Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличия научной психологии от житейской




 

Любая наука имеет в своей основе житейский опыт. Научный психолог должен быть хорошим житейским психологом, иначе он будет не только малополезен науке, но и несчастен. В физике примером может быть пример с Ньютоном.

В психологии есть свои особенности. У каждого человека есть свой запас психологических знаний. Некоторые являются хорошими знатоками человеческой сущности: писатели, актеры, врачи, педагоги, но во всех этих случаях знания ограничены сферой их профессии.

Гиппентейтер Ю.Б. приводит пять отличий научной психологии от житейской.

1) Уровень обобщения в науке выше, наука оперирует общими понятиями. Бытовая психология ситуативна, с трудом применима к иным жизненным событиям.

2) Интуитивность бытовых знаний, в то время как научные знания осознанны и рациональны.

3) По способу передачи различны, в науке больший коэффициент полезного действия. Даже отвергая теорию или результаты других, исследователь досконально разбирается в них.

4) Методы получения знаний различны. В быту – наблюдение и размышление; в науке, в основном, эксперимент. Именно эксперимент роднит психологию с естественными науками.

5) Уникальный по масштабам материал, недоступный одному человеку.

Необходимо отметить, что с течением времени ученые вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны отражающего мира, предполагая вновь обратиться к анализу с новыми средствами. Но всегда житейские факты, связанные с общественной жизнью, составляют базу для научных исследований. В настоящее время психологические исследования также соответствуют запросам времени: так наиболее востребованными являются психология управления (менеджмента), этническая психология, психология чрезвычайных ситуаций и др.

Вопрос современной психологической науки стоит так: «Как размещены сложные функциональные системы, возникающие в процессе общественной истории, по всей коре головного мозга?». Этот вопрос решается такой отраслью психологии как нейропсихология.

Парапсихология – область исследований по изучению форм восприятия без участия органов чувств и без мышечных усилий. Вопросы, поднимаемые этой отраслью, имеют неоднозначные ответы, так можно говорить о парадоксах биоэнергетики. Но необходимо вспомнить о требованиях, предъявляемых к любому научному методу – объективности, валидности и надежности, на которых мы остановимся позднее. Так явления, показанные парапсихологом, например, исцеление, могут быть не воспроизведены повторно, то есть не соблюдается требование к надежности метода.

4. О тражение является основной функцией психики, это следует из материалистического определения психики. В науках о природе и человеке принято выделять три уровня отражения:

психический – физиологический - физический

 

Физический уровень – зеркальное отражение имеет место в неживой природе. Оно пассивно, основано на контактном взаимодействии. Например, отражение предметов в воде; отпечаток камня на песке.

Физиологическое отражение имеет место в органическом мире, характерно для простейших живых организмов и растений (монизм, таксисы и др.). Прежде всего, выражается в процессе возбуждения.

Психическое отражение - это высший уровень отражения, имеет место там, где начинается ощущение, то есть возникает первый психический процесс. Психическое отражение обеспечивается психикой, которая имеет сложное устройство (нервную систему и головной мозг). Правильность отражения проверяется практикой, это связано со второй функцией психики – регуляцией.

Психическое отражение имеет характеристики:

1) Сигнальный характер психического отражения, всегда происходит в ответ на внешнее или внутреннее раздражение.

2) Способность воспринимать такие воздействия, которые не обладают прямой биологической значимостью. Например, мы воспринимает смысл слов, в то время как звук не оказывает вредного воздействия на организм.

3) Способность отражать все воздействия вне зависимости от актуальных потребностей, затем их анализ, синтез и соотнесение с известной информацией.

4) Психическое отражение совершенствуется и углубляется, накапливается жизненный опыт.

5) Носит опережающий характер, так как обеспечивается процессами памяти.

Леонтьев А.Н. предложил теорию развития психики в филогенезе, в настоящее время она является парадигмой в психологии (общепризнанна в научном мире). Леонтьев А.Н. выделил три стадии развития психики:

1) стадия элементарной сенсорной чувствительности. Для организмов на этой стадии свойственна раздражимость на значимые свойства среды, слабая активность, жесткая врожденная программа действий.

2) стадия перцептивной психики – возникают целостные образы. Характерна большая активность, наличие памяти, способность вырабатывать программу поведения (в частности, движения).

3) высшая стадия – животное способно создавать орудия жизнедеятельности:

- стадия интеллектуального поведения животных;

- наивысший уровень - сознание – свойственно только человеку. Сознание определяется способностью выделять себя из окружающего мира.

Таким образом, научная психология решает вопросы, связанные с тем, как функционирует живой организм, как устроен аппарат, обеспечивающий его жизнедеятельность. Более сложные процессы, присущие сознательному существу – человеку, изучаются большим количеством научных дисциплин (философия, история, педагогика и др.), среди которых психология прочно заняла место науки, ориентированной на решение практических проблем, возникающих у человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.