Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы производства




Собственность.

В экономической науке под собственностью по­нимают реальные отношения между людьми, скла­дывающиеся в процессе присвоения и хозяйственно­го использования имущества.

Также это принадлежность продуктов и средств производства определенным субъектам.

В юридическом смысле право собственности рассматривается как совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ. В содержание права собственности входит ряд правомочий: правомочие владения, правомочие пользования, правомочие распоряжения.

Собственность: государственная (федеральная и региональная), частная (физических и юридических лиц), муниципальная, коллективная.

Национализация – процесс передачи частной собственности в собственность государства.

Приватизация (денационализация) – переход государственной собственности в частные руки, путем продажи акций, выдача ваучеров и т.д.

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг

1. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

2. Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

3. Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

4. Информация (некоторые включают а некоторые нет)

5. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

· организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

· принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

· рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

· быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

рента (земля.);

процент (капитал);

заработная плата (труд);

прибыль (предпринимательская способность).

 

Рынок

В узком смысле слова под рынком понимается со­вокупность отношений, форм и организаций со-трудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

В широком понимании рынокэто весь слож­ный механизм движения благ и услуг в форме това­ров и денег в рамках всего общественного воспроиз­водства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Основными параметрами, регулирующими пове­дение субъектов рынка, являются спрос, предложе­ние и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спросэто то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение - это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Закон стоимости — это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общественно необходимыми затратами труда.

Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена — товаропроизводитель оказывается вынужденным свертывать производство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства Как крайность — он бывает вынужденным покинуть данную сферу приложения капитала и своих усилий Тогда приток данного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет в верх Следовательно закон стоимости, действуя в общей системе экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности

Потребители всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса, под которой понимается та макси­мальная цена, по которой покупатель согласен ку­пить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не мо­жет опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар).

Рыночное равновесие – ситуация на рынке когда объем спроса равен объему предложения

Еще одним элементом рыночного механизма само­регулирования является конкуренция.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участ­никами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Конку­ренция может существовать только при определен­ном состоянии рынка и быть совершенной (свободной) или несовершенной.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения (например, производство сельхоз продукции тысячами фермерских хозяйств).

Признаками несовершенной конкуренции являются (например автомобильный рынок включает в себя ограниченное число производителей):

· демпинговые цены

· создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

· ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

· использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

· распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

· замалчивание важной для потребителя информации

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге.

Потери от несовершенной конкуренции:

· неоправданный рост цен

· увеличение издержек производства и обращения

· замедление научно-технического прогресса

· снижение конкурентоспособности на мировых рынках

· падение эффективности экономики

 

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов (например и макдональдс и ростикс торгуют гамбургерами но начинка этих гамбургеров разная).

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

· товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

· на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

· продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

· на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Черты монополии:

· единственный продавец;

· отсутствие близких продуктов-заменителей;

· диктуемая цена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.