Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы создали простейшую коммуникационную систему

Более подробно по коммуникационному акту (коммуникационной системе):

На протяжении всего человеческого развития человечество выработало множество способов и средств передачи информации, называемых обобщенно социальными коммуникациями. В основе коммуникаций лежит коммуникационный акт, в котором выделяются следующие составные части:

1. Тот, кто передает информацию –адресант.

2. Тот, кому предназначена информация –адресат.

3. Способ передачи информации.

4. Содержание передаваемой информации.

5. Код – правила языка, на котором выражается сообщение(будем говорить ниже)

6. Контекст; в котором сообщение обретает всю полноту своего смысла(на практике).

Коммуникация – [ лат. Communication, communicare – делать общим, связывать,

общаться ]

Значения в употреблении:

- Путь сообщения (напр. воздушная к…., водная к….)

- Форма связи (напр. телеграф, радио, телефон).

- Акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому лицу.

- Массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств- средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение).

Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт»,1994г. С.295.

С.И.Ожегов, под ред. Н.Ю.Шведовой М., «Русский язык», 1987, С.247.

По существу весь дальнейший путь цивилизации- это непрерывная попытка – борьбы за модернизацию системы. Камнем преткновения, основной трудностью всегда оставался способ передачи информации.

История развития коммуникаций – это история глобальных и локальных информационных кризисов – разрешавшихся путем создания более современных средств и способов передачи информации.

Каждой исторической эпохе соответствует свой тип культуры, под которым понимается совокупность конкретных достижений общества в его ментальном и духовном развитии. Источник информации, её потребитель, способ передачи сообщения и другие элементы коммуникационного акта являются частью этой культуры. И в тоже время способ передачи информации наряду со способом производства, который зависит от накопленной человечеством системы знаний, определяет этот тип культуры, а, как следствие, специфические черты исторической эпохи.

Этот процесс не протекает гладко и равномерно. Неизбежно чередование кризисов и информационных тупиков.

Информационный тупик возникает тогда, когда дальнейшему прогрессу человечества мешает непрерывно растущий объем информации.

Существует определенная закономерность – как только количество информации в обществе начинает превышать средние человеческие возможности по ее усвоению – значит, необходим скачок в общественном развитии.

Смотрите сами: как только человеку оказалось недостаточно жестов и ритуальных танцев для передачи всей накопленной информации появилась языковая речь.

Но речь (язык) – это звуковые волны, они не живут сами по себе. Для того, чтобы сохранить языковую речь во времени и пространстве появилась письменность.

Т.е. появился код- информация стала кодированной, значит ее можно сжать, уплотнить.

Возникла потребность в материальных носителях, которых нет в природе в готовом виде – изобрели бумагу и механические, а затем и электронные способы буквопечатания.

Далее перешли (информации стало больше, она стала разнообразнее, сложнее – её уже невозможно было передать и усвоить через обычный машинописный текст) к фиксации объемных и движущихся изображений, звуковой информации, далее информации стало еще больше, а потребность в скорости передачи увеличилась – появились компьютеры, породившие ксерокс, принтер, сканер, мультимедийный эффект (наложение движущегося изображения, на цвет, звук и текст) и в конечном итоге – всемирный банк данных – «паутина»- Интернет.

Менялись средства передачи информации- менялось и общество, тип культуры, следовательно, менялся образ жизни человека, его объем знаний, течение мысли, поведение.

Исторически выработано множество средств и способов передачи информации, различающихся между собой по разным основаниям.

При этом, каждый изобретенный новый не исключает ранее существующие. Здесь не проходит принцип: чтобы построить новое здание, нужно уничтожить до основание старое.

Несколько слов о классификации коммуникаций:

В зависимости от канала передачи сообщений социальные коммуникации принято делить на формальные и неформальные.

Первоначально возникли неформальные. В них для передачи использовались жесты, знаки, звуки. Они распространялись по неофициальным каналам.

Основные достоинства этого рода коммуникаций:

- оперативность;

- изобретательность;

- обеспечение быстрой обратной связи.

Техника (способ) передачи может быть разная (личный разговор, телефон, радио, телемост, видео, Интернет «ICQ»).

Однако есть и существенные недостатки:

1. Ограничен круг распространения.

2. Отсутствует механизм объективного контроля и оценки достоверности информации.

3. Информация не может, хранится и использоваться в будущем.

Однако на бытовом, межличностном уровне неформальные коммуникации существуют и будут существовать всегда.

Чтобы устранить вышеуказанные недостатки, сформировались формальные коммуникации, появилось понятие документирование, и естественно все формальные коммуникации функционируют только через документ и называются иначе документальными коммуникациями. В дальнейшем все остальные вопросы мы будем рассматривать только в контексте документальных коммуникаций.

И наоборот, вся документированная информация движется по формальным каналам связи.

В зависимости от численности обращающихся можно выделить:

1. Двухсторонние коммуникации, когда люди попеременно выступают в роли то слушателя, то говорящего;

2. Групповые коммуникации, которые объединяют сравнительно небольшие группы людей, так что передающий информацию в состоянии учитывать особенности и реакцию каждого из воспринимающих. Современной формой, весьма распространенной, является корпоративная коммуникация т.е. в масштабе малого трудового коллектива.

3. Массовые коммуникации- это уже официальные структуры распространения информации на численно большие и рассосредоточенные аудитории. К массовым коммуникациям относятся радио, телевидение, печать, массовые печатные издания и публикации.

Документ в массовых коммуникациях выполняет очень важную функцию, являясь одновременно средством социального общения, комулирования знаний и социального опыта, регламентирования общественной жизни.

Коммуникации можно также классифицировать по разновидностям материального носителя, по способу нанесения информации на материальный носитель, по способу передачи информации, по способу восприятия информации адресатом по количеству передаваемой информации, по тому какие средства в том числе и технические используются для передачи информации.

Однако, повторяю, самые передовые и распространенные – это документальные коммуникации. И основной путь их развития и совершенствования – это развитие и совершенствование средств и способов передачи документально фиксированной информации.

Официальными структурами документальных коммуникаций являются среди очень многих:

- издательская деятельность;

- книготорговая деятельность;

- библиотечное дело;

- библиографическая деятельность;

- архивное дело;

- информационная деятельность;

- музейное дело;

- т.д. и т.п.

Каждая из этих сфер в качестве объекта своей деятельности рассматривает документ в его взаимоотношении с потребителем.

Различаются между собой названные структуры документальных коммуникаций ориентацией на разные виды документов, формами и методами их обработки и представления потребителю.

Все выше перечисленное – это основные закономерности возникновения и развития коммуникаций на сегодняшний день. Более подробно этот предмет изучается в учебной дисциплине «Теория коммуникаций»

Итог: Мы рассмотрели первый учебный вопрос лекции, определили основные части коммуникации, роль и место документа в документальных коммуникациях.

Второй учебный вопрос:

Документ – как материальный носитель информации.

Понятие и основные принципы документирования.

В первом вопросе мы определились что информация всегда материальна, ибо не может существовать без материального носителя с другой стороны – в мире не существует «материальных объектов» которые бы не закрепляли, т.е. не несли, какую-либо информацию. Однако информация закрепленная на материальном носителе есть документ. Вот и получается, на первый взгляд, что весь мир одни сплошные документы.

Их великое множество. Они используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Потому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется.

Так, для юристов документ является прежде всего способом доказательства, для историка – историческим источником, кибернетика –документалиста – носителем информации, в документоведении это результат закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом на специальном материале, а вот специалисты в области управления предприятием в т.ч. сервиса и туризма считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.

Интересно, как пытаются на этот вопрос ответить энциклопедические словари:

Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994.-С.211

Определяет: документ- (от лат. documentum- доказательство, свидетельство)

1. Письменное свидетельство, доказательство, напр. исторический д.

2. Юр. составленный в порядке, предусмотренном законом, акт, удостоверяющий юридический акт (рождение, вступление в брак) или представляющий право на что-либо (диплом, завещание); в широком смысле – любой письменный акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер.

3. Паспорт, удостоверение личности.

Словарь русского языка С.И.Ожегова под ред.Н.Ю.Шведовой- М. «Русский язык», 1987,С.148.

Гласит- 1. Деловая бумага утверждающая какой-нибудь факт, или право на что-либо. Расходные документы. Проездной документ

2. То что официально удостоверяет личность предъявителя (паспорт и т.д.). Проверка документов. Предъявлять свой документ.

3. Письменное свидетельство о чем-либо. Древнерусские грамоты являются историческими документами.

Вы можете по этом формулировкам сами убедится как тяжело одним двумя предложениями охарактеризовать такое многостороннее явление как документ.

Учитывая, что нам, большей частью интересны документы в определенной области деятельности, то интереснее будут две другие трактовки понятия «документ».

Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г. №24 –ФЗст.2.

Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.

Это же определение дано и в Государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и архивное дело». (ГОСТ Р51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.М., Госстандарт России, 1998.,с2).

И формулировка проф. Гордикаловой:

Документ – логически связанная информация, дискретно зафиксированная на любом материальном носителе, который может быть включен в определенное собрание и предназначен для широкого и локального, распространения в обществе.

Таким образом, для целей той деятельности, к которой Вы себя готовите, документ должен представлять собой:

1. Логически связанная информация, причем кодированная.

2. Информация зафиксирована с оформлением всех предусмотренных законом реквизитов, которые позволяют однозначно её идентифицировать.

3. Материальный носитель должен обеспечить включение информации в определенное собрание, хранение и широкое или локальное распространение в обществе (при этом закон для этих целей предусматривает, два вида носителей – бумага и магнитные носители).

Вот, в принципе – что такое документ для управления предприятием, либо организацией.

Давайте чуть подробнее разберемся с каждым составляющим элементом (или точнее сказать - признаком) документа.

1. Информация должна быть логически связана и выражать законченную мысль. В целях управления, представьте себе – придет набор слов непонятного каких – естественно (если это приказ, распоряжение или указание) ничего кроме, по крайней мере, недоумения это не вызовет. Информация не будет усвоена и, естественно воля руководителя который издал приказ, будет не выполнена.

2. Теперь, что касается кодирования информации. Представьте, Вы получаете из Министерства приказ в виде индейского письма (веревочки с узелками) или Пиктографического письма (для справки – это древний Египет 3000 лет до н.э.) И что делать? Как такую информацию учесть, обработать, классифицировать, а главное, выполнить содержащееся в нем распоряжение. Ведь, даже если Вы найдете специалиста, который прочтет послание, то его еще и необходимо перевести на русский язык. Однако общеизвестно, что как бы не был хорош перевод, он исказит смысл документа.

Типичный пример с переводами: Если перевести Пушкина на Эвенский язык жителей Камчатки, а затем этот текст перетолмачить на русский – Вы Евгения Онегина не узнаете.

Теория кодов:

Передающий объект и материальный носитель информации имеют разную природу, поэтому изменения которые вносит передающий объект в структуру материального носителя условны. Это некоторая выработанная специально система правил, которая была бы понятна воспринимающему объекту, (узелки на веревочке или графическое изображение нот на бумаге) т.е. система кодирования информации. При произнесении слов мы своим голосовым аппаратом создаем особые колебания звуковых волн, которые являются общепринятыми для того или иного национального языка. Органы слуха лишь улавливают звуковые колебания, объединенные общей системой правил кодирования, а общий смысл преданного сообщения раскодирует головной мозг. В основе кодирования лежит выработка языка передачи информации. Язык можно рассматривать как систему дифференцированных знаков вместе с правилами их использования.

Эту проблему т.е. теорию и практику использования языка, как кода для передачи информации изучают, как минимум, два десятка наук: семиотика состоящая из синтактики, семантики и прагматики, + логистика, лингвистики, фонетика и т.д.

Во времена существования цивилизации человечество выработало множество языков, которые принято делить на естественные и искусственные:

Естественно- возникли исторически в процессе развития человеческого общества. Самым древним является язык мимики и жестов, доставшихся человеку в наследство от живого мира и базирующийся на первой сигнальной системе. С развитием второй сигнальной системы возникла и стала использоваться членораздельная речь. Обособлено развиваясь группами на основе территориального, этнокультурного и других принципов общественного развития, люди исторически выработали национальные языки.

Национальные языки – широко используемый способ кодирования информации. Ведь каждое слово, не более чем условный знак, которым люди договорились обозначать то или иное понятие, действие или предмет.

Искусственные языки всегда создаются для какой-то строго определенной цели, когда естественные языки использовать либо затруднительно, либо невозможно. Основные цели создания искусственного языка: устранить многозначность естественного языка, ограничить доступ лиц к информации, упростить грамматические и синтаксические правила естественного языка, свести все многообразие знаков к двум сигналам: точка тире.

Отсюда азбука Морзе, различные шифры, азбука флажков на флоте, международный язык эсперанто, языки машинного программирования и т.д.

Однако для всех кодов, независимо от их естественной или искусственной природы характерны следующие три положения:

1. Кодов существует гораздо больше, чем материальных носителей информации. Для примера: материальный носитель звуковые волны – а языков очень много начиная от точек-тире, разных шифров и кончая речью народов Мавритании. Однако все эти коды соответствуют природе материального носителя и могут использовать один способ кодирования – изменение длины радиоволн. Для бумажных носителей такая же картина с количеством кодов, но принцип и способ кодирования другой, но тоже единственный для данного материального носителя- графическое изображение.

2. Код – это комбинация сигналов, знаков, предметов, который является способом передачи смысла. Будучи посредником вместе с материальным носителем между передающей и принимающей стороной, он должен быть им одинаково знаком, иначе получится индейское письмо с узелками.

3. Информация не зависит от выбранного кода: одно и тоже сообщение может быть послано на разных языках. Сообщение переданное по телетайпу с помощью электромагнитных волн, преображается обратным порядком в графический текст. Но угроза того, что при переводе из одной системы кодирования в другую из-за неадекватности отражения могут появится помехи, в частности искажающие форму и смысл информации всегда существует. История знает немало тому примеров

Поэтому, дабы такого не случалось в основном Законе каждой страны обязательно указывается какой код используется в коммуникациях.

В частности в Конституции РФ прямо говорится: Государственным языком является – русский язык. Закон «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 1998г.) ст. 16 определяет обязанности ведения делопроизводства на территории России на русском языке.

Теперь что касается материальных носителей. Законодательство всех стран мира предусматривает четкое указание – на каких носителях принимается информация. В нашей стране, как минимум, все Министерства об этом упоминают в своих указаниях. В частности, Федеральная служба по налогам и сборам РФ предусматривает прием налоговой и бухгалтерской отчетности на бумажных носителях, магнитных дисках, но с приложениями дубликата на бумаге, либо, в качестве эксперимента, через Интеренет на электронный адрес.

Прежде всего, это бумажный носитель, однако тоже не любая бумага.

Массовое производство приспособлений для хранения документов и работы с ними: папок, конвертов, канцелярского оборудования, а также различных механизмов, пишущих машин и т.д. потребовало упорядочения и унификации форматов бумаги.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работают органы чувств | Формат- (от лат. formo- придаю форму)размер страницы книги, листа карточки и т.д
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.