Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3




I

План

Лекция 3. Методы психологии труда

Инновационные конфликты

Факторы, влияющие на возможность возникновения инновационного конфликта:

- масштабность инноваций;

- радикальность;

- скорость инновационного процесса;

- социально-психологическое и информационное обеспечение процесса внедрения.

Причины межличностных инновационных конфликтов:

- из-за столкновения интересов новаторов и консерваторов.

- организационно-управленческие причины, связанные с бесконфликтной оценкой внедрения и распространения новшеств.

- инновационные причины, связанные с характером самой инновации.

- личностные индивидуально-психологические особенности участников инновационного процесса.

- ситуативные причины в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации.

 

 

1.Требования к практическому применению методов психологии труда.

2. Эмпирические методы:

-анализ документации.

-метод опроса.

-метод наблюдения.

-лабораторный эксперимент, естественный (производственный) эксперимент

7. Методы обработки данных.

8. Интерпритационные методы

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека. Основные методы психологии труда:

Методы психологии труда — это совокупность способов и приемов изучения различных аспектов трудовой деятельности. Психология труда использует основные методы общей психологии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук.

Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда:

1. Принцип объективности

Методы психологии труда должны соответствовать теории их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлении и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.

2. Принцип единства личности и деятельности

Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность работающего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно уязвимы. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко уязвимым компонентам их структуры. Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность работающего и трудовую деятельность необходимо исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, оно должно рассматриваться только в качестве "среза".

3. Принцип целенаправленности

Исследователю дожно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решать. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований:

1)широкое наблюдение и массовый опрос практиков;

2)анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем;

3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов. Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.

Основными методами психологии труда (как и общей психологии) являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выступают как вспомогательные. Рассмотрим специфику основных методов.

Классификация методов исследования по Ивановой:

I

 

 

II

 

II

1.Анализ документации

 

Психолог на производстве изучает какую-либо проблему не изолированно, а во взаимосвязи со многими явлениями и фактами, в том числе такими, которые могут стать хорошим исходным материалом для получения новых данных. Психолог может почерпнуть ценные сведения по проблемам труда из материалов о травматизме, текучести кадров, выполнении плана, о качестве продукции и др. Важно собирать информацию, содержащуюся в официальных отчетах, знать условия труда на аналогичных предприятиях, изучать историю предприятия, производственную специализацию, виды, номенклатуру и особенности продукции и т. п. Такой фактический материал можно рассматривать как вспомогательную информацию для получения полного представления об исследуемой проблеме.

2.Формы опроса:

Беседа, устный и письменный опрос (интервью), Письменный опрос (анкетирование), Биографические и автобиографические данных, Метод обобщения независимых характеристик.

Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Беседа базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании опросника, анкеты. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, поскольку исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос. Недостатком метода беседы по сравнению с опросом и анкетированием является растянутость, медленное накопление данных при обследованиях массового характера. На практике охотнее прибегают к опросу, так как он обеспечивает экономию времени. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного разговора и беседы целенаправленностью, плановостью, точностью формулировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, с соблюдением определенных правил или без них. Целенаправленная, так называемая управляемая беседа строится в строгом соответствии с условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, например, постановка вопросов, их очередность, продолжительность разговора. Беседа — это метод получения психологом данных непосредственно от исследуемого, требующий соблюдения ряда требований и налагающий на психолога особую ответственность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хорошем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать контакты с представителями разных социальных групп, самодисциплине и т. п. В не меньшей мере требуется способность классифицировать и реально оценивать факты, проникать в сущность проблемы.

Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой, заранее продуманной программы, позволяющей оперативно строить общение в зависимости от высказываний испытуемого, его реакций, состояния;

• наличие доверительного социального контакта психолога с испытуемым;

• вопросы должны естественно вытекать из контекста общения, беседа не должна превращаться в устную анкету или допрос;

• вопросы не должны формулироваться в подсказывающей, внушающей или подталкивающей форме;

• вопросы должны иметь не прямую форму, а косвенную, провоцирующие свободные высказывания;

• необходимо спрашивать об одном и том же в разных контекстах, разными словами, т. е. система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, взаимопояснение их;

• ход беседы должен как-то фиксироваться (звуко- или видеозапись,

протоколирование);

• беседа может происходить в несколько этапов, разобщенных во времени и пространстве.

Применение данного метода психологического исследования начинается с подготовки к беседе, когда психолог обеспечивает себя достаточным количеством основных материалов, необходимых для эффективного ее проведения, определяет ее направленность и продолжительность. Эта работа предполагает отбор и формулирование вопросов, составление схемы листа для записи полученной информации и т. д. Если подготовительный этап осуществлен правильно, то результат зависит от продолжительности и атмосферы ведения беседы. Иногда беседа психолога используется для индивидуальных целей (например, когда к психологу обращаются за советом, когда он участвует в психологическом обследовании личности). В этом случае необходимо создать условия для полной откровенности, вызвать желание у обследуемого быть абсолютно искренним.

Опрос (анкетирование)

Сущность этого метода заключается в том, чтобы получить от опрашиваемых ответы на предложенный опросник (анкету) в письменной форме. Применяя этот метод, исследователь не вступает в прямой контакт с опрашиваемыми. С помощью опросника можно собрать за короткий срок данные от большого количества людей, что, бесспорно, является важным преимуществом этого метода. Для исследования имеет значение структура анкеты, которая обусловливается спецификой исследуемой проблемы и методическими принципами построения опросника, а также плана исследования в целом. Непосредственно перед исследованием необходимо провести предварительную проверку анкеты, чтобы опробировать все ее пункты. На этом этапе можно исключить лишние вопросы, уточнить формулировки. Анкету следует сопроводить небольшим вступлением с объяснением цели исследования, инструкцией по заполнению опросника, образцом ответов на вопросы.

Индивидуальная психологическая экспертиза

Специалист-психолог, используя доступную ему информацию и логические средства, должен построить ответственное заключение (о частном случае деятельности, психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т. д.). Результатом экспертизы может быть прогностическая оценка о влиянии особенностей условий труда на того или иного человека или группу людей.

Психологический консилиум

Заключение принимает один специалист — психолог, опираясь при этом на согласованное мнение группы коллег, к которой он обращается в связи с тем, что затрудняется решить поставленную задачу индивидуально. Простейший вариант консилиума — коллективное обсуждение задачи, ситуации, случая, средств, стиля деятельности профессионала и пр. Задача руководителя обсуждения — добиться максимально согласованного мнения группы экспертов.

Метод независимых характеристик объекта

Психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые могут быть источниками сведений, представляющих ценность для психолога, но сами психологами не являются. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников определенного профиля — учителей, водителей, пилотов и т. д. В группу экспертов должны входить разные люди, способные оценить испытуемого по уровню профессиональной квалификации: руководители соответствующих трудовых коллективов, коллеги по работе, подчиненные.

Платонов

 

Наблюдение

Наблюдение является важным методом психологии труда. Оно дает много ценных сведений и в теоретической, и в практической областях деятельности психологии. Этот метод можно рассматривать как самостоятельный, но чаще всего его используют в сочетании с каким-либо другим методом. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Наблюдение как метод является неотъемлемой частью любого вида деятельности психологии труда. Он находит применение при анализе организации рабочего места, при решении вопросов, связанных с обучением, в социально-психологических исследованиях, психодиагностике и т. д.

Наблюдение — это метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений с целью изучения их специфичных изменений в определенных условиях. Сущность метода наблюдения состоит в том, чтобы замечать все мелочи, следитьза осуществлением определенной деятельности, за явлением или ситуацией, систематизировать и группировать их.

Методы наблюдения подразделяются на сплошные и выборочные, долгосрочные и кратковременные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Разновидностью метода наблюдения выступает трудовой метод. Чтобы изучитьпсихологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследовательсам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться илипрактически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этоманализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведениясоответствующих повседневных записей.

Анализ продуктов деятельности

Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего небрежность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, можно обнаружить продолжительность интенсивного труда, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количество изделий за единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков, срывы в работе и многое другое.

Анализ ошибочных действий

Эффективность анализа ошибочных действий определяется законом, сформулированным так: "Закономерность, которая не нарушается, может быть скрыта, а ее нарушение способствует ее проявлению". Так, в патологии лучше проявляется то, что в норме бывает скрыто. Ошибочные действия — это своего рода "патология деятельности". Ошибки в труде в зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают: незнание техники выполнения неудавшихся действий, отсутствие каких-то конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия; в чем-то проявленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой самоконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние и т. д. Учет повторяемости ученических ошибок позволяет определить процесс формирования навыков, умений и мастерства, а на основе этого оценить эффективность упражнений. Выявление и устранение причин ошибочных действий дает возможность усовершенствовать методику обучения, условия и режим труда, повысить производительность и качество трудовой деятельности.

Эксперимент

Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучается в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве определить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изменяются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Положительным фактором является также возможность создания определенных условий, совершенной системы измерения и контролирования различных переменных, повторения эксперимента, гарантирование соблюдения его условий. Если говорить о классическом эксперименте, то при его проведении в определенной ситуации изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это изменение на другие параметры (например, на поведение). В таком случае применяется термин "переменные". Условие, изменяемое нами, называется независимой переменной, а условие, наблюдаемое в связи с изменением независимой переменной, носит название зависимой переменной.

Для нормального хода эксперимента, его чистоты и правильности результатов важно выявить независимые и зависимые переменные и определить их значение. Большая часть экспериментов не проводится в исключительных, "стерильных" условиях, поэтому в них наличествуют указанные выше два вида переменных факторов. Необходимо учитывать и другие, так называемые случайные переменные, которые "вклиниваются" в эксперимент. Разумеется, чем меньше таких случайных факторов (которые не поддаются контролю и на которые трудно оказать воздействие), тем выше достоверность полученных результатов.

Можно выделить два наиболее известных и наиболее распространенных вида эксперимента: естественный и лабораторный.

В психологиитруда естественный эксперимент еще называют производственным. Естественный эксперимент удобно проводить в конкретных условияхпроизводства, в которых психолог исследует типичные факторы и на которые можетвоздействовать. Примером такого эксперимента может быть решение следующегозадания: изменить существующий технологический процесс в определенномподразделении и сопоставить достигнутую им производительность труда спроизводительностью в других подразделениях.

Преимущество естественного эксперимента заключается в том, что опыт проходит в непосредственно заданных условиях, в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные выводы чрезвычайно важны для решения практических задач. Отрицательным моментом является несовершенство контроля за многими переменными, влияющими на ход эксперимента.

Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными. Речь идет о моделировании ситуаций в лабораторных условиях, что, с одной стороны, позволяет проводить опыты с большей точностью, но, с другой стороны, создает атмосферу "искусственной" ситуации. Отрицательный момент лабораторного эксперимента — неестественные, искусственно созданные условия. Неудобство состоит не только в том, что требуется совершенно точно моделировать действительную ситуацию, но и в том, что испытуемые объекты оказываются в новых условиях, что само по себе может отрицательно воздействовать на результаты эксперимента.

Психологи в своей практической деятельности на предприятии, прежде чем прибегнуть к лабораторному эксперименту, должны тщательно проанализировать реальную ситуацию и выявить ее узловые моменты, общие и специфические особенности.

Наряду с точностью, лабораторный эксперимент имеет и другие положительные свойства: возможность создать необходимые условия, неоднократно повторить эксперимент в тех же условиях. Основа эксперимента — его план, который может в значительной степени повлиять на качество результатов. Экспериментатор должен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых факторах, их группировке, знать методику ведения эксперимента; изучить возможные ошибки, возникающие по ходу эксперимента вследствие объективных и субъективных причин. Если выполнены все эти условия и эксперимент успешно завершен, наступает следующий этап — определение и измерение результатов, их анализ, обработка данных и интерпретация.

II Методы обработки эмпирических данных

III Интерпретационные методы

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Активизация человеческого фактора и эффективность труда / Д. П.

Богиня, А. В. Пивовар, В. Н. Шамотиидр. — К.: Наук, думка, 1990. —282 с.

2. Грищенко К. К. и др. Социально-этические проблемы управления. — К.:

Наук, думка, 1980. — 222 с.

3. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология (труд,

организация, управление). — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.

4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. —

М.: Просвещение, 1987. — 92 с.

5. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М.: Куль

тура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.

6. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учеб. пособие / Под ред.

Е. М. Ивановой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 120 с.

7. Основы виробничо! психологи i педагогши / За ред. Д. О. Сметанша. — К.:

Вища шк., 1982. — 304 с.

8. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология: Учеб. пособие. — М.: Выс

шая шк., 1977. — 247 с.

9. Психология труда / Пер. со словацк.; под ред. К. К. Платонова. — М.:

Профиздат, 1979. —216 с.

10. Сероштан Н. А., Алдохин Н. П., Кулиш С. А. и др. Социология труда: Учеб.

пособие для экон. спец. вузов. — Харьков: Основа, 1990. — 216 с.

11. Стрелков Ю. К. Программа курса "Психология труда, инженерия и про

фессиональная технология". — М., 1995.

12. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.

пособие. — М.: Издат. корпорация "Логос", 1996. — 320 с.

 


 

1. Понятие, содержание и структура экономической системы. Фундаментальные вопросы, решаемые в рамках каждой экономической системы.

2. Типы экономических систем.

3. Собственность: экономический и правовой аспекты.

4. Экономические интересы, их сущность и структура. Национальные экономические интересы России.

1. Понятие, содержание и структура экономической системы. Фундаментальные вопросы, решаемые в рамках каждой экономической системы.

Экономическая система - определенная форма организации общественного производства, в рамках которой ограниченные ресурсы используются для удовлетворения потребностей людей

Материальной основой каждой системы является производство, которое составляет основу жизни человека и общества. Производство всегда носит общественный характер, поскольку осуществляется в системе общественного разделения труда. В этой связи в экономических системах существует социальная составляющая, в результате чего они являются социально - экономическими.

Чтобы охарактеризовать типы экономических систем, следует иметь ввиду, что каждая экономическая система включает в себя следующие элементы:

· социально - экономические отношения, основой которых являются сложившиеся отношения собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

· организационные формы хозяйственной деятельности;

· хозяйственный механизм (т.е. способ, регулирования экономической деятельности на макроуровне)

· конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Каждая из систем это определенный тип организации общества, а не произвольного стечения обстоятельств.

Любое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, всегда сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:

1. Что должно производиться, т.е. какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве? Что хотелось бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

2. Как будут производиться товары, кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией, на каких типах предприятий, как приспосабливаться к изменяющимся условиям производства?

3. Для кого предназначаются произведенные товары, в каких пропорциях будут распределяться между людьми, семьями, кто будет извлекать из них пользу?

2. Типы экономических систем.

 

Эти три вопроса в разных экономических системах разрешаются они по разному. По содержанию ответов на эти вопросы различают и выделяют следующие типы экономических систем:


· традиционную систему,

· командную экономику,

· рыночную экономику

· смешанную экономику.


Традиционной ( Бразилия ) является система, которая базируется на отсталой технике и технологии, широком распространении ручного труда и многоукладности экономики (различных форм хозяйствования, включая натурально - общинное).

· Через традиционную систему в свое время прошло почти все человечество. В настоящее время она существует в развивающихся странах. В условиях примитивной цивилизации поведение людей может определяться обычаями, и при решении вопросов: "Что? Как? Для кого?" - можно обращаться к традиционным методам ведения дел, традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями.

Командная экономика характеризуется господством государственной собственности на преобладающую часть ресурсов, централизованным директивным планированием, управлением всей экономической жизнью общества со стороны государства при помощи преимущественно административных методов. Вопрос: "Что? Как? Для кого?" определяется правительством, а нередко и " правителем ", приказывающим индивидам и фирмам выполнять доведенный до них сверху план любой ценой. П. Самоуэльсон называет административную экономику другой крайностью по сравнению с традиционной.

Огосударствление хозяйственной жизни ведет к монополизму, дефицитности и затратному характеру экономики, к анонимности отношений собственности, а также отделению работника от условий и результатов производства. Командная экономика недостаточно восприимчива к научно - техническому прогрессу.При такой системе общество перестает развиваться по объективным законам и выход его в тупиковое положение исторически неизбежен.

Она существовала в СССР, а также в ряде стран Восточной и Центральной Европы, в некоторых государствах Азии, большая часть которых ныне осуществляет переход к рыночной системе.

Рыночная система (18-19 в.) - это система свободного предпринимательства с частной собственностью на условия и результаты производства и прибылью как ведущим мотивом деятельности.

Проблема - " Что производить?", определяетсяголосованием посредством доллара покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.

" Как производить?", определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги.

" Для кого производить", разрешается соотношением спроса и предложения. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.

В рыночной системе все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. Однако, в чистом виде рыночная экономика не существует, это идеальная модель.

 

Современные экономические системы представляют собой смешанные образования. Смешанная экономика - означает наличие разнообразных форм собственности, включая государственную, использование индикативного планирования и прогнозирования при решающей роли рынка, частной собственности и прибыли как мотива предпринимательства. Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов, поскольку каждая из форм собственности используется в тех случаях, где она наиболее результативна.

В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.

Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной этой системы является социальная политика государства, подкрепленная высоким уровнем налогообложения, относительно невелики различия в доходах населения при общем высоком уровне его социального обеспечения.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой государственные программы (рекомендательного характера), ориентирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса (либерально-рыночная экономики).

В Германии сформировалась модель социального рыночного хозяйства, которую характеризует поддержка со стороны государства всех форм хозяйства с акцентом на мелкие и средние предприятия, фермеров. При этом государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы и другие параметры производства и реализации продукции.

В России, еще Путин в период своего президентства заявил, что мы завершили переход к современной рыночной экономики от командно-административной.

 

При характеристике каждого из типов экономических систем мы обращались к вопросу о типе и формах собственности, на которых она основана.

3. Собственность: экономический и правовой аспекты.

Понятие о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих веков. Категория "собственность" вошла в научный оборот, за долго до возникновения экономической науки. Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. Затрагивает их кровные интересы. Собственность порождает уверенность в человеке, побуждает действовать ради её сохранения и рационального использования. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до смерти.

Собственность, как экономически категория, это система экономических отношений между людьми по повод присвоения условий и результатов производства, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Она характеризует социальную (общественную) сторону экономической жизни.

Юридическое понятие собственности характеризует отношение субъектов собственности (отде­льных лиц и их объединений) к ее объектам (условиям и результатам производства ).

Права собственности это санкционированные обществом (законами государства, распоряжениями, обычаями, традициями) отношения людей к объектам собственности. Они предусматривают и имущественную ответственность субъекта собственности.

Конкретными формами реализации собственности являются владение, распоряжение и пользование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.