КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карта изоквант и эффект масштаба производства
При обосновании долгосрочной стратегии развития предприятия всегда учитываются возможные результаты изменения объема факторов производства. Например, сельскохозяйственное предприятие имеет возможность увеличить количество производственных площадей, добывающее – начать освоение новых месторождений, производственное – расширить свои помещения, закупить новое оборудование. Все это приводит к изменению масштаба производства. По мере расширения масштаба производства происходит изменение объема выпуска продукции. Можно выделить три варианта отношений между вводимыми факторами производства и общим объемом выпуска продукции в длительном периоде. Первый вариант – постоянный эффект масштаба. В этом случае объем выпуска продукции возрастает пропорционально увеличению факторов производства. Если объем факторов увеличивается на 100 %, то объем производства тоже возрастает на 100 %. Второй вариант – положительный эффект масштаба. В этом случае при увеличении факторов производства на 100 % объем выпуска вырос на 150 %. Таким образом, при положительном эффекте масштаба объем выпуска возрастает в большей пропорции по сравнению с увеличением факторов производства. Третий вариант – отрицательный эффект масштаба. В этом случае с увеличением всех факторов производства общий продукт возрастает в меньшей пропорции. Таким образом, по мере расширения объема производства общий выпуск продукции растет, но динамика объема производства и количества вводимых факторов производства различна. Существует комплекс причин, которые вызывают у фирм стремление увеличить выпуск продукции, внедрить дополнительные факторы производства. Прежде всего, издержки производства крупной фирмы всегда меньше, чем издержки малой. В условиях второго варианта увеличение капитала и труда приводит к сокращению средних издержек, т.е. в таких условиях растет средняя и предельная производительность труда.
Фирмы стремятся к расширению объема производства для того, чтобы завоевать большую долю на рынке и таким образом обеспечить контроль над рынком. Важным стимулом для расширения фирм является возможность изготавливать продукцию более широкого ассортимента. Это позволяет фирме справиться с возможными колебаниями рыночного спроса. Производственный процесс в крупных фирмах можно разбить на большее число специализированных операций. Только на крупном предприятии можно полностью использовать габаритное капитальное оборудование: гигантские прессы для производства автомобилей, подъемные краны на строительных площадках и т.д. В условиях малых предприятий такое оборудование большую часть времени будет простаивать. При постоянном эффекте масштаба средняя и предельная производительность не изменяются. Поэтому в данном случае безразлично, на каком предприятии будет использовано специализированное оборудование – на крупном или мелком. При убывающей отдаче от расширения масштаба крупное предприятие будет нести убытки. На рис. 10.7 на отрезке от нуля до точки А – положительный эффект масштаба. Изокванты приближаются друг к другу. При L=10 и К=2 производится 100 единиц продукции. При L=30 и К=6 производится 500 единиц продукции. Факторы производства увеличились в три раза, продукт – в пять раз. Для получения Q= 200 потребовалось увеличить факторы производства менее чем в два раза. На рис. 10.8 на отрезке от нуля до В – отрицательный эффект масштаба. Изокванты удаляются друг от друга. При равном увеличении каждого фактора производства общий продукт увеличивается в меньшей степени. Так, двукратное увеличение объема выпуска потребовало увеличения труда L и капитала К в три раза (объем капитала увеличился до 6 единиц, труда – до 30 единиц, общий продукт составил 200 единиц).
На рис. 10.9 на отрезке от 0 до С – постоянный эффект масштаба. С увеличением каждого фактора в одной и той же пропорции в той же пропорции увеличивается общий продукт (объем капитала увеличился до 6 единиц, труда – до 30 единиц, общий продукт составил 300 единиц). Причинами отрицательного эффекта масштаба могут быть сложности управления в чрезмерно крупной фирме. С ростом размера предприятия возникают противоречия между интересами предприятия в целом и его отдельных подразделений, труднее контролировать выполнение решений, принятых руководством фирмы. Эффект масштаба в разных отраслях имеет свою специфику. Так, в добывающих отраслях высокие показатели производительности труда только при очень большом выпуске продукции. Эти отрасли относят к естественным монополиям. Например, максимальная эффективность в нефтегазовой промышленности в большинстве случаев достигается при наличии в отрасли хотя бы одного крупного предприятия. Контрольные вопросы 1. Как в производственной функции отражается взаимодействие факторов производства и технологии, зависимость между выпуском и затратами? 2. Что такое «производственная функции с одним переменным фактором»? 3. Какое влияние оказывает динамика цен и предельной производительности факторов производства на их замещение? 4. Как вы понимаете действие закона предельной производительности? 5. Какова закономерность изменения общего, среднего и предельного продуктов в зависимости от переменного фактора? Проследите эту закономерность с помощью графика на конкретном примере. 6. В чем отличие технического перевооружения от изменения масштаба производства? Как изобразить эти процессы графически?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |