается предусмотренными нормативными документами правилами, методами и средствами контроля качества продукции.

"Явный дефект" — дефект, для выявления которого в нормативной документации предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

"Скрытый дефект" — дефект, для выявления которого в нормативной документации не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Многие "явные" дефекты выявляются при внешнем осмотре (визуально). Однако если нормативной документацией предусмотрена проверка отсутствия какого-либо дефекта с помощью инструментальных методов, то такой дефект относите к категории явных, несмотря на невозможность его визуального обнаружения.

В связи с использованием для выявления дефектов (недостатков) различных средств, предусмотренных нормативной документацией, различают контроль органолептический (при котором первичная информация воспринимается органами чувств человека) и измерительный (лабораторный), основанный на использовании различных средств измерений.

Наиболее распространенной разновидностью органолептического контроля является контроль, осуществляемый органами зрения — визуальный. К органолептическому контролю можно отнести также технический осмотр.

Органолептическим методом оценивается товарный продукции, консистенция, вкус, цвет, запах и т. п.

При органолептическом методе могут применяться средства контроля, не являющиеся измерительными, но увеличивающие разрешающую способность или восприимчивость органов чувств. Недостатком органолептического контроля является его субъективность. Для доказательства соответствия продукции конкретному стандарту или другому нормативному документу необходимо осуществление контроля, сопровождающегося измерениями.

По времени проведения контроль качества подразделяется на непрерывный, периодический (через определенный период времени) и летучий (без установления срока проведения). Летучий контроль проводится в случайные моменты, выбираемые в установленном порядке. Эффективность летучего контроля обусловливается его внезапностью, правила которого разрабатываются соответствующими контролирующими органами.

По объему охвата контролем партии продукции различают сплошной и выборочный контроль.

Сплошной контрольэто контроль каждой единицы продукции, осуществляемый с одинаковой полнотой. Такой контроль может почти полностью исключить возможность попадания к потребителю товара ненадлежащего качества, однако он трудоемок и дорог.

Выборочный контроль — это контроль определенного количества (выборки или выборок) продукции, отобранного из партии продукции, на основании результатов проверки которой принимают решение о приемке или отклонении партии.

Выборочный контроль с распространением результатов проверки какой-то части (выборки) на всю партию продукции допускается в случае, когда это предусмотрено нормативными документами или договором.

При проведении выборочного контроля качества товаров необходимо строго соблюдать установленные соответствующими стандартами правила отбора единиц продукции для осмотра, испытания или лабораторного исследования. Отклонение от установленного объема и правил отбора единиц продукции может повлечь невозможность признания доказанным факт ненадлежащего качества товаров.

Одним из основных понятий выборочного контроля является контрольный норматив — критерий для принятия решения по результатам контроля. Для контроля по альтернативному (качественному) признаку контрольный норматив выражается через число несоответствующих единиц продукции.

Стандартами предусматриваются два контрольных норматива — приемочное и браковочное числа.

Приемочное число представляет собой наибольшее число несоответствий или несоответствующих единиц в выборке при котором допускается приемка партии.

Браковочное число — наименьшее число несоответствий или несоответствующих единиц в выборке, при котором партия должна быть отклонена.

Величина контрольных нормативов зависит от установленного в стандарте значения приемлемого уровня качества объема выборки.

Различают следующие виды выборочного контроля: одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый контроль.

Под одноступенчатым контролем понимается выборочный контроль, при котором решение о приемке или отклонении партии принимают на основе результатов контроля, получаемых из одной выборки заранее определенного объема.

При двухступенчатом выборочном контроле после контроля первой выборки объема n1 принимают решение о приемке, отклонении партии или отборе второй выборки объема n2 для принятия решения о приемке или отклонении партии в соответствии с определенными правилами.

Многоступенчатый контроль представляет собой выборочный контроль, при котором после контроля каждой выборки принимают решение в соответствии с определенными правила о приемке, отклонении партии или отборе следующей выборки, причем правила принятия решения основаны на накопленных данных всех выборок партии.

Отбор образцов оформляется актом отбора образцов, а; результаты контроля качества товаров — актом приемки товаров по качеству.

Контроль качества подразделяется на внутрипроизводственный, ведомственный и государственный инспекционный.

Контроль качества в торговле, осуществляемый по договорам поставки и купли-продажи проводится товароведами на следующих этапах:

1) при поступлении товаров в оптовые и розничные торговые предприятия;

2) при подготовке товаров к продаже.

На первом этапе контроль проводится с целью принятия решения относительно качества поступившей партии. Правила приемки партий продукции устанавливаются стандартами на группу однородной продукции, где отражается вид контроля качества (сплошной или выборочный), количество отбираемых для контроля изделий (при выборочном контроле), порядок отбора, приемочные и браковочные числа.

В случаях поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной торговое предприятие вправе применить к изготовителю (поставщику) следующие меры правового воздействия:

• отказ от принятия и оплаты продукции;

• требование об устранении дефектов и других нарушений;

• безакцентное (бесспорное) списание уплаченной стоимости продукции;

• расторжение договора поставки;

• привлечение к имущественной (материальной) ответственности в соответствии с действующим законодательством и договором.

При поставке продукции более низкой градации качеств (сорта, группы сложности и т. п.), чем указано в документе, удостоверяющем ее качество, или в договоре, но соответствующей обязательным требованиям нормативных документов или образцам-эталонам, торговое предприятие имеет право принять продукцию по цене, предусмотренной для соответствующе градации качества, или отказаться от принятия или оплаты продукции.

На этапе подготовки товаров к продаже розничные торговые предприятия осуществляют сплошной контроль качества с целью недопущения к продаже товаров, не отвечающих установленным требованиям. Этот контроль должен осуществляться на складе магазина и предшествовать подаче товара в торговый зал.

Министерства организуют и осуществляют ведомственный контроль через свои органы и службы — инспекции по качеству (управления контроля качества) и службы стандартизации Государственный инспекционный контроль за качеством продукции осуществляют органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и другие государственные органы, наделенные в соответствии с действующим законодательством административно-властными полномочиями в области контроля за безопасностью продукции и сертифицированной продукцией.


1. Определение товарной информации. Виды и формы информации о товаре. Требования, предъявляемые к товарной информации.

Средства товарной информации.

2. Характеристика маркировки как одного из основных средств информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.