КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Области применения ПКМ
Стеклопластики - одни из первых конструкционных материалов па полимерной основе. Они наиболее полно изучены, их давно применяют в судостроении, на транспорте, в строительстве, нефтехимической, горнодобывающей и других отраслях промышленности. Стеклопластики из всех ПКМ являются самыми дешевыми. Поэтому их применение оправдано в серийном и массовом производстве. Высокая коррозионная стойкость, способность к восприятию ударных нагрузок, отличное качество поверхности и красивый внешний вид обусловили применение стеклопластиков в спортивном судостроении и производстве корпусов лодок, катеров, плотиков, корпусов малых судов, надстроек,рубок,переборок,цистерн гребных винтов, трубопроводов и т.д. Строительные панели, воздуховоды, реакционные аппараты и различные емкости, химически стойкие и прочные трубы, корпуса насосов и вентиляторов — вот далеко не полный перечень изделии из стеклопластиков. Видное место занимают эти материалы в производстве изделий для автомобильного и железнодорожного транспорта. Из них изготавливают корпуса легковых автомобилей, кабины грузовиков, баки для горючего, цистерны для перевозки жидких и сыпучих грузов. В судостроении и судоремонте нашли широкое применение методы формования изделий основанные на принципе пропитки сухих заготовок стеклозаполнителем, заключенным в соответствующие формы, связующим, находящимся под давлением. После окончания процесса пропитки и полимеризации связующего из формы вынимают готовое изделие. Метод основанный на указанном принципе, получил название пропитки. Известно несколько методов пропитки. Методы пропитки под вакуумом и давлением и под давлением наиболее универсальны и применимы при изготовлении многих судовых конструкций и изделий, в том числе тонкостенных (например, корпуса шлюпок, катеров и плотиков, крышки люков и брызгонепроницаемые двери, баки и цистерны).
Рассмотрим технологические особенности изготовления изделии на примере формования корпуса шлюпки. Формование корпуса в оснастке с жесткими матрицей и пуансоном выполняют в такой технологической последовательности (см. рис. 1.14). На пуансон 3, покрытый разделительным, а при необходимости и декоративным слоями, укладывают заготовки стеклонаполнителя 5. В носу шлюпки и на транце концы полотнищ заправляют внахлест так, чтобы при установке матрицы они не смещались, и прихватывают нитками. Затем устанавливают покрытую разделительным слоем матрицу 4. Как показали опыты, ткани сатинового переплетения и жгутовые ткани без складок облегают пуансон. Несколько хуже ложится ткань полотняного переплетения. Жесткий холст топорщится и при обжатии матрицей образуются складки. Герметичность стыка между матрицей и пуансоном обеспечивают эластичным резиновым жгутом герметизации 6, размещенным в пазу пуансона. Через штуцеры — стоки в матрице, расположенные по линии киля, из полости между матрицей и пуансоном, заполненной стеклонаполнитслем, откачивают воздух до тех пор, пока не прекратится прохождение пузырей сквозь залитое в ловушку 2 масло. Затем из бачка в кольцевой канал — источник 7 подают предварительно вакуумированное связующее, равномерно пропитывающее стеклонаполнитель. При пропитке под вакуумом и давлением на связующее в емкости 1оказывают дополнительное давление сжатым воздухом. Рнс. 1.14. Схема формы с жесткой матрицей и пуансоном для изготовления корпуса шлюпки. Об окончании пропитки армирующего материала судят по появлению устойчивой струйки связующего в основном стоке, расположенном на конце самой протяженной линии тока. Для корпуса шлюпки эта точка находится в зоне пересечения линии ДП с плоскостью мидель-шпангоута.
До появления связующего в основном стоке ход пропитки контролируют через контрольные стоки, размещенные на окончаниях более коротких линий тока или в местах, где из-за неравномерной укладки возможно уменьшение коэффициента проницаемости пакета стеклонаполнителя. Для обеспечении более глубокой пропитки, а также предотвращения недопропитки отдельных участков с меньшими коэффициентами проницаемости стоки в оснастке перекрывают и производят выдержку изделия под давлением. Существует возможность изготовления формы с жесткими матрицей и пуансоном, в которой полость формования герметизируют гидравлическим затвором. Этот затвор образуется при погружении нижней кромки матрицы в смолу, налитую в желоб, окружающий пуансон. Под действием разрежения в форме смола из желоба расходуется на пропитку стекленаполнитсля. В процессе пропитки сопротивление перемещению связующего возрастает настолько. что оказывается возможным увеличить разрежение в форме вплоть до — 10-3 мм рт. ст. Однако такая конструкция формы неприменима, когда борта шлюпки имеют «седловатость», поскольку из-за этого в носовой и кормовой частях желоба после формования оставалось бы значительное количество связующего. Система подачи связующего в герметизированный желоб позволяет формовать шлюпки с минимальными потерями связующего и создать лучшие санитарно-гигиенические условия. Кроме того, благодаря возможности приложения дополнительного давления на связующее можно ускорить процесс пропитки. Опытное формование показало, что точность изготовления оснастки, выдерживание зазора под стеклонаполнитель между матрицей и пуансоном имеют большое значение для получения высококачественного изделия. Это особенно важно при вакуумной пропитке, когда под действием разности давления матрица прилегает к пуансону. Если зазор между ними больше положенного, то по окончании пропитки при снятии разрежения матрица в зоне киля отходит от пуансона и связующее стекает, образуя участки, богатые и обедненные смолой. Этого можно избежать, поддерживая разрежение до начала отверждения стеклопластика либо создавая в зоне стоков некоторый избыток связующего, которое заполняет зазор при снятии разрежения. Уменьшение зазора также наиболее опасно в этой зоне из-за потери напора связующим в верхних частях формуемого изделия. Случаи непропитки из-за уплотнения пакета наблюдались лишь в тех зонах, где сжатие наиболее интенсивно. Формование моделей показало, что неблагоприятных последствий сжатия можно избежать, помещая между слоями стеклонаполнителя в опасной зоне тонкие небольшие прокладки из стеклопластика.
Одним из наиболее рациональных средств, которое позволяет устранить сжатие пакета, является устройство специальной разгрузочной камеры, куда помещают форму при формовании и где также создают разрежение. Наличие такой камеры позволяет вести вакуумную пропитку в очень легких и простых формах. Эту же камеру можно использовать и для обогрева. Кроме того, упрощается задача герметизации стыка между матрицей и пуансоном, которая зачастую весьма затруднительна. При пропитке под давлением процесс протекает быстрее и имеет свои особенности. При малой жесткости оснастка несколько деформируется. По окончании процесса пропитки после снятия давления под действием упругих сил деформация оснастки постепенно исчезает. Следствием этого являются уменьшение зазоров между матрицей и пуансоном до нормальных размеров и вытеснение из штуцеров избытков связующего. Связующее, выходящее из штуцеров, содержит большое, количество воздушных пузырей. Поэтому для обеспечения хорошего качества стеклопластика в зоне киля процесс пропитки продолжают до тех пор, пока из стока не начнет поступать более прозрачное связующее- Хороший результат даст подключение перед завершением пропитки системы вакуумирования. Для предотвращения отекания связующего с вертикальных участков изделия по окончании процесса пропитки перекрывают штуцеры, через которые связующее поступает в форму.
Одно из самых "узких мест" в судоремонте - восстановление корпусных конструкций. В связи с их коррозионным изнашиванием, помере старения судов, возрастает объем ремонтных работ по корпусу. сводящихся, как правило, к восстановлению непроницаемости конструкций малом построечной толщины, наружных и внутренних палуб, стенок рубок, надстроек, выгородок и т.п. Замена или восстановление изношенных конструкций, насыщенных оборудованием, отделочной зашивкой, мебелью, трубопроводами, кабельными трассами и другим, по традиционной технологии, и применении огневых работ влечет за собой необходимость выполнения сопутствующих работ по демонтажу и последующему восстановлению на штатных местах теплоизоляции, зашивки, аппаратуры, систем и другого, объем которых в 2-3 раза превышает объем работ собственно по металлоконструкциям.. Трудоемкость при этом достигает 25-30% общего объема ремонта судна. Они требуют привлечения большого числа квалифицированных работах (корпусников, сварщиков, плотников, мебельщиков, трубопроводчиков, электриков и др.), станочного оборудования и производственных площадей. Наиболее эффективным способом снижения затрат при восстановлении работоспособности корпусных конструкций (не участвующих в общей прочности судна) является применение полимерных клеев, армированных стекловолокном. К характерным группам конструкций и типовых узлов, при ремонте которых возможно эффективное применение полимерных клеевых композиций (ПКК), относятся: - наружные металлические палубы, покрытие мастикой или деревянным настилом: - палубы санузлов, прачечных и других внутренних помещений с повышенной влажностью, имеющие сквозные коррозионные разрушения: - наружные станки, переборки, выгородки рубок и надстроек с разрушениями по периметру их примыкания к палубе; - кожухи дымовых труб. вентиляционные головки и комингсы вентиляторов с коррозированной поверхностью в местах примыкания к палубам надстроек и рубок; - ватервейсы палуб надстроек и рубок, расположенные под зашивкой жилых помещениях; - полотнища дверей, крышек люков и горловин, трубопроводы, переборочные стаканы и др. Для ремонта и защита от коррозии судовых конструкций применяются составы на основе полиефирных клеев "Спрут-5М", "Cпрут-5 МДИ", "Спрут-9М", "Спрут-МП”, а также эпоксидных смоли клеев марок ЭД-20, ЭД-16, K-I53, УП-5-177-1. Клеи марок ЭД-16, ЭД-20 и K-I53 могут использоваться на сухих поверхностях при температуре окружающего воздуха не ниже +15 °С и влажности не выше 70 %. и отдельных случаях допускается применение клеев при температуре +10 °С. Клей УП-5-Т77-1 может применяться при положительной температуре до О°С, а клей серии "Спрут" при температуре минус 5°С. При этом уровень влажности ремонтируемых поверхностей и окружающей среды не регламентируется. Клеи марок "Спрут-5М", "Спрут-5 МДИ" используются на наружных работах, а "Спрут-9М", обладающий пониженной токсичностью, -как для наружных, так и для внутренних работ. В качества армирующих материалов используются стеклянные ткани марок Т-11-ГВС-9, Т-И-752, СЭ-0-1, НПД-2-600ГВС-9, НПД-Э-600ГВС-9 и др. Для приготовления паст и шпатлевочных составов применяют минеральные наполнители: кварц молотый пылевидвый, аэросил, каолин, тальк, мел, портланд-цемент, асбест, песок. Их вводят в клей с целью изменения его технологических свойств (текучесть, проницаемость, липкость, формуемость и т.д.), а также для улучшения прочностных характеристик и уменьшения расхода дорогостоящих полимерных материалов.
Примеры выполнения нанесения стеклопластиковых покрытий на судовые конструкции в целях профилактики и ремонта показаны на рис.1.15, 1.16, 1.17, 1.18, 1.19, 1.20. Рис.1.15.Схема покрытия стеклопластиком настила верхней палубы. 1- настил палубы, 2 - паста, 3- стеклопластиковое покрытие,
Рис.1.16.Схема нанесения покрытия на настил главной палубы БМРТ пр.394 1-настил палубы, 2-паста, 3- бимс, 4- стеклопластиковое покрытие.
Рис.1.17. Схема покрытия стеклопластиком района примыкания надстройки к главной палубе на судах РТМ типа "Тропик". I- настил палубы. 2 - паста, 3- стенка надстройки, 4- ширстрек, 5- покрытие.
рис.1.18. схема покрытия набора стеклопластиком. I- настил палубы.2- бимс, 3- стеклопластиковое покрытие.
Рис.1.19. Схема нанесения покрытия в районе заклепочного шва.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |