Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме

Воспитательный процесс и воспитательная система в гуманистической парадигме воспитания

Лекция 3

Технология воспитательной деятельности и управления воспитательным процессом

 

  1. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме;
  2. Воспитательный процесс: сущность и цель;
  3. Воспитательная система: сущность и структура;
  4. Административное и методическое руководство воспитательной работой в профессиональном учебном заведении;
  5. Структура и содержание воспитательной деятельности в учреждениях НПО;
  6. Методика планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Парадигма (от греч. «parádeigma» – пример, образец или модель) – термин, употребляемый во многих областях научного знания, таких как философия, лингвистика, риторика, политология, методология науки, программирование и т.д.

Понятие «парадигма» получило широкое распространение после выхода в свет в 1962 году книги американского историка науки Томаса Куна «Структура научных революций». Согласно Т. Куну, научная парадигма представляет собой совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. К настоящему времени понятие «научная парадигма» еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование.

В нашем случае под парадигмой будет пониматься совокупность принципов, определяющих содержание подхода, в рамках которого разрабатывается педагогическая теория или осуществляется практическая педагогическая деятельность, то есть некое сущностное предписание, которому нужно следовать.

Нынешняя ситуация в образовании характеризуется как полипарадигмальная, то есть ситуация существования большого количества парадигм. Условно всю педагогическую мысли и педагогическую практику в их историческом развитии современном состоянии можно разделить на авторитарную педагогику и гуманистическую педагогику. То есть можно говорить об авторитарной и гуманистической парадигмах воспитания.

Авторитарная или традиционная педагогика – это педагогика воздействия, где воспитанник является объектом педагогического воздействия, а целью деятельности воспитателя является формирование у него системы требуемых качеств. Таким образом, воспитатель оказывает воздействие как на воспитанника, так и на содержание и совокупность форм, методов и средств воспитания (O1 < S > O2). Поэтому авторитарную педагогику называют также педагогикой субъект-объектных отношений.

Гуманистическая педагогика – это педагогика взаимодействия, где оба субъекта воспитательного процесса выступают как паритетные или равноправные партнеры, но в меру своих знаний, опыта и т.д. Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как взаимодействие субъектов посредством содержания и совокупности форм, методов и средств воспитания (S1 > O < S2). Поэтому гуманистическую педагогику называют педагогикой субъект-субъектных отношений.

 

№ п/п Принцип традиционной педагогики Принцип гуманистической педагогики
  Эссенциализм (от лат. «эссенция» – сущность) – установка, согласно которой человек предопределен, то есть обладает устойчивым набором качеств и нечего в этом наборе изменить невозможно Экзистенциализм (от позднелат. «экзистенция» - существование) – установка, согласно которой человек не предопределен и является проектом самого себя
  Социоцентризм (от «социо» - общественный) – установка, согласно которой человек воспитывается для общества и его воспитание полезно настолько, насколько оно нужно для общества Антропоцентризм (от «антропо» - человеческий) - установка, согласно которой человек воспитывается для себя и его воспитание полезно настолько, насколько оно нужно для развития его личности и индивидуальности
  Монологичность (от «монолог» - речь одного лица) – установка, согласно которой основным методом воспитания является метод воздействия или давления, принуждения и стимулирования Диалогичность (от «диалог» - разговор двух лиц) – установка, согласно которой основным методом воспитания является метод взаимодействия, свободного развития в общении и деятельности, мотивации
  Объективизм – установка, согласно которой воспитанник есть объект воздействия, то есть пассивное лицо Субъективизм – установка, согласно которой воспитанник есть субъект воздействия, то есть активное лицо
  Коллективизм -установка, согласно которой воспитанник мало отличается от остальных воспитанников, что предполагает использование типовых методов воспитания Персонализм -установка, согласно которой воспитанник уникален и неповторим, что требует поиска индивидуальных методов работы с ним

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция II | Вопрос 2. Воспитательный процесс: сущность и цели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.