Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Административное право

Предметом правового регулирования административного права выступают общественные отношения, возникающие при формировании государственной администрации и осуществлении ею властной деятельности. Особенностью административных отношений является то, что имеется специальный субъект исполнительных органов и должностных лиц. В рамках административных отношений исключено юридическое равенство участников. Предмет административного права составляют отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т.е. реализацией исполнительной власти, а также иные отношения, возникающие в процессе деятельности других государственных органов. Административное регулирование рассчитано на юридически неравные отношения. Метод административного права строится на власти – подчинении. Органы государственного управления являются частью государственного аппарата и занимаются практической реализацией задач и функций исполнительной власти. Данные органы занимаются деятельностью исполнительного и распорядительного характера. Органы государственного управления являются носителями государственно-властных полномочий. Осуществление их компетенции связано с изданием нормативных правовых актов. Они являются подзаконными, т.е. они должны основываться на законе, соответствовать ему. Орган исполнительной власти – это структурно подразделение государственного аппарата, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства (регулирования) экономическими отраслями страны, административно-политической деятельностью, социально- культурной областью государства.

Классификация органов исполнительной власти может осуществляться по различным основаниям: территории действия, по порядку образования. Органы государственного управления делятся на виды в зависимости от компетенции. По характерукомпетенции выделяют: органы общей компетенции (руководят на своей территории жизнедеятельностью большинства организаций и граждан. Существуют государственные органы отраслевой принадлежности (министерства). Межотраслевые органы координирует в порученной им сфере деятельность различных органов власти. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают коллегиальные (Правительство, государственные комитеты) и единоначальные (министерства). Органы исполнительной власти включают: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют руководство отраслями, межотраслевое регулирование и координацию, контроль и надзор, специфические функции.

Система органов исполнительной власти разных субъектов РФ различны. Она в республиках определяется в конституции и других законах; других субъектов – в уставах и иных правовых актах.

Государственная служба. Понятие о государственной службе. Государственный служащий – работник государственных органов, осуществляющий профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах образуются государственные должности категорий А, Б, В. Перечень государственных должностей государственной службы определяется в Реестре государственных должностей РФ. Государственная служба делится на федеральную государственную службу и на государственную службу субъектов РФ. Кроме того, в зависимости от принципа разделения власти различают государственную службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. Государственные должности делятся на классы, а государственные служащие на группы.

Принципы государственной службы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный допуск к государственной службе, принцип демократического централизма в выполнении решений, принцип единства основных требований, принцип гласности, принцип ответственности, принцип внепартийности и внерелигиозности. Основы правового статуса государственных служащих. Служебные права и обязанности государственных служащих. Общегражданские права и обязанности.

Административным правонарушением признается общественно опасное, противоправное. Виновное деяние в виде действия или бездействия, за которые установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость, общественная опасность). Состав административного правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная стороны (косвенный умысел, самонадеянность, небрежность)

В зависимости от объекта посягательства административные правонарушения делятся на виды:

· посягающие на права граждан и здоровье населения;

· посягающие на собственность;

· в области охраны окружающей среды;

· в области промышленности;

· в сельском хозяйстве, на транспорте, а области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;

· в области финансов и торговли;

· посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершенное административное правонарушение. Ее устанавливать могут только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – органы исполнительной власти. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной – такая подчиненность исключается. Цель ­ административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшей административных проступков. Она не влечет судимости.

Субъекты административной ответственности – физические и юридические лица.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

Не подлежит административной ответственности:

· Причинение вреда в состоянии крайней необходимости (для устранения опасности, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный ущерб менее значительный, чем предотвращенный вред);

· Невменяемости, т.е.физическое лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики).

Возможность освобождения от административной ответственности. – при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Виды административных взысканий:

· Предупреждение (письменное),

· штраф (для физ.лиц- - не более 5 тыс руб. для должностных лиц - - до 50 тыс руб., для юр.лиц- до 1 млн. руб.), либо стоимости предмета адм. Правонарушения, сумма неуплаченных налогов, сборов, сумма выручки от реализации товара и т.д.

· возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вырученная сумма возвращается владельцу. Возмездное изъятие охотничьего ружья, боеприпасов и др. не применяется к лицу, для которого охота и рыболовство-основныой источник средств к существованию. Назначается судьей.

· конфискация предмета административного правонарушения. Возмездное изъятие охотничьего ружья, боеприпасов и др. не применяется к лицу, для которого охота и рыболовство-основной источник средств к существованию. Назначается судьей.

· лишение специального права. Срок – не менее одного месяца и более трех лет. Назначается судьей.

· административный арест (до 15 суток, в период чрезвычайных ситуаций – до 30 суток). Назначается судьей. НЕ назначается: беременным, женщинам-матерям детей до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам 1-2 групп., военнослужащим, гражданам, призванным на военную службу.

· Дисквалификация-лишение физ.лица права замещать должности госс. Службы, должности в исполнительном органе управления юр.лица, входить в совет директоров и т.д. Срок – от 6 мес. до трех лет. Назначается судьей.

· административное выдворение за пределы Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства;

· приостановление деятельности на срок до 90 суток лиц., осуществляющих предпринимательскую деятельность.. Назначается судьей.

Основные административные наказания: п редупреждение, адм. штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности.

Как основное, так и дополнительное наказание: возмездное изъятие, конфискация предмета административного правонарушения, административное выдворение.

Обстоятельства, смягчающие адм. ответственность:

  • Раскаяние лица;
  • Добровольное сообщение о совершении проступка;
  • Предотвращение вреда;
  • Совершение в состоянии аффекта, либо стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • Несовершеннолетие;
  • Беременность;
  • Женщина, имеющая ребенка до 14 лет

Обстоятельства, отягчающие адм. ответственность:

  • Продолжение противоправного деяния;
  • Повторное совершение;
  • Вовлечение несовершеннолетних;
  • Совершение проступка группой лиц;
  • В условиях стихийного бедствия или др. чрезвычайных обстоятельств;
  • Состояние опьянения

При наложении административного взыскания учитываются: характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Взыскания применяются на основе 3 принципов: законности, индивидуализации, справедливости.

Если человек совершил два и более правонарушений, то взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются: административными комиссиями, исполнительными комитетами, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, органами государственных инспекций, другими органами и должностными лицами, уполномоченными на то законодательными актами. На обжалование в вышестоящую инстанцию – 10 дней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приобретение и прекращение гражданства | Тема 5. Трудовое право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.