КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Притязания
Т. Карлейль по этому поводу говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих". Особую роль в формировании личности играет нравственность. Она является не просто средством общественного регулирования индивидуального поведения, она и средство духовно-персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека. Она является прологом к самоуничтожению. К чему же может привести к деградации личности? Алкоголизм, наркомания, травма... Подумайте. Ваши ответы мы рассмотрим на семинарском занятии. Австрийский психиатр Бруно Беттельгейм провёл исследования среди узников концлагеря Бухенвальд. Он пришёл к выводу, что в гитлеровском концлагере была "ампутация личности в человеке" - «формирование идеального заключённого", который реагировал бы на команды надсмотрщика мгновенно, бездумно. В "идеальных" заключённых быстрее всего превращались либо расчётливые циники, либо чиновники, привыкшие выполнять приказ. Дольше всего сопротивлялись разрушению ригористы - "люди дома", "люди принципы". Чтобы не вымереть, надо было перестать бояться насильственной смерти. Большую роль для личности играет её здоровье. Сравните жизнь больного и здорового человека, человека с детства прикованного к постели, детей с ДЦП? А в чём особенность личностных качеств врага, медсестры, вообще медработника? Это тоже вопрос для вашей самостоятельной работы дома. Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей формой этого усилия является работа по определению смысла жизни.
Вопрос о смысле жизни, в общем-то, прагматичен. Он связан с вопросом "ради чего жить", а не с вопросом как приносить практический эффект. Человек, как мы уже говорили, выполняет определённую роль. Выделяют несколько социальных типов личности. Первый - деятели (охотники, рыболовы, воины, ремесленники, земледельцы, рабочие инженеры и т.д.). Для них главное - активное действие, изменение мира. Потребность в таких личностях велика. Евангелист Лука писал: "Жатвы много, а делателей мало". Второй тип - мыслители (мудрецы, пришедшие в этот мир, чтобы смотреть и размышлять). Их не всегда понимают, ибо нет пророка в своём Отечестве. Третий тип - люди чувств и эмоций. Прежде всего, деятели литературы и искусства. У них остро развита интуиция. Четвёртый тип — гуманисты и подвижники, отличающиеся обострённым чувством ощущения душевного состояния другого человека. (А. Швейцер, Мать Тереза и др.). В европейской и восточных цивилизациях сложились различные модели личностей. В европейской, личность понимается как определённая целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной "стержень" (через чувства стыда, страха, любви к Богу, греховности человека, утверждения самоценности, человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время). Для японцев характерно восприятие личности как совокупности нескольких "кругов обязанностей" - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. У мировых религий свой идеал человека. В христианстве - человек - соединение Божественной и человеческой природы, воплотившейся в феномене богочеловека - Иисуса Христа. Его новая нравственная заповедь людям "Да любите друг друга". В исламе - личность человека - это строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха.
В буддизме - для человека главное осознание четырёх "благородных" истин: первая - жизнь страдания; вторая - причина страданий - желания; третья - человек должен преодолеть иллюзию, "открыть глаза"; четвёртая - "истина пути" - достижение нирваны. Одним из условий развития человека и личности является свобода. Диапазон этого понятия очень широк. Б. Спиноза писал: "Свобода есть осознанная необходимость". В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля", "вольница". Свобода воли — понятие, обозначающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных задач личности. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям. Как правило, понятие воли относят к зрелой личности, отдающей отчёт в своих поступках. Сколько отдано жизней ради обретения свободы, сколько свершилось революций и освободительных войн. Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности и её самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. Но ещё более страшное влияние на человека и личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчинённый чужой воле и лишённый (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.п.) собственного мировоззрения, мыслей и взглядов - уже не личность. Таким образом, быть личностью трудно. Но ещё труднее быть счастливой личностью. И когда кажется, что ты несчастен во всём, возникает мысль о смерти. За небольшими исключениями, у всех времён и народов высказывания о жизни были негативными. "Жизнь - это страдание" (Будда). "Вся моя жизнь - лишь цена обманчивых надежд" (Дидро). "Жизнь - копейка" (поговорка). Идея святости жизни, право на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. Возможно ли бессмертие? Первый вид бессмертия - в генах потомства. Второй вид - мумификация тела с расчётом на вечное хранение. Третий вид -"вхождение в космическое тело" (характерно для восточных цивилизаций).
Четвёртый вид - жизненное творчество - бессмертные творения людей. Пятый вид - изменение состояния сознания (в восточных цивилизациях - система психотренинга и медитации).
Христианское понимание (Экклезиаст) - "день смерти лучше дня рождения". Имеет ли человек право прервать свою жизнь сам или с помощью эвтаназии? Это вам задание для самостоятельной работы при подготовке к семинару. Так в чём же смысл жизни? Один из наиболее удачных ответов: "primum vivire deinde philosophare" - "сначала жить, потом философствовать". Что же является ценным для человека? Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Эта теория устанавливает соотношение ценностей с мерой реальной человеческой жизни. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) считает, что любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Социологическая концепция ценностей М. Вебера считает, что ценность - это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. Гедонизм - установка, утверждающая, что наслаждение - высшее благо жизни и критерий поведения человека (Эпикур, Гоббс, Локк, Гельвеции и др.). Аскетизм - идеал жизни - это добровольное отречение от наслаждений и желаний, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризм - величайшая ценность и основа нравственности - польза. Каждый век вносит свои представления в ценностях, но вечным остаются - жизнь, любовь, счастье, добро, Бог, справедливость. В своё время Ф.М. Достоевский рассматривал историю человечества как путь от неосознанного "быть" через осознанное "иметь" к осознанному "быть". Разумеется, здесь нет, да и не может быть никаких гарантий, ибо хитрость Разума и ирония Истории всегда будут вечными спутниками человека. Наивно, в очередной раз, уповать на грядущий золотой век. Среди людей всегда будут "правильные" и "неправильные", идущие в стаде и своим особым путём. Никогда не выведут особой породы "нового человека", который преодолеет все несовершенства мира, решит все глобальные проблемы. В бесконечном движении жизни рождаются мудрость и радость - вечные спутники философствования.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ Таким образом, процесс познания мира - это многогранный, сложный процесс, в ходе которого человек получает новые, уточняет или отбрасывает старые знания, используя различные методы. Цель познания - постижение истины и практическое применение полученных знаний для удовлетворения потребностей человека. Человек является предметом исследования многих наук, в том числе философии, медицины, психологии, истории, биологии. Философию интересуют внутренний мир человека, его мировоззрение, стремление достичь чего-либо в жизни. В различных философских системах сущность человека и его счастье рассматриваются в плоскости различных религиозных, национальных и социологических теорий. Формирование личности процесс сложный и многогранный. Личностью не рождаются, а становятся. Наука аксиология изучает теорию ценностей. Для каждого человека ценности индивидуальны. Но в тоже время есть обще человеческие ценности: жизнь, любовь, семья, мир, благополучие.
Гносеология - (gnosis - знание, logos - слово) наука, изучающая познание окружающего мира. Агностицизм, представители которого полностью или частично отрицают принципиальную возможность познания объективного мира. Скептицизм - направление, подвергающее все сомнению и недоверию. Знания – это высший уровень информации, признаваемый в данном обществе Ощущение - это отражение в сознании отдельных сторон или свойств предмета (например «сладкий», «яркий» и т.п.). Восприятие - отражение в сознании предмета в совокупности всех его свойств (например, яблоко сладкое, красное, круглое). Представление – отражение в сознании предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств (например, представьте морской берег). Понятие - выделение в предмете основных черт (например «стол» без уточнения, какой - круглый, квадратный, обеденный, письменный и т.п.). Суждение - утверждение или отрицание чего-либо. У данного пациента нет признаков язвенной болезни, у него — гастрит. Умозаключение - это получение вывода из данных суждений. Гипотеза - предположение о явлениях, событиях, законах. Научная теория - доказанное фактами, практикой знание об окружающем мире. Относительная истина - это ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - это полное достоверное знание. Истина - это адекватная информация об объекте и характеризуемая с точки зрения ее достоверности Метод — это система принципов познавательной, практической, теоретической деятельности. Методика - это конкретные приемы, средства получения и обработка фактического материала Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие стороны. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает синтез. Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом предметов. Сравнение - установление различия и сходства предметов. Индукция - процесс выведения общего положения из ряда единичных фактов (постановка диагноза). Дедукция - процесс рассуждения, идущий от общего к частному (назначение лечения). Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении его от связей с другими предметами. Оно составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Аналогия - это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Моделирование - это создание естественного или искусственного аналога изучаемого предмета или явления. Модель - это имитация предмета или его свойств с помощью иных предметов или явлений. Моделирование получает широкое распространение потому, что оно дает возможность осуществлять исследование процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала. Интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Тезис - положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, с помощью которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Индивид – употребляется для обозначения отдельного человека и как представителя какой-либо социальной группы. Дословно "индивид" означает неделимую частицу какого-то целого. Индивидуальность - независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личных качеств и свойств. Личность - это «субъект поступания» (М. Бахтин). Социализация - усвоение людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) считает, что любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Социологическая концепция ценностей М. Вебера считает, что ценность - это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. Гедонизм - установка, утверждающая, что наслаждение - высшее благо жизни и критерий поведения человека (Эпикур, Гоббс, Локк, Гельвеции и др.). Аскетизм - идеал жизни - это добровольное отречение от наслаждений и желаний, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризм - величайшая ценность и основа нравственности - польза Аксиология – теория ценности.
После изучения темы студент должен знать: предмет теории познания; методы научного познания; уровни чувственного и логического познания; виды практической деятельности людей; метод аналогии в диагностическом процессе; модельный эксперимент в современной медицине; основные принципы философско-антропологической характеристики человека. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1.Проблема познания в философии. 2.Уровни познания. Методы познания. 3.Виды и функции практики. Учение об истине. 4.Диагностика. Метод аналогии в диагностическом процессе(изучается самостоятельно). 5.Философия и антропология. 6.Формирование личности. 7.Медицина и воспитание человека (изучается самостоятельно).
ЛИТЕРАТУРА. 1.. О.А.Смольков, Ю.Л.Дещинський. „Філософія”,Львів, 2005 р 2..Философия медицины под редакцией академика РАМН Ю.Л. Шевченко,М., «ГЕОДАР-МЕД,стр251-263, 381-384. 3. В.Н. Сагатовский «Вселенная философа», М. 1972 г. 4. «Умейте властвовать собой», М. 1993 г.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |