Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура и искусство – это две области, наиболее пострадавшие от татаро-монгольского нашествия. Строительство в Поднепровье фактически было прекращено и развивалось только на территории Галицко-Волынского княжества, основываясь на архитектуре времен Киевской Руси. Даниил Галицкий и его последователи возрождают градостроительство, возводят ряд новых крепостей и отстраивают старые, разрушенные ордынцами. Сюда из разоренных монголо-татарами городов устремились многие мастера. Они основывали ремесленные слободы и выполняли заказы князя.

Во второй половине XIII в. начинается строительство каменных замков: в Луцке, Кременце, Хотине. Новые тенденции появляются в культовом строительстве: храмы становятся подчеркнуто торжест­венными (церкви Успения и Ивана Предтечи в Холме, храмы Иоанна Богослова и Дмитрия в Луцке, церковь Николая во Львове и т.д.). В их архитектуре византийский стиль приобретает новые формы – переплетаются византийско-русский и готический стили, храмы обильно декорируются резьбой, иногда витражами (церковь Иоанна Златоуста в Холме) и фресками.

С конца XIV в. на архитектуру начинают оказывать влияние изменения в тактике ведения войны и развитие военной техники. Возникают замки, полностью выстроенные из камня и кирпича, укрепленные крепостными башнями и бойницами (в Луцке, Меджибоже, Кременце). Главными заказчиками становятся не только церкви, монастыри и крупные феодалы, но и шляхта, окрепшие городские и сельские общины. Укрепляются культурные связи с Западной Европой, в Украине упоминаются мастера из Венгрии и Польши. Все эти тенденции отражаются в строительстве и внутреннем убранстве бескупольных храмов, в которых вместе с продолжением традиций архитектуры Киевской Руси реализованы творчески переосмысленные достижения Запада.

В XV в. архитектура все чаще возвращается к киевским традициям. Строятся деревянные храмы: церковь Святого Духа в Петеличе, собор Благовещения в Ковеле. В небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко проявляется оборонный характер, вызванный набегами татар и усобицами феодалов. Типичным примером церкви – крепости является Покровская крепость в Сутковцах (XV в.).

Живопись. На иконопись Галицко-Волынского княжества конца XIII – XIV вв. оказала влияние киевская. Наиболее популярной темой искусства XIII в. было покровительство и заступничество (икона Христа-Избавителя в Мельнике). Из произведений киевской живописи известны иконы «Богоматерь Печерская» (ок. 1288г.), «Игорева Богоматерь», «Николай с житием». Они уже в значительной степени лишены сурового аскетизма, лица нарисованы мягко, детально выписана одежда. В XIV в. усиливаются народные мотивы. Так, в сюжетах композиций «Рождества Христова» и «Успения Богородицы» уже были бытовые и пейзажные элементы. Они присутствуют в росписи стен Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Онуфриевской церкви в селе Лаврове (XV в.), армянского собора во Львове (XIV – XV вв.). Наиболее популярные сюжеты -изображения Юрия Змееборца и «Страшного суда». Последний часто приобретал сатирическое и антифеодальное звучание, под влиянием вкусов заказчиков – крестьян и мещан. Мастером, в творче­стве которого уже в XV в. было заметно влияние итальянского искус­ства эпохи Возрождения, был Петр Ратенский, уроженец Волыни. Его перу принадлежит икона «Богородица» во Владимире-Волынском соборе и так называемая «Петровская икона» в Успенском соборе в Москве.

Из работ профессиональных художников сбереглась икона Богоматери-Одигитрии из Покровской церкви Луцка, (XIII – XIV вв.). Известная Ченстоховская икона Божьей Матери, такая популярная в Польше, в XIV в. была вывезена из Галичины. Ряду украинских икон XV в., выполненных в русле художественных традиций Галицко-Волынской земли, были свойственны лаконизм и целостность композиции, сдержанность колорита и одновременно умение объединить контрастные цвета, эмоциональная насыщенность образа-символа. Эти особенности стали в будущем одним из компонентов национального своеобразия украинского изобразительного искусства. В то же время во многих произведениях народного декоративного искусства Западной Украины (ковры, вышивки, писанки) заметно использование и дальнейшее развитие мотивов, которые существовали еще в средневековье.

На вторую половину XIII – XV вв. приходится дальнейшее развитие искусства скоморохов – народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров. При княжеских дворах концентрировались певцы, которые сочиняли «хвалы» в честь боевых подвигов князя и его дружины. В народной среде были распространены игровые, обрядовые и трудовые песни. Кобзари исполняли думы в сопровождении игры на кобзе-бандуре или лире.

Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господ­ства, оригинальная и высокохудожественная культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только не пришла в упадок, но и сохранила высокий уровень развития.

Во второй половине XIII – XV вв. украинские земли переживали определенный упадок культуры, связанный с последствиями монголо-татарского нашествия и утратой Киевом значения политического, торгового и культурного центра Руси. Главным очагом развития украинской культуры в это время становится Галицко - Волынское княжество, менее разоренное и имевшее благоприятное геополитическое положение. В культуре XIII – XV вв. заметным становится западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами.

Несмотря на постепенную утрату собственной государственности (Орда, Литва, Польша), украинская культура продолжала поступа­тельно развиваться.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 3. Развитие книжного дела и литературы | Силлабус
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.