Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие дидактические принципы




Дидактический принцип определяется в педагогике и методике как основное исходное положение процесса обучения. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому предмету. Принципы становятся руководством к действию. Методисты сравнивают принципы с фундаментом дома, тем самым подчеркивая их важность.

Реализация общепедагогических принципов в системе специального образования имеет качественное своеобразие.

Принцип научности предполагает научный характер знаний. Основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся, составляют главное звено в системе школьных знаний. Ограничения возможностей учащихся является основанием для адаптации знаний с учетом их познавательных возможностей. В то же время эти ограничения не могут и не должны служить основанием для упрощения, вульгаризации содержания образования. Знания, которые необходимо усвоить школьникам с ОВЗ, не должны противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям).

Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, личного опыта, знаний, умений и навыков, которыми владеет каждый ученик, а также уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Предлагаемый учебный материал должен быть структурирован, включен в такую обучающую среду, которая обеспечит учащимся посильность и доступность его восприятия, понимания и усвоения. Все обучение строится с опорой на «зону ближайшего развития» и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность учебной информации.

Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире ребенок получает в процессе предметно‑практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.

Принцип сознательности и активности в обучении. Этот принцип как исходное положение в познавательной деятельности учащихся и преподавании включает три основные стороны: понимание учащимися учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций; сознательное отношение к учебным занятиям; формирование познавательной активности. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращению знаний в устойчивые убеждения. Это означает также понимание учащимися значения своего учебного труда в школе, что считается существенным результатом развивающего влияния учебного процесса.

Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны – ребенок сам активно участвует в процессе обучения, и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность учебной мотивации существенно влияют на успешность освоения учебной программы детьми с ОВЗ. Исходя из этого, необходимо строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность учащихся.

Принцип последовательности и систематичности. Сущность данного принципа состоит в том, что у учащихся формируется целостная система знаний, умений, навыков для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. успешно применять на практике. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному; кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании учащихся целостную картину мира. В программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке осуществляется такой подбор и расположение учебного материала, чтобы между составными частями его существовала логическая связь, чтобы последующий материал опирался на предыдущий, чтобы пройденный материал подготавливал учащихся к усвоению нового. Структура организации учебного процесса – урок, определенное стабильное количество учебных дней в неделе, в четверти, году, срок обучения в школе – делают учебный процесс систематическим.

Принцип прочности усвоения знаний. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. Повторение должно вестись систематически, непрерывно в течение всего учебного года и быть разнообразным по форме.

Наряду с повседневным повторением целесообразно проводить итоговые повторения, имеющие целью систематизировать и обобщать усвоенные знания по теме или разделу. В некоторых случаях возможно обучение детей мнемотехническим приемам.

Прочному усвоению информации во многом содействует и предъявление учебного материала с учетом пропедевтической организации учебного процесса — концентрического построения содержания учебных программ, структурирования учебных целей.

В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. Одним из показателей прочности знания является умение применять их при решении учебных и практических заданий.

Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой‑либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. Например, при обучении детей с нарушениями зрения возрастает роль тактильно‑двигательного и других видов восприятия.

В процессе обучения используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии – муляжи, макеты, игрушки), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно‑символические (знаки, схемы, символы, формулы). В современной специальной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТСО), включая самые современные – персональные калькуляторы и компьютеры.

Представления у школьников формируются с помощью современных технических средств: кино, телевидения, проекторов, диапозитивов, которые могут передать, по существу, любую ситуацию, эпизоды, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Кино и телевидение все большее место занимают в учебном процессе, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном.

Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания учебной программы и от этапа обучения. Наглядность, предлагаемая педагогом в процессе обучения, всегда должна сопровождаться собственными действиями учащегося, его деятельностью; а демонстрируемый материал и сами действия должны получать речевое выражение, что способствует лучшему их осознанию, закреплению и усвоению, содействует переходу от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В условиях специального образовательного учреждения обучение носит индивидуализированный характер. Индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. Т.о. он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В процессе индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ решаются задачи индивидуальной коррекции. Малая наполняемость дошкольных групп и классов позволяет использовать как фронтальные, так и индивидуальные формы обучения: в специальных детских садах и школах обязательно проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

Индивидуальный подход позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, через использование специфических приемов и способов коррекционно‑педагогической работы.

Различия в характере и степени ограничений у учащихся, а также различия их образовательных потребностей вызывают необходимость реализации принципа дифференцированного подхода в обучении, предусматривающего выделение и учет типологических особенностей учащихся. Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типологическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно‑познавательным возможностям, степени познавательной активности, особенностям поведения. Исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, педагог должен дифференцировать для каждой из них содержание и организацию учебно‑коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения.

Несмотря на необходимость индивидуального и дифференцированного подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями, не следует забывать о принципе коллективного характера обучения, так как только в едином учебном коллективе удается максимально реализовать задачи личностного развития детей и их успешной социальной адаптации.

Важное значение для обучения детей с ОВЗ имеют методологические принципы, разработанные современной философией образования:

Принцип интерактивности, который вводит в качестве фунда­ментальных характеристик процесса обучения категории взаимодействия и взаимовлияния. Реализация этого принципа чрезвычайно важна для процесса обучения и в специальном образовании.

Собственная активность ребенка, имеющего то или иное нарушение развития, должна не только получать поддержку, поощрение, подкрепление со стороны педагога, но и постоянно быть направляемой, корригируемой, а часто и сопровождаемой педагогом.

При интерактивном подходе на центральное место в педагогической деятельности выдвигается проблема нарушенной (осложненной) учебной ситуации, в которой педагог выступает как «связующее звено» между ребенком и средой, содействуя нормализации, адаптации среды к возможностям и потребностям ребенка. Взаимодействуя, педагог и ребенок взаимно влияют на процессы саморазвития каждого. Трудности и препятствия на этом пути вызывают у педагога потребность в рефлексии, в поиске форм и способов совершенствования процесса обучения, собственного саморазвития как профессионала. Дефектоориентированный подход сменяется ресурсоориентированным. Здесь уместно процитировать Александр Васильевич Суворова, педагога, ученого и слепоглухого человека: «Ученик, сопротивляясь учителю, развивает его педагогическое мастерство, стимулируя тем самым его "саморазвитие", учитель должен под влиянием ситуации учебного процесса "саморазвиваться" в методическом отношении, "подбирать" к ученику методический "ключик", чтобы развить у ученика желаемую способность, желаемый навык».

Реализация в специальном обучении принципа интерактивности регулируется дозировкой поддерживающей активности педагога, что является неотъемлемой характеристикой всякого человеческого взаимодействия. Но в этом случае она выступает также как способ формирования и организации детского саморазвития.

Величина активности педагога должна быть точно соразмерной и учитывающей целесообразную в конкретной ситуации активность ребенка: недостаточность поддержки со стороны педагога создает у ребенка представление о собственной неспособности выполнить задание, и он перестает искать пути его решения. Но чрезмерная поддержка формирует пассивность, развивает привычку не надеяться на собственные силы, а позднее воспитывает иж­дивенческие настроения.

Большую роль в учебном процессе специального образования играют создание и использование интерактивных обучающих сред, например таких, как специально организованная обучающая среда в условиях предметно-практической деятельности (по С.А. Зыкову); компьютерная обучающая среда; специально подготовленная дидактическая среда, используемая в системе М. Монтессори, и др. Таким образом, принцип интерактивности в учебном процессе тесно связан с принципом активности обучающегося.

Принцип диалога вытекает как следствие из рассмотренного выше и предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой все ее участники находятся в ситуации познавательного общения: ученик — педагог, ученик — ученик, ученик — ученики, ученик — компьютер и т.д. Диалогический подход к организации учебного процесса обеспечивает всем его участникам обратную связь, а педагогу позволяет гибко варьировать, менять тактику учебного процесса по результатам данных оперативного (пошагового) контроля, который в условиях диалогической организации оказывается абсолютно естественным. Реализация возможностей учебного диалога на базе телекоммуникаций, информационных технологий способствует во­влечению в учебный процесс в режиме реального времени тех учащихся, которые имеют значительные ограничения двигательной активности, обеспечивая им возможность дистанционного обучения.

Принцип адаптивности обучения означает необходимость при­способления учебного процесса, всех его составляющих к особенностям, возможностям и образовательным потребностям конкретного ребенка, учета специфических характеристик определенной учебной группы и социокультурного контекста обучения в целом. В специальной педагогике принцип адаптивности пронизывает все стороны учебного процесса, касаясь его содержания, форм организации, методов и технологий реализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.