Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды монополий




Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

Олигопсония (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный и ὀψωνία — закупка продовольствия) в экономике — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.

В зависимости от характера и причин возникнове­ния различают монополии

· Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизво­димые элементы производства (например, редкие по­лезные ископаемые) либо владеют целыми отрасля­ми инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эф­фект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

· Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод.

Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

· Кар­тель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масшта­ба может служить ОПЕК (Organization of Petroleum Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)

· Синдикат — это такое объединение ряда пред­приятий одной отрасли, при котором за его участни­ками сохраняются производственная самостоятель­ность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммер­ческую самостоятельность, а продукция, произведен­ная на них, реализуется как собственность предприя­тий через единую контору.

· Трест представляет собой единое акционерное об­щество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производ­ственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий переда­ют средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответ­ствующих сумме этого пая.

· Под концерном понимается объединение пред­приятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое на­ходится под единым финансовым контролем.

Современное состояние рынка - «несовершенная кон­куренция», т.е. на лицо две ос­новные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополисти­ческую конкуренцию и олигополию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.