Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозно-философские взгляды Аврелия Августина

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный) (354—430 г.г.) — крупнейший христианский мыслитель периода патристики (I—VIII вв. н.э.) и один из наиболее выдающихся "отцов церкви". К главным работам Августина относятся: "Исповедь", "О троице", где систематизированы его теологические воззрения, "О граде Божьем". В последнем трактате содержатся историко-философские взгляды Августина. Борьба между светской (дьявольской) державой и царством Божьим, воплощенном в церкви представлена им как борьба зла и добра.

Мировоззрение Августина было теоцентричным. Бог по Августину первичен, он является наивысшей сущностью. Только его существование вытекает из его существа, все остальное с необходимостью не существует. Бог является причиной существования всякого сущего, всех перемен. Он не только сотворил мир, он постоянно его сохраняет, продолжает творить его. Бог не имеет ничего общего с естественным, Бог – сверхъестественен. Бог является наивысшим предметом познания. В то же время, Бог выступает причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, помогает людям находить правду. «Если мы хотим что-нибудь узнать об этом мире, мы должны обратиться к Богу, так как для Бога нет ничего не возможного». «Хотя и христианский Бог сам по себе не доступен для познания, тем не менее, он открывает себя человеку через откровения в священных текстах Библии, которая возникла сверхъестественно».

 

Гносеология. Рассматривая теорию познания, Августин касался и проблемы истины. Августин говорил, что любая истина имеет сверхъестественное начало. Человек с помощью своего знания ничего не сможет понять. Все знания от Бога. Именно Бог определяет кому и сколько знания положено, он так добр, что дает знания даже неверующим. Существует дьявол, он возбуждает гордыню человека, которая приводит к мысли о том, что сам человек может отыскать истину, так появляются заблуждения. Данная трактовка привела к запрету всех наук и прежде всего философских. Исходя из сказанного, под истиной Августин понимал соответствие слов тем предметам, которые они обозначают. Поэтому, главным для теоретика-богослова является правильное прочтение слов, записанных в Библии.

Учение о душе. По Августину, Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря Богу, так и всякое благо исходит от Бога. Августин ставит вопрос о соотношении души и тела. Если Бог первичен, то душа превосходит тело. Душа это самобытная субстанция и не может быть ни видом тела, ни телесным свойством. От тела она отличается совершенством, которое исходит от Бога. Душа близка к Богу и бессмертна. Отсюда — превосходство души над телом, воли и чувств — над разумом. Направленность к богу естественна для человека, и только через соединение с ним и испытание своей души человек обретает счастье. В этой концепции прослеживается влияние Платона и неоплатонизма. Душа познает Бога, тело же препятствует ей. Превосходство души над телом требует заботы о душе и подавления чувственных желаний.

?Учение об идеях. У Августина, как и у Платона, существуют два мира: идеальный (в Боге) и реальный (в пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю). Основой духовной жизни, по Августину, является воля, а не разум. Он исходит из того, что сущность вещи проявляется в ее активности. Активность души — в ее воле, разум же — пассивен, созерцателен. Таким образом, от идей рационализма и интеллектуализма Августин переходит к принципу волюнтаризма. Истину о Боге не может познать разум, но лишь вера, относящаяся скорее к воле. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания, не возвышая разум, но лишь дополняя его. Философия Августина отвергает идею автономного положения науки, где разум являлся бы единственным средством и мерилом истины. Это понимание соответствовало духу христианства, и на этой основе могла строиться последующая фаза — схоластика.

Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Земная иерархия есть лишь отражение иерархии небесной, "монархом" которой является Бог. При этом в духовном плане все люди равны перед Богом. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и Божественной истории, текущих в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств — града Божьего и града земного. После прихода Иисуса Божий град усиливается все более, вмещая лучшую часть человечества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 6. Философия средневековья: европейская средневековая философия | Спор об универсалиях. Номинализм и реализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.