Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как много чистых душ под колесом лазурным




В чём нашей жизни смысл? Он нам непостижим.

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?

Сгорают в пепел, прах, а где, скажите, дым?»

/ Омар Хайям /

 

Н. Бердяев заметил, что даже стоя у края могилы, человек задумывается над тем, зачем он пришёл в этот мир? Смысл жизни. В чём он? В продолжении рода, в счастье материнства, в творчестве, в повседневных поступках, в великих творениях... Для каждого человека смысл жизни состоит в чём-то своём. И в то же время смысл жизни всех людей один, ибо они - люди, и в то же время все люди разные. Что нас объединяет и что разъединяет? Что волнует и заботит больше - проблема хлеба насущного или проблема души? С. Цвейг писал: "Человек ощущает смысл, и цель собственной жизни лишь, когда сознаёт, что нужен другим". Чтобы разобраться во всем этом, естественно одного занятия не хватит. Мы с вами сегодня лишь попробуем наметить основные вехи формирования человека - личности и смысл его жизни. А работа эта для вас на всю жизнь. Изберём мы для этого сократовский метод - "маевтику". В споре рождается истина, в беседе - мысль. Вот и будем помогать вы - мне, а я - вам "рождать мысль".

В течение нынешнего века, особенно в последней его трети обостряется интерес к проблеме человека. Философия как основа мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, но знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для неё не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Возникает вопрос: существует ли загадка человека? В книге французского писателя Веркора "Люди или животные?" сюжет построен на своего рода мысленном эксперименте. Высоко в Андах работает экспедиция из нескольких европейцев. Один из них убивает существо, принадлежащее то ли к племени людей, то ли к стаду животных. Возникает вопрос об ответственности, поскольку возможно, убили человека. По каким же критериям можно отличить человека от животного? В ходе обсуждения называются разные критерии: нравственность, религиозность, речь, сознание и др. Но ни один из них однозначно не содержит утверждение, что это принадлежит только человеку. Ф.М. Достоевский писал, что человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Человек есть тайна, поэтому к нему не могут быть вполне применены формулы типа "понять предмет - значит, построить его" (Спиноза). М.М. Бахтин выразился точнее: "человек не может быть понятием".

 

 

 

 

 

В различные периоды истории понятие о человеке изменялось. Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Первые представления о человеке формируются на стыке философии и мифологии.

В древней литературе повышенный интерес к человеку наблюдается в философской части Вед - Упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а так же пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей.

В Китае Конфуций создает нравственный идеал человека - "благородного мужа". Чтобы приблизиться к этому идеалу каждый человек должен следовать целому ряду этических принципов.

Именно в Античной Греции сложилась западноевропейская философская антропология. Человек здесь не существует сам по себе, а лишь в системе определённых отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос.

Основоположником философии человека можно считать Сократа. Его основной интерес - это внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что "добродетель есть знание". Задача человека состоит в том, чтобы Демокрит считал, что человек - часть природы и, как и вся природа, он состоит из атомов. Для Демокрита счастье - это, прежде всего радостное и хорошее расположение духа - эвтюмия. Важнейшее её условие - мера. Человек не должен быть рабом страстей.

По Платону - тело - гробница души. Именно душа делает человека человеком, она вечна, а тело смертно.

Аристотель рассматривает человека как существо общественное, государственное, политическое. Социальная природа отличает его от животного. Аристотель признает приоритет социального над индивидом. Он пишет: "Первичным по природе является государство по сравнению с семьёй и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части".

Эпикур утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу.

Августин Блаженный последователь Платона. Он считает, что человек - это противоположность души и тела. Именно душа делает человека человеком. Фома Аквинский сторонник и продолжатель идей Аристотеля. Человек - это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, именно душа определяет сущность человека. Душа - нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.

В эпоху Нового времени своё развитие получают идеи новой культуры - гуманизма. Он появляется в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманизм утверждает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии.

Пико делла Мирандола считает, что человек занимает центральное место в мироздании. Он причастен ко всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обуславливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья.

Томас Гоббс в противоположность Аристотелю утверждает, что человек по природе существо не общественное. "Человек человеку - волк" (homo homini lupus est), а "война всех против всех" является естественным состоянием общества. Он пишет: "Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге... единственная цель и единственная награда каждого из участников, это - оказаться впереди своих конкурентов".

Рене Декарт считал, что единственно достоверным свидетельством человеческого существования является мышление. "Мыслю, следовательно существую" (соgitо егgо sum). Французские материалисты XVIII в. Гольбах, Гельвеции, Дидро признавали знаменитый принцип Ламетри "Человек - машина". Человек - продукт природы.

Иммануил Кант ставит человека в центр философских исследований. Человек по Канту с одной стороны принадлежит природной необходимости, с другой стороны - нравственной свободе и абсолютным ценностям. Человек "как свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого. Человек по природе зол, но обладает задатками добра. Человек никогда не свободен от вины".

Основное отличие человека от других существ самосознание. Если по Фрейду основной принцип удовольствия был связан с удовлетворением человеческих потребностей, то для Канта "работа - лучший способ наслаждаться жизнью".

Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, человека он понимает как часть природы. Антропологический принцип Фейербаха направлен против идеалистического взгляда на дуализм души и тела. В основе его антропологии лежат отношения между Я и Ты.

В русской философии во взглядах на человека можно выделить материалистические учения Белинского, Герцена и концепции представителей религиозной философии Фёдорова, В. Соловьёва, Бердяева и др.

В основе учения о человеке в религиозной философии стоит вопрос о природе и сущности человека. В человеке содержится две полярные сущности - бога и дьявола, добра и зла.

С точки зрения представителей этой философии (Н. Бердяев, В. Соловьёв) главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, подлинный смысл человека и его существования - соединить человека с богом. В силу изначальной раздвоенности человека, его судьба оказывается трагичной по самой своей сути.

Проблема сущности находится в центре философского учения о человеке. Философы усматривали отличие человека от животного. Такой основой, лежащей в историческом бытии и развитии человека, составляющей его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность. С развитием трудовой деятельности и общественного производства развиваются и общественные отношения людей. Но человека нельзя сводить только к человеку "экономическому". Он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе весь спектр общественных отношений. Человек не только результат общественных отношений, но и творец их. При этом человек обладает индивидуальностью. Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Человек есть единство трёх начал — биологического, социального и психологического. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожаем самого человека.

Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Своё наиболее полное выражение она нашла в философии экзистенционализма. Человеческое существование трактуется как человеческое бытие, соотнесённое с транценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира.

Отсюда существование - это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором живут вместе, но умирают в одиночку. В экзистенционализме подлинное бытие человека связывается с индивидуальным бытием личности, её свободой, стремлением к трансценденции. Ж.-П. Сартр утверждает, что существование предшествует сущности.

Однако большинство философов считают, что сущность человека невозможна вне его существования. Сущность формируется в ходе существования.

С проблемой сущности и существования связан вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. В философской литературе есть два подхода к этой проблеме. Сторонники одной считают, что природа человека всегда социальна. В Загорске есть специальная школа для слепоглухонемых детей. До школы эти дети были не животные, а даже растения. У них отсутствовал даже исследовательский рефлекс, якобы открытый И.П. Павловым. Они могли умереть, даже если пища была рядом. И только в школе с использованием специальных методик их приучали к орудийной деятельности, начиная с приёма пищи и кончая сложными навыками письма. Их учили произносить членораздельные звуки, а затем читать и писать с помощью азбуки Бройля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Четверо из них закончили психологический факультет МГУ.

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975 г. Её основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу "Социобиология. Новый синтез". Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а более специфических - приматам. Среди этих форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определённого местообитания, агрессивность.

Однако, признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи стараются обратить внимание на то, что на формы, в которых мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние, на структурном уровне и наша биология. Но Майкл Рьюз пишет, что они отнюдь не утверждают, что биология наполняет нас врождёнными идеями типа "2x2=4" или "Бог существует".

Однако существуют и экстремисскии теории типа книги "Изгиб колокола" (1994 г.) Чарльза Меррея и Ричарда Хернстейна. Они соглашаются с утверждением, что между белыми и чёрными зияет пропасть в 15 пунктов "коэффициента умственного развития". Это чисто расистская теория. Её опровергает утверждение, что каждые 15 лет интеллектуальный уровень населения США повышается на 3 единицы, т.е. генетической предрасположенности к отставанию не существует, за исключением патологии (болезнь Дауна и т.п.).

Рядом с проблемой биологического и социального стоит проблема бессознательного и сознательного. Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд. Он утвердил бессознательное, как важнейший принцип человеческого измерения и существования. (Вспомните лекцию по истории философии - три пласта человеческого существования: ид (оно) находится за пределами сознания, небольшой пласт сознательного "Я" (еgо), верхний пласт - "сверх Я" (suрег еgо) - идеалы и нормы общества).

Внутренний мир человека оказался ареной борьбы между "инстинктом жизни" и "инстинктом смерти. Американский психолог и социолог Э. Фромм подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Одним из наиболее важных факторов развития человека по Фромму является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека. Человек подчинён и законам природы и является существом социальным. Это противоречие он называет "социальной дихотомией". Ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают животным, человек, принимает решения, руководствуясь собственным сознанием. Это порождает неуверенность.

Перед тем, как говорить о смысле человеческой жизни, мы с вами должны разобраться в таких понятиях, характеризующих человека, как "индивид", "индивидуальность", "личность".

Термин "индивид" употребляется для обозначения отдельного человека и как представителя какой-либо социальной группы.

Дословно "индивид " означает неделимую частицу какого-то целого. Различия людей, как индивидов это различие между самими общественными группами, к которым они принадлежат. Эпоха, в которой человек живёт, способ жизнедеятельности его социальной группы - всё это накладывает печать на индивидуальное поведение человека.

Термин "индивидуальность " фиксирует независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личных качеств и свойств. Немецкий философ Ю. Хабермас определяет индивидуальность как "мою концепцию меня самого".

Для личности характерно утверждение "я есть", для индивидуальности "я такова". Термин "личность" (от лат. "регsоnа") первоначально обозначал маску, которую актёр надевал в античном театре. (Сравните в русском языке - "личина").

Затем это слово стало обозначать самого актёра, его роль, персонаж. У римлян слово "регsonа" употреблялось не иначе, как с указанием определённой социальной функции, роли, амплуа. Превратившись в термин, слово "личность" существенно изменило свой смысл и стало выражать нечто обратное тому, что подразумевали под этим в древности. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек, как индивидуальность, выражает себя в продуктивных действиях, и его поступки интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. М.М. Бахтин определил, что личность - это "субъект поступания". Достоинство личности, определяется тем, что человек сам себя вменяет. Невменяемость - это приговор психиатра. Быть личностью трудно. Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Когда же рождается личность?

Вопросы группе:

1. Можно ли назвать личностью новорожденного ребёнка?

2. Можно ли назвать личностью 5-летнего ребёнка?

3. Можно ли считать личностью психически больного человека?

 

В последние годы большое внимание уделяется т.н. перинатальной общности, т.е. формированию особых отношений между матерью и плодом. Следует отметить, что границы перинатального возраста (зачатие-рождение) задаются существующей культурой и не являются раз и навсегда жёстко определёнными. Мать соединяет ребёнка с миром. На 2-м месяце внутриутробной жизни развивается ЦНС и периферическая нервная система, 1,5-месячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери. 5-ти месячный эмбрион слышит громкие крики, "пугается", "сердится", изменяет поведение в зависимости от настроения матери. С 6-ти месяцев согласно Верни берёт отсчёт интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребёнка.

"Кризис рождения" - первый крик - крик "нет!". Психиатры сравнивают ребёнка первого года жизни с петухом, ибо плач и крик для него единственно доступные способы дать о себе знать. Индивидуальность нарастает к 2-3-х летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного "Я".

Большое значение имеют особые "критические" моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Решающим здесь является общение с другими людьми. "Диких" детей, "воспитанных" среди животных не удалось сделать полноценными людьми, (легенда о падишахе Акбаре).

Трудный подростковый возраст, затем зрелость, старость. Об этом прекрасно сказал У. Шекспир:

 

"Весь мир - театр,

В нём женщины, мужчины - все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

 

Сперва младенец,

Ревущий громко на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна.

Затем судья с брюшком округлым

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь.

Шестой же возраст — это будет нищий Панталоне,

В очках, туфлях, у пояса - кошель,

В штанах, что с юности берёг, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит как флейта. А последний акт —

Коней всей этой странной, сложной пьесы —

Второе детство, полузабытьё,

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего ".

 

Таким образом, что же влияет на формирование личности? Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли: ребёнка, родителя, ученика, учителя, супруга. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности, в каждой конкретно-исторической обстановке. Английский поэт XVIII в. Вордсворт сказал так: "ребёнок - отец мужчины".

Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство и недовольство собой определяется формулой:

 

Самоуважение = Успех




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.