Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие отрасли. Экономика отрасли вносит свой существенный вклад в экономическую подготовку специалистов




Экономика отрасли вносит свой существенный вклад в экономическую подготовку специалистов.

Отрасль – это часть национального хозяйства, которая занимается специализированным производством или обслуживанием. Производственные отрасли создают товар вещественной формы: зерно, техника, обувь, лекарственные препараты и т.д. Обслуживающие отрасли создают товар, не имеющий вещественную форму: работы и услуги. Работа – это вспашка, посев, уборка. Услуги – транспортировка, информационные, страховые, консультационные и т.д.

Отрасль, как часть экономики или производства, отличается от других частей производства, т.е. отраслей, следующими признаками:

- вид и состав выпускаемой продукции;

- средства труда;

- предметы труда;

- технология производства;

- профессиональные навыки работников.

Эти признаки определяют границы отрасли.

В результате непрерывного процесса общественного разделения труда возникают не только отрасли, но и отраслевые науки, у каждой из которых есть свой предмет исследования.

Для экономики сельского хозяйства – развитие производительных сил и производственных отношений в отрасли в соответствии с требованиями объективных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, повышения производительности труда, роста народонаселения, возвышения потребностей накопления, экономии ресурсов и др.

Действие экономических законов в сельском хозяйстве проявляется с учетом его существенных особенностей. Каждая наука имеет свою учебную дисциплину для подготовки специалистов согласно стандарту и учебному плану. Науку «Экономика сельского хозяйства» в вузе и колледже представляет дисциплина экономика сельского хозяйства. Наиболее важные положения науки для изучения в курсе учебной дисциплины отбираются программой. Учебная дисциплина пользуется теми же методами, что и ее наука.

Общим методом всех наук является диалектический. Его использование означает:

- все события рассматриваются в развитии;

- в непрерывной связи между причинами событий и следствиями;

- в превращении количественных изменений и накоплений в качественные.

Рыночная экономика много внимания уделяет случайным изменениям и событиям, она изучает не только вероятность их возникновения, но и вероятность влияния на экономическое и финансовое состояние. Их оценкой занимается теория рисков.

 

2. Методы экономики сельского хозяйства

- монографический (моно – один, графо – пишу). Объект изучения один: завод, цех, ферма, кооператив, сельскохозяйственное предприятие, локальный рынок отрасли и т.д. Как правило, непрерывно изучают свой объект менеджеры любой фирмы.

- вариантных (сопоставимых) расчетов для выбора относительно лучшего сценария и варианта развития. При этом методе необходимо использовать систему показателей сравнения. Например, удельные «емкости» продукции, работ, услуг: материалоемкость, энергоемкость, землеемкость, электроемкость, капиталоемкость, транспортоемкость, трудоемкость, затратоемкость по совокупным издержкам. По этим и другим показателям можно сравнить и выбрать наиболее эффективный вариант развития объекта, технологии, машин, оборудования, поведения на рынке.

- экономико-статистические, например, метод статистических группировок – он позволяет выявить тенденции зависимости переменной величины при изменении независимой переменной: зависимость урожайности от количества внесенных удобрений в группах хозяйств, севооборотов, отдельных полей, земельных участков; зависимость производительности труда от уровня оплаты. По группировочному признаку в совокупности объектов формируют однородные группы и выявляют зависимость, т.е. изменение исследуемых показателей. Кроме группировок в экономике отрасли широко используются экономико-статистические методы индексный, корреляции. Функции, описывающие связи между результатами производства и факторами, называются производственными.

- экономико-математические методы, в частности, экономико-математическое моделирование – это исследование какой-либо экономической системы в виде абстрактных математических аналогов в системе уравнений и неравенств. Система изучается путем построения и исследования ее моделей. Любая система находится под влиянием множества факторов, в модель закладываются только основные из них.

- метод конструктивных расчетов – предлагает выполнение расчетов по конструированию на основе нормативов и фактических данных (по известному принципу «что было бы, если бы …».

- экспериментальный – строится (проводится) экономический эксперимент для исследования эффективности новой технологии, новых методов оплаты труда, распределения доходов и др. при выравнивании всех прочих условий, с тем, чтобы результаты эксперимента были чистыми. Например, ставится экономический эксперимент по новой системе стимулирования снижения затрат, повышения производительности труда, по новой системе взаиморасчетов в рамках интегрированного производства.

- абстрактно-логический – на основе использования совокупности конкретных методов исследования абстрактно-логически делается заключение, формулируются выводы и предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.