Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсии по старости

(лекция – 8 часов)

Вопросы:

1. Понятие пенсии по старости

2. Пенсия по старости на общих основаниях

3. Пенсия по старости на льготных основаниях

4. Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда

5. Размер пенсии по старости

Понятие пенсии по старости. Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Название этой пенсии — пенсия по старости — традиционное для нашей страны. Так эти пенсии назывались в СССР со времени их введения на рубеже 30-х годов XX в. Так же они именуются во всех других странах. В союзном, так и не вступившем в полном объеме в силу Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятом в мае 1990 г., эта пенсия называлась иначе — пенсия по возрасту. Причем по вопросу названия этой пенсии в то время велась оживленная и довольно острая дискуссия, в том числе политического характера.

Сторонники переименования пенсии утверждали, что пенсионный возраст СССР один из самых низких в мире, и это — величайшее завоевание социалистического общества; что в Конституции СССР сказано о праве каждого на пенсию по возрасту, а не по старости; и, наконец, что неудобно называть сравнительно не старых граждан, особенно женщин, пенсионерами по старости. Их противники пытались осторожно доказывать, что пенсионный возраст в стране не такой уж низкий, если учитывать некоторые неблагоприятные демографические и другие показатели (продолжительность предстоящей жизни и вероятность дожития до хронологического пенсионного рубежа, т.е. высокую смертность, условия жизни, труда и т.п.).

В Конституции РСФСР 1978 г. и в ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. также говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а не по старости. Почему же в российских пенсионных законах употребляется термин «пенсия по старости»? Дело в том, что возрастной ценз характерен не только для пенсии по старости. Некоторые другие пенсии также зачастую назначаются с учетом достижения определенного возрастного рубежа. Так, кадровым военнослужащим, выслуга которых менее 20 лет, пенсия за выслугу лет назначается при определенных условиях, если они на день увольнения с военной службы достигли 45 лет; пенсия по случаю потери кормильца взрослым членам семьи — пережившему супругу, матери и отцу — устанавливается, если они достигли соответствующего возраста: женщины — 55 и мужчины — 60 лет. Значит, такие пенсии также являются пенсиями «по возрасту». Все это вместе взятое и предрешило сохранение традиционного названия этих пенсий, принятого во всем мире.

Пенсия по старости устанавливается в связи с достижением определенного возраста, который обычно именуется пенсионным, хотя в российском законодательстве термин «пенсионный возраст» не употребляется. Вместо него в каждом случае указывается возраст, по достижении которого предоставляется соответствующая пенсия по старости. Объясняется это тем, что возрастной рубеж для такой пенсии дифференцируется в зависимости от ряда обстоятельств (пола, условий труда и т.д.).

На возрастной рубеж для пенсий по старости влияют три обстоятельства некоторые показатели, характеризующие особенности личности человека, условия труда, в которых выполнялась работа; местность, где проживал и трудился работник. Эти показатели являются основанием для снижения общего пенсионного возраста, а в некоторых случаях также и длительность соответствующего стажа. В нашей стране традиционно сохраняются эти три обстоятельства, с учетом которых снижается общий пенсионный возраст. В других странах столь широкие основания для снижения общего пенсионного возраста, как правило, не предусмотрены.

Вместе с этим для установления пенсии по старости необходим определенный стаж. Какой-либо стаж не требуется лишь для установления социальной пенсии в связи с достижением определенного, повышенного на пять лет (по сравнению с обычным) пенсионного возраста. Это исключительный, не характерный случай. Во всех других случаях трудовая пенсия по старости — это «стажевая» пенсия.

В соответствии с новым пенсионным законодательством пенсии по старости подразделяются на трудовые и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Такое разделение связано с источниками финансирования пенсии по старости. Трудовыми называются пенсии, финансируемые за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных), поступающих в виде соответствующей части единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд России, то есть из средств фонда оплаты труда. Государственными пенсиями называются пенсии, финансируемые непосредственно за счет федеральных налоговых поступлений.

Для установления трудовой пенсии по старости, имеющей четко выраженную страховую природу, помимо наступления определенного возраста требуется страховой стаж, то есть участие будущего получателя в финансировании страховой пенсионной системы через отчисления работодателя или самого индивидуального предпринимателя.

Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, а также условия и нормы назначения этих пенсий определяются в законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

Пенсии по старости, называемые государственными и выплачиваемые непосредственно из федерального бюджета, имеют другие условия и нормы представления и регулируются законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года.

Пенсия по старости, следовательно, — это такая пенсия, которая устанавливается в связи с достижением определенного возраста (возраста в полных прожитых человеком годах) и в то же время при наличии соответствующего трудового стажа.

2. Пенсия по старости на общих основаниях. Возрастной рубеж, т.е. общий пенсионный возраст, при достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости, не изменился. Пенсия по старости с 1 января 2002 г. назначается, как и прежде, по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Как видим, возрастной ценз для мужчин и женщин различный. Для женщин пенсионный возраст ниже на 5 лет.

Указанный пенсионный возраст — это предельный возраст, по достижении которого ныне в нашей стране может устанавливаться трудовая пенсия по старости. Он используется как критерий для распределения населения старше общего пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным. Все население (по предварительным данным переписи населения 2002 г. более 143 млн. чел.) подразделяется на три возрастные группы.

Первая — в возрасте моложе трудоспособного (общая численность населения за минусом населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного). Таких наших соотечественников примерно 24%, их доля в структуре населения падает.

Вторая — в трудоспособном возрасте (общая численность населения за минусом части населения моложе трудоспособного возраста, т.е. до 16 лет, и части населения в возрасте старше трудоспособного). Таких около 56%, их доля в структуре населения также снижается.

Наконец, третья группа — население старше трудоспособного возраста, их 20%. Доля граждан такого возраста возросла примерно на 2,5%, но не и связи с тем, что старые люди ныне дольше живут, чем 5—6 лет назад. Просто сократилась рождаемость, численность детей и людей трудоспособного возраста.

Если сравнивать эти данные с данными 1990 г., то можно сделать следующие малоутешительные выводы. Население России не увеличивается, а стремительно, как ни в одной стране, уменьшается, естественный прирост отрицательный — рождается людей значительно меньше, чем умирает; падение численности населения частично компенсируется миграцией в Россию из других стран, в основном из бывших союзных республик, входивших в СССР (в Россию за эти годы переселилось около 5 млн. человек); сокращается в возрастной структуре населения доля детей, а также граждан в трудоспособном возрасте и несколько увеличивается доля людей в нетрудоспособном возрасте. В последующие 5—6 лет численность граждан старшей возрастной группы немного сократится, учитывая, что рубеж пенсионного возраста достигнет сравнительно немногочисленная когорта наших соотечественников, рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сократилась. Однако доля их в структуре населения не изменится.

В последние годы демографические тенденции явно неблагоприятны. Основная причина этого ясна и не вызывает сомнений: резкое, беспрецедентное в мирное время снижение за короткий срок уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, психологические стрессы, неуверенность в своем будущем и будущем детей. Как уже говорилось, это следствие антирусской политики, осуществляемой правительством.

В пенсионных законах, действовавших в советское время, пенсией по старости признавалась пенсия, заработанная трудом. Размер такой пенсии соизмерялся с трудовым вкладом человека и его заработной платой, которая по желанию заявителя учитывалась за 12 или 60 месяцев работы (в последующем за 2 последних года либо за любые 5 лет подряд).

Для установления пенсии по старости на общих основаниях требовался определенный стаж (25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин). При наличии такого стажа пенсия устанавливалась в размере 55% от заработной платы гражданина. За каждый полный год работы сверх стажа начислялся 1% заработка, но не более 20% в общей сложности. Таким образом, размер трудовой пенсии по старости при стаже от 25 до 45 лет у мужчин и от 20 до 40 лет у женщин составлял от 55 до 75% их среднемесячного заработка. Это были вполне приличные пенсии, которые позволяли жить вполне достойно.

При установлении пенсии на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере в основном требовался стаж меньшей продолжительности, но и здесь расчетный размер пенсии был 55%. Увеличение пенсии на 1% заработка также производилось за каждый полный год общего и специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии, но в общей сложности не более чем на 20%.

Положение существенно осложняется значительным сокращением занятого населения среди трудоспособной его части и соответственным увеличением неработающих граждан (примерно 10 млн. человек). Оптимальный ли пенсионный возраст установлен в России, обосновано ли его повышение? Этот вопрос поставлен не случайно, так же как не случайно приведены данные о структуре населения страны. Дело в том, что предложение о повышении пенсионного возраста содержится в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством. Авторы Концепции одну из главных целей реформы трудовых (страховых) пенсий видят в изменении условий назначения пенсий, полагая, что именно таким путем «может быть оптимизирована экономическая нагрузка пенсионной системы». Решающим фактором нагрузки, как указывается в Концепции далее, «является пенсионный возраст, поскольку именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве». Согласиться с таким безапелляционным утверждением нельзя. Оно абсурдно, ибо не учитывает многие другие факторы, не менее значимые, например уровень рождаемости и уровень занятости молодежи, граждан среднего, предпенсионного и даже пенсионного возраста и т.д. Кстати, увеличение пенсионной нагрузки в последние годы произошло в связи с сокращением рождаемости и уменьшением общей численности граждан допенсионного возраста, а также со снижением доли работающих граждан в трудоспособной части населения, а отнюдь не вследствие того, что люди пенсионного возраста стали жить дольше (продолжительность жизни людей пенсионного возраста в России резко сократилась, как и продолжительность жизни граждан во всех других возрастных группах).

Многие наши соотечественники не доживают до «своего» низкого пенсионного возраста, особенно мужчины (не доживает до такого возраста почти половина мужчин). Вместе с тем граждане, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины). Вывод очевиден. Решать проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного возраста в ближайшей перспективе, как это предлагается в Концепции, нельзя. Это не выход из положения. При сохранении сложившейся ситуации (снижении рождаемости, все возрастающей смертности, сокращении численности занятого населения и т.п.) повышение возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом — в незамедлительном устранении отмеченных социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.

Что касается реализации идеи повышения пенсионного возраста, то это, на наш взгляд, весьма отдаленная перспектива. Она осуществима лишь в случае значительного повышения уровня и качества жизни 2—3-х поколений. Проживут эти поколения в условиях, хотя бы примерно близких к тем, в которых уже давно живут люди в развитых странах, — вот тогда и появится реальная возможность для некоторого повышения пенсионного возраста. К тому же надо заблаговременно (лет за 10 как минимум) объявить о намерении повысить пенсионный возраст, выявить объективные причины для этого (возросшая продолжительность жизни, в том числе в трудоспособном периоде, улучшение здоровья народа и т.п.) и повышать его цивилизованным путем, так, как это делается в других странах: в каждом наступающем году на 1 месяц, а за 12 лет всего на один год. Однако надеяться на столь медленное разрешение затронутой проблемы с учетом указанных сдвигов в условиях жизни населения вряд ли можно. Не исключается, что повышение общего пенсионного возраста будет настойчиво форсироваться федеральными властными структурами значительно более быстрыми темпами, волевым путем. Весь вопрос в том будет ли отстранена от власти цекистская группировка заговорщиков, осуществивших государственный переворот и держащих власть в своих руках ради обогащения как за счет присвоения вывозимых из страны ресурсов, так и за счет свирепой эксплуатации труда.

Итак, низок ли пенсионный возраст в России? Ведь в других развитых странах пенсионный возраст выше: во Франции, например, 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, в Германии 65 лет, а с учетом возможности досрочного выхода на пенсию 62 года; такой же пенсионный возраст в США, однако там намечается его некоторое повышение. В Западной Европе пенсионный возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин лишь в Италии, но также предполагается его некоторое повышение (на два года).

Ответ на поставленный вопрос однозначен: в нашей стране установлен действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так как жизнь у нас короче, и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися условиями их жизни.

Возраст назначения пенсии, т.е. возраст, при котором оформляется пенсия, может отличаться от установленного законом пенсионного возраста. В настоящее время граждане обращаются за пенсией, как правило, сразу же по достижении пенсионного возраста. Объясняется это тем, что назначенная пенсия выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме. Стимулов к более позднему выходу на пенсию в нашей стране пока еще нет.

Различия (дифференциация) общего пенсионного возраста по признаку пола — характерная особенность России, а в прошлом — СССР. Это традиция страны, соблюдаемая со времени введения пенсионного обеспечения по старости.

Дифференциация пенсионного возраста по признаку пола — не повсеместное явление в мире. В большинстве развитых стран пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаковый, женщины не пользуются какими-либо привилегиями в отношении возрастного ценза для выхода на пенсию по старости. Однако есть немало стран, где затронутый вопрос решается также, как в России, т.е. для женщин предусматривается пониженный пенсионный возраст, правда, не всегда на 5 лет. Пять лет — это максимальное его снижение.

Если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании, то различий в возрасте не должно быть: все на равных основаниях «зарабатывают» себе пенсию. К тому же продолжительность предстоящей жизни у женщин выше, чем у мужчин, особенно в нашей стране. Кроме того, женщины находятся на пенсии значительно больший срок, чем мужчины, их «пенсионный период жизни» более длительный, в том числе и после 60 лет — мужского пенсионного возраста. В нашей стране женщины живут дольше, чем мужчины—на 12лет. Подобного нет ни в одной другой стране. Не случайно в общей структуре пенсионеров по старости преобладают женщины. В возрасте 70 лет и старше, к примеру, на 1000 мужчин приходится 3130 женщин, а в возрасте старше трудоспособного (60 лет и старше — мужчины, 55 лет и старше — женщины) на 1000 мужчин приходится 2615 женщин. Перепись населения страны 2002 г. подтвердила эти расчетные данные.

С другой стороны, можно привести много общечеловеческих доводов для объяснения целесообразности введения для женщин пониженного пенсионного возраста, а там, где он уже введен, — для его сохранения (женщина — мать, на нее падает основная нагрузка по воспитанию детей, а подчас и внуков, ведению домашнего хозяйства и т.д.). Данная проблема затронута здесь не случайно, как не случайно приведены некоторые данные, характеризующие структуру контингента пенсионеров по признаку пола. Отмечалось, что главный рычаг, с помощью которого, по мнению авторов Концепции, можно облегчить пенсионные нагрузки, — это повышение пенсионного возраста. Наибольший эффект даст, как нетрудно заметить, увеличение пенсионного возраста именно для женщин, так как их значительно больше, чем мужчин. Хотя в одобренной Правительством Концепции о выравнивании пенсионного возраста для женщин и мужчин прямо не говорится, однако не исключается, что это имеется в виду. По нашему мнению, подобный шаг без достаточных оснований нарушит многолетнюю традицию нашей страны, населяющих ее народов, и вряд ли будет одобрен гражданами. Правда, нынешнее правительство преспокойно себя чувствует и без какого-либо одобрения народа, это правительство каких-то психопатов, получающих, видимо, удовольствие от геноцида, уничтожения миллионов людей.

Трудовая пенсия по старости — это стажевая пенсия, она устанавливается, как говорилось, тем гражданам, которые достигли пенсионного возраста и имеют в то же время определенный трудовой стаж. В прошлом, до 1 января 2002 г., для назначения пенсии по старости требовался общий трудовой стаж для мужчин не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет. Если стаж был меньше (но не менее 5 лет), то размер пенсии сокращался, а если стаж превышал указанный выше (но не более чем на 20 лет), то размер пенсии несколько повышался за каждый год стажа сверх 25 или 20 лет. Таким образом, продолжительность стажа влияла на уровень пенсии.

Теперь для установления пенсии по старости необходим стаж не менее 5 лет как для мужчин, так и для женщин. Но не общий, а страховой. Дифференциация в продолжительности стажа для мужчин и женщин и его влияние на уровень пенсии, следовательно, упразднены. Однако при оценке пенсионных прав (конвертации этих прав) по состоянию на 1 января 2002 года дифференциация сохраняет значение.

3. Пенсия по старости на льготных основаниях. В России практически с 1956 г. стали вводится льготные основания для установления пенсий по старости при пониженном пенсионном возрасте по сравнению с обычным, общим для всех, таким возрастом. Они не связаны с условиями труда, его характером и местностью, где протекала трудовая деятельность, и относятся исключительно к личности гражданина. Льготы касались как возрастного ценза, так и зачастую продолжительности общего трудового стажа. В Законе 1990 г. таким основаниям посвящалась отдельная статья (ст. 11). Теперь эти основания перечислены в ст. 28 Закона о трудовых пенсиях наряду с другими основаниями для назначения досрочной пенсии по старости, касающимися местности, где протекала жизнь человека и его трудовая деятельность, условий трудовой деятельности, ее специфики. Здесь все смешано. Почему эта статья называется «сохранение право на досрочное назначение пенсии...», не совсем ясно, так как такие пенсии будут назначаться всем гражданам, независимо от того, имели ли они право на такую пенсию ранее и когда они приобрели все условия для ее установления — до 1 января 2002 г. или позднее.

Какие же льготные основания, касающиеся личности гражданина, предусмотрены Законом о трудовых пенсиях, введенном в действие с 1 января 2002 г.? Всего таких оснований пять, как и ранее. Однако некоторые условия назначения пенсий изменились, они, следовательно, не сохранены, а установлены вновь, вместо прежних, которые отменены.

Первое основание — это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при страховом стаже не менее 15 лет.

Льготное пенсионное обеспечение по признаку многодетности не распространено в мировой практике, даже в странах со сравнительно низкой рождаемостью. При этом не без оснований считается, что пенсионные льготы в отдаленной перспективе не могут повлиять на решение молодых родителей иметь определенное законодателем число детей. Да и многодетность в ущерб реальной возможности обеспечить хорошее воспитание и необходимый материальный достаток в семье не поощряется. Другими словами, сколько иметь детей в семье — это дело самой семьи. Возлагать на других застрахованных дополнительные расходы в связи с многодетностью признается несправедливым.

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании других документов. Мать ребенка записывается в книге записей рождений (ст. 48 Семейного кодекса РФ). На основании такой записи выдается свидетельство о рождении, которое служит доказательством происхождения ребенка отданной матери. Следует иметь в виду, что в определенных случаях женщина может быть указана в книге записей рождений матерью, хотя она не является таковой. Это относится к случаям так называемого полного усыновления, т.е. к тем случаям, когда усыновители указываются в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка и им выдается свидетельство о рождении ребенка, где они указаны его родителями (ст. 136 Семейного кодекса РФ).

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка (но не более чем на 3 месяца), а также место его рождения. При этом изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135, 136 Семейного кодекса РФ).

Из этого следует, что если в свидетельстве о рождении ребенка женщина указана его матерью, то никто не вправе проводить какие-либо действия, которые могут повлечь разглашение тайны усыновления. Это касается и работников пенсионных органов. Итак, женщина, указанная в свидетельстве о рождении ребенка матерью, считается родившей ребенка. Усыновление вызывает определенные правовые последствия, устанавливает соответствующие права и обязанности. Согласно ст. 137 Семейного кодекса РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Семейный кодекс РФ решает вопрос о правах и обязанностях лишь между усыновленными и усыновителями, их потомством.

Учитываются ли усыновленные дети наравне с рожденными детьми при назначении пенсии на льготных условиях? Данный вопрос разрешен в официальном порядке разъяснением Госкомтруда СССР от 22 марта 1976 г. следующим образом: если в свидетельствах о рождениях детей женщина, обратившаяся за пенсией, не значится матерью, но ею представлены документы об усыновлении, то при назначении пенсии эти дети учитываются при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста. Так, если один ребенок усыновлен в возрасте, допустим, 6 лет, а второй — 9 лет, то учитывается лишь ребенок, усыновленный в шестилетнем возрасте. Это разъяснение сохраняет силу и применяется на практике.

Пасынки и падчерицы (дети одного из супругов), не усыновленные другим супругом, не учитываются, независимо от возраста, в котором они поступили на воспитание. Воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей. Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т.д. Исключение — это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст.71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав — до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.

Что же изменилось в новом пенсионном законе по сравнению с отмененным Законом 1990 г.? Пониженный пенсионный возраст не изменен, он сохранился на прежнем уровне, 50 лет, вместо 55. Изменились стажевые требования, именно поэтому неверно говорить о сохранении права на досрочную пенсию по старости. В прошлом для установления пенсии требовался общий трудовой стаж не менее 15 лет. Ныне необходим страховой стаж той же продолжительности. По своему наполнению и исчислению эти виды стажа существенно различаются. В общий трудовой стаж засчитывались периоды обучения в профессиональных учебных заведениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, ухода за каждым ребенком в возрасте до трех лет и многие другие периоды, работа к тому же исчислялась и льготном порядке, например на Крайнем Севере, и т.д. По ориентировочным расчетам независимых специалистов в связи с изменением данного условия назначения пенсии не получили досрочную пенсию по старости около 20 тыс. многодетных матерей, родивших и воспитавших пять и более детей. Большинство из них вообще утратили право на получение пенсии ранее достижения 55 лет. Ни о каком сохранении права на досрочную пенсию здесь и речи быть не может.

Второе основание — это воспитание матерью ребенка, который является инвалидом с детства, не менее чем до 8 лет. Происхождение ребенка — инвалида с детства от матери (материнство) устанавливается в порядке, изложенном выше, а его воспитание матерью предполагается и не требует доказательств. Что касается возможности назначения пенсии женщине, усыновившей ребенка — инвалида с детства, то этот вопрос может разрешаться, видимо, с учетом смысла указанного выше разъяснения Госкомтруда СССР: право на пенсию на льготном основании должно предоставляться тем женщинам, которые усыновили ребенка — инвалида с детства до достижения им восьмилетнего возраста.

То обстоятельство, что ребенок являлся инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующим лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся в пенсионном органе, которой выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида.

Что же изменилось в данном случае по сравнению с правилами, которые действовали до 1 января 2002 г.? В этом случае и во всех последующих трех случаях изменилось условие, касающееся трудового стажа: если раньше требовался общий трудовой стаж, то теперь необходим страховой стаж.

Матерям инвалидов с детства, воспитавшим детей-инвалидов до 8 лет, необходимо иметь не менее 15 лет страхового, а не общего трудового стажа, а это большая разница, и вполне очевидно, что немало таких матерей также лишится права на получение досрочной пенсии.

Третье и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов-слепых. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: однако в прошлом требовался указанный продолжительности общий трудовой стаж, а ныне необходим страховой стаж.

Льготные основания для этой категории инвалидов впервые были введены в 1967 г. Чем объяснялось их введение в то время? Главным образом тем, что размер пенсии по старости тогда был выше, чем пенсии по инвалидности III, II групп (а иногда даже и I группы) вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Введение льготных условий позволило, следовательно, не только выйти на пенсию по старости инвалидам, которые смогли приобрести соответствующий трудовой стаж, на 5 лет ранее достижения общего пенсионного возраста, но и получить пенсию в более высоком размере. При этом надо иметь в виду, что к тому времени (1967 г.) большинство участников Отечественной войны еще не достигли общего пенсионного возраста. Положение изменилось к середине 80-х годов. В эти годы участники войны в основном перешагнули рубеж пенсионного возраста и возрастная льгота для них утратила значение.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Льготные основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно (бессрочно). Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.

Что касается второй категории инвалидов — инвалидов-слепых, то для них пенсионный возраст снижен: для мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин — на 15 лет, с 55 до 40 лет. Требуемый для установления пенсии страховой стаж понижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до лет). В прошлом требовался не страховой, в общий трудовой стаж.

Изменилось и еще одно условие: до 1 января 2002 г. такие льготные условия предоставлялись инвалидам I группы по зрению. Ныне они установлены для инвалидов по зрению, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени. Следовательно, если инвалиду I группы по зрению определена иная степень ограничения способности к трудовой деятельности, например II, поскольку он трудится, то ему не может быть установлена досрочная пенсия по старости.

Пенсионные льготы в части пенсии по старости для инвалидов-слепых также введены многие годы назад. Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1967 г. и воспринято практически без изменений Законом 1990 г. пенсии им устанавливались при пониженном пенсионном возрасте 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно). Возрастной ценз сохранен и Законом о трудовых пенсиях. Однако ныне необходим не общий трудовой стаж, а страховой стаж (той же продолжительности).

На тех же условиях устанавливаются пенсии диспропорциональным карликам (это льготное основание, близкое к предыдущему, введено пенсионным Законом 1990 г.).

Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.

Как видим, в новом пенсионном законе всем перечисленным гражданам досрочная пенсия по старости назначается при прежнем пониженном пенсионном возрасте. Однако изменилось содержание стажевого требования: общий трудовой стаж заменен на страховой стаж. Это по существу другие условия, поскольку его наполнение и порядок исчисления иные, чем общего трудового стажа. В связи с этим немало граждан, особенно среди многодетных матерей, лишились права на досрочную пенсию, о чем уже говорилось.

4. Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, как ни в какой другой, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе для женщин. Период подобной трудовой деятельности именуется специальным страховым стажем. Обычно для назначения пенсии помимо соответствующего специального страхового стажа необходим и определенный общий страховой стаж.

Из числа ежегодно выходящих на пенсию по старости каждый третий получает ее в возрасте до 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Общая численность таких «молодых» пенсионеров по старости, т.е. тех, кто не достиг обычного пенсионного возраста, приблизительно около 2 млн. человек (примерно 10% всех пенсионеров по старости). В чем причина создавшейся ситуации, которая весьма обременительна для общества, вынужденного выделять значительные ресурсы на выплату таких пенсий? Объясняется все просто. В течение десятилетий наше государство экономило на внедрении современных технологий, создании на производстве здоровых и безопасных условий труда. Оно не без оснований полагало, что за счет предоставления пенсионных льгот можно привлечь и закрепить кадры, заинтересовать их ради более раннего выхода на пенсию трудиться в таких условиях. В современный трудный для России период преобразования экономических отношений положение не изменилось.

Несмотря на провозглашение намерения прекратить дальнейшее расширение пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте, фактически оно происходило. Первоначально российский пенсионный закон предусматривал лишь четыре основания для снижения пенсионного возраста в зависимости от особых условий труда. Все эти основания действительно обусловлены выполнением работ с неблагоприятными и опасными условиями труда, а для женщин также работ с повышенной интенсивностью и тяжестью. В дальнейшем появились еще девять оснований. Это свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение все еще использовалось в корпоративных интересах отдельных групп и федеральных органов. Снижением пенсионного возраста пытались устранить существенные недостатки в организации охраны и безопасности труда, в технологиях производства. Таким образом, заверение о намерениях расходилось с практикой принятия конкретных управленческих решений.

В Концепции реформы пенсионного обеспечения Российской Федерации, одобренной Правительством, предусматривается осуществление упорядочения пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда. Определена и цель этого: «Сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий». Содержание Концепции и этой части можно сформировать предельно кратко: упразднить государственные пенсии, назначаемые в связи с особыми условиями труда; перевести пенсионное обеспечение в связи с неблагоприятными условиями труда в негосударственное русло с финансированием расходов за счет работодателей и работников и в конечном счете снять все расходы на выплату таких пенсий с Пенсионного фонда.

Подход к решению затронутой проблемы многие специалисты видят в другом — в немедленном прекращении в централизованном порядке, прежде всего, дальнейшего расширения пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте. Необходимо также разработать, по примеру других стран, перечень соответствующих производств и работ, где объективно не могли в прошлом, не могут ныне и не могут в ближайшей перспективе быть устранены вредные и опасные для здоровья человека условия труда (подземные работы, взрывные работы, работы в кессонах и т.п.).

Пенсии при пониженном пенсионном возрасте за длительное выполнение таких работ по-прежнему должны быть государственными, находиться и орбите действия государственного (обязательного) пенсионного страхования. Что касается других работ с фактически сложившимися неблагоприятными условиями труда, которые включены в соответствующие списки без учета возможности создания нормальных или близких к нормальным условий труда, то назначение пенсий при пониженном пенсионном возрасте за работу в таких условиях должно некоторое время продолжаться. Вместе с этим необходимо определить реальный срок, в течение которого условия труда могут и должны быть существенно приближены к нормальным. После наступления указанного срока соответствующую работу не следует считать такой, с выполнением которой связано снижение пенсионного возраста.

Предлагаемый специалистами процесс реформирования пенсионного обеспечения и связи с особыми условиями труда долог и труден, но справедлив. Он практически начался в связи с принятием Закона о трудовых пенсиях. В недалеком будущем намечается принять и закон о профессиональных пенсиях.

Рассмотрим правила, уже установленные Законом о трудовых пенсиях и действующие с 1 января 2002 г. Среди них можно выделить те, которые действуют при определенном условии, но постепенно отомрут, их можно назвать переходными, и те, которые действуют без какого-либо дополнительного условия и сохранятся в дальнейшем.

Первые правила для назначения досрочной пенсии по старости установлены ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Они применяются в том случае, если обратившийся гражданин проработал на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2002 г. (в случае назначения пенсии с 1 января по 31 декабря 2002 г. — надень, с которого назначается эта пенсия). Всем остальным гражданам, проработавшим к указанному времени меньший срок на этих работах, а также принятым для выполнения таких работ позднее 1 января 2003 г., должны устанавливаться профессиональные пенсии в соответствии с федеральным законом. Однако такой закон не принят до сих пор, в связи с чем многие граждане, их сотни тысяч, и немало работодателей дезориентированы в отношении своего будущего.

Не исключается, что Правительство РФ вообще решило не вводить профессиональные пенсии для тех граждан, которые имеют специальный стаж к началу 2002 г. менее половины требуемого для назначения досрочной пенсии, либо начали соответствующую профессиональную деятельность после 1 января 2002 г. Кому и при каких условиях назначаются ныне досрочные пенсии при указанном общем для всех условии? При этом надо отметить, что ст. 27 Закона о трудовых пенсиях называется «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии», однако она сохраняет практически лишь одно условие — пониженный пенсионный возраст, а два других условия — стаж на соответствующих работах (специальный страховой стаж) и общий страховой стаж, которые также необходимы для установления досрочной пенсии, являются по существу новыми условиями. Раньше требовался специальный стаж на соответствующих работах, он мог подсчитываться в льготном порядке в связи с работой на Крайнем Севере. Теперь требуется проработать определенное календарное время на таких работах. Раньше требовался соответствующий общий трудовой стаж, который, во-первых, исчислялся в льготном порядке, как и специальный трудовой стаж, и в который, во-вторых, засчитывались многие другие периоды, помимо работы, — учеба в профессиональных учебных заведениях и т.д. Все эти периоды не включаются в страховой стаж.

До 1 января 2002 г. гражданам, указанным в п. 11, 12, 13, назначались пенсии за выслугу лет. Теперь они называются досрочными пенсиями по старости, но устанавливаются они по-прежнему без какого-либо возрастного ценза. Это типичные пенсии за выслугу лет.

Возрастной ценз для женщин во всех случаях ниже, чем для мужчин, на 5 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей утверждаются при необходимости Правительством. В основном действуют «старые» списки, которые утверждались до 1 января 2002 г. Они перечислены в постановлении Правительства от 18 июля 2002 г. Этим же постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации.

Существенные особенности установлены для назначения пенсии в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В данных случаях допускается, как и прежде, назначение пенсии при пониженном возрасте при неполном специальном страховом стаже.

Условия для частичного снижения возраста при назначении пенсии согласно пп. 1 п. 1 ст. 27 — наличие при полном общем страховом стаже не менее половины специального страхового стажа, т.е. не менее 5 лет у мужчин и 3 лет 9 месяцев у женщин (половина от 10 лет и 7 лет 6 месяцев). Таким гражданам пенсия устанавливается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год указанной работы. Это выглядит так:

 

Специальный страховой стаж Пониженный пенсионный возраст (в годах)
  муж. жен.
Не менее 3 лет 9 мес.  
4 года  
5 лет    
6 лет    
7 лет    
7 лет 6 мес.  
8 лет    
9 лет    
Не менее 10 лет    

пониженного пенсионного возраста при неполном специальном страховом стаже.

Условия для частичного снижения возраста при назначении пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 — наличие при полном общем страховом стаже не менее половины специального страхового стажа на работах с тяжелыми условиями труда, т.е. не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и 5 лет у женщин (50% от 12 лет 6 месяцев и 50% от 10 лет). Таким гражданам пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и б месяцев указанной работы мужчинам и за каждые 2 года указанной работы женщинам.

Сводные данные пониженного пенсионного возраста при неполном специальном страховом стаже выглядят так:

Специальный страховой стаж Пониженный пенсионный возраст (в годах)
  муж. жен.
Не менее 5 лет  
6 лет  
6 лет 3 мес.    
7 лет 6 мес.    
8 лет    
9 лет    
10 лет    
11 лет    
12 лет    
Не менее 12 лет 6 мес.    

Правила установления досрочной пенсии без дополнительного условия предусмотрены ст. 28 Закона о трудовых пенсиях. Все перечисленные в этой статье граждане ранее также имели право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте или независимо от какого-либо возрастного ценза. Эта статья также называется «сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии...». Однако она сохраняет практически лишь одно условие - пониженный пенсионный возраст, а другие условия (стаж работы на соответствующих работах и общий страховой стаж), которые также необходимы для установления досрочной пенсии, по существу являются новыми условиями. Ситуация в данном случае аналогична той, которая сложилась в отношении досрочных пенсий по старости, предусмотренных ст. 27 этого же закона (специальный страховой стаж не может исчисляться в льготном порядке, общий страховой стаж по порядку исчисления и его наполнения не соответствует общему трудовому стажу).

Общий вывод такой же, как и по статье 27: многие наши соотечественники утратили право на досрочную пенсию, которое они имели ранее по Закону 1990 г. Утратили в связи с изменением условий назначения досрочных пенсий.

В прошлом с учетом трудовой деятельности, указанной в законодательстве устанавливалась пенсия за выслугу лет. Теперь они хотя и называются досрочными пенсиями по старости, но устанавливаются по-прежнему без какого-либо возрастного ценза. Это типичные пенсии за выслугу лет (так две из них назывались более 70 лет).

Среди всех досрочных пенсий по старости особо следует выделить те пенсии, которые устанавливаются в связи с длительной работой на Крайнем Севере. Россия — одна из немногих стран, значительная часть территории которой расположена на Крайнем Севере, и практически единственная страна, в которой введено пенсионное обеспечение при пониженном пенсионном возрасте за длительную работу на Крайнем Севере.

Рассмотрим соотношение места и вида работы с установленными нормативами общего и специального трудового стажа:

Вид работы Пониженный пенсионный возраст (лет) Специальный страховой стаж(лет) Общий страховой стаж (лет)
  Муж. жен. муж. жен. муж. жен.
1. Работы на Крайнем Севере: в районах Крайнего Севера; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 55 55 50 50 15 20 15 20 25 25 20 20
2. Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС (при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций)            
3. Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы            
4. Работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных частей МЧС)            
5. Педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей    
б. Лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в госу- дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения: в городах; в сельской местности и поселках городского типа - - 35 25 35 25 - -
7. Творческая деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера творческой деятельности)     15-30 15-30    
8. Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работа в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков            

 

 

Законом о трудовых пенсиях сохранены досрочные пенсии для тех, кто длительное время трудился на Крайнем Севере, но одно условие для установления досрочной пенсии существенно изменено: вместо общего трудового стажа 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин) теперь необходим страховой стаж той же продолжительности, который, как уже отмечалось, по порядку его исчисления и наполнению иной.

Порядок «перерасчета» работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в работу в районах Крайнего Севера так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не изменился. При такой «смешанной работе» каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Почему именно за 9 месяцев, т.е. на 3 месяца, или на 25% меньше? Потому, что это соответствует соотношению 15 и 20 календарных лет (15 лет меньше 20 на 25%).

Предусмотрена возможность назначения пенсии при пониженном пенсионном возрасте, когда календарное время работы в районах Крайнего Севера не достигает 15 лет, но в то же время составляет не менее 7 лет и 6 месяцев, т.е. половины от 15 календарных лет. На сколько снижается общеустановленный пенсионный возраст (60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин)? На четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера. Это правило применяется, если имеется страховой стаж не менее 25 и 20 лет (соответственно у мужчин и женщин).

Дополнительная льгота предусмотрена в связи с длительной работой на Крайнем Севере для женщин, имеющих двух и более детей. Досрочная пенсия по старости устанавливается таким женщинам по достижении 50 лет при общем страховом стаже (до 1 января 2002 г. — при общем трудовом стаже) 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При этом наряду с рожденными детьми учитываются и усыновленные дети. Возраст детей не имеет значения.

Как решается вопрос, если северный стаж таких женщин «смешанный», т.е. если работа осуществлялась как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним? Ни Закон 1990 г. в прошлом, ни Закон о трудовых пенсиях в настоящем не дают ответа на этот вопрос (это явный пробел). Было бы логично пересчитывать период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период работы в районах Крайнего Севера по соотношению 17 и 12 лет — 17 лет больше 12 на 5 лет, т.е. на 34%. Значит, каждый год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следовало бы считать за 241 день, т.е. за 8 месяцев (округлено до полного месяца). Однако подобного правила в законе нет. Под-

менять законодателя правоприменитель не вправе. Соответствующего официального разъяснения также нет (его вправе дать сам законодатель либо

другой орган, но лишь по поручению законодателя). Между тем решать затронутый вопрос необходимо, так как он довольно часто встречается на практике.

В подобных случаях обычно используется аналогия — применение другой нормы, которая предусматривает регулирование схожих отношений. Такой нормой в приведенной ситуации является правило о том, что год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Особые льготы предусмотрены для граждан, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих в то же время трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда. Таким гражданам установленный для назначения указанной пенсии возраст уменьшается на 5 лет. Специальный трудовой стаж может быть приобретен как на Крайнем Севере, так и в иных местностях. Особые льготы в данном случае заключаются в том, что возраст снижается по двум основаниям: в связи с длительной работой на Крайнем Севере и работой с особыми условиями труда (льгота на льготу). В итоге мужчина может получить пенсию в 45 лет, а женщина — в 40 лет.

Данное основание для установления пенсии содержится в Законе «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам». Сохраняет ли действие эта норма? В Закон о трудовых пенсиях она вовремя не была включена, в отличие от некоторых других норм, но в то же время «северный» закон не отменен, он не противоречит Закону о трудовых пенсиях. Следовательно, указанная норма должна применяться.

Дополнение по затронутому вопросу внесено в Закон о трудовых пенсиях лишь Законом от 22 августа 2004 г., введенным в действие с I января 2005 г. С этого времени гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусмотренный пп. 1— 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7—9 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ; в этом случае возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Закон предусматривает, что при назначении досрочных пенсий в связи с работой на Крайнем Севере применяется тот же перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который применялся ранее (по состоянию на 31 декабря 2001 г.). Закон 1990 г. предусматривал, что указанный перечень устанавливается Правительством. Однако Правительство решило не утверждать «новый» перечень, а применять Перечень районов Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. (в ред. от 3 января 1983 г.), с последующими изменениями. Этот Перечень действует и поныне.

Особые условия труда, с учетом которых предоставляется досрочная пенсия по старости, перечислены в ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях. Не так уж редко граждане выполняли различную работу из числа перечисленных в этих статьях. Вполне очевидно, что различные виды трудовой деятельности, являющиеся основанием для снижения пенсионного возраста, необходимо как-то суммировать и с учетом общей их продолжительности определять пониженный пенсионный возраст.

Правила суммирования таких работ ранее содержались в Законе 1990 года. В Законе о трудовых пенсиях подобной правовой нормы не содержится. Это безусловный пробел. По этой причине более полугода не допускалось суммирование различных видов указанных работ. Затронутый вопрос был разрешен постановлением Правительства от 11 июля 2002 г., которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Этими Правилами определен и порядок суммирования различных видов работ с особыми условиями труда. Правительство по существу восполнило пробел в законе.

При досрочном назначении трудовой пенсии в порядке, предусмотренном указанными Правилами, суммируются периоды следующих работ:

1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работы с тяжелыми условиями труда;

3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных

бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной

промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

12) работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

13) работа в летном составе гражданской авиации;

14) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов

гражданской авиации;

15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Закон от 27 ноября 2001 года «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» изменил расчет пенсионной выплаты указанной категории граждан. Вместо пенсии за выслугу лет в повышенном максимальном размере членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливается доплата к пенсии независимо от ее вида и размера.

Ежемесячная доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливается за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

В выслугу лет, дающую право на ежемесячную доплату к пенсии, и в выслугу лет, с учетом которой рассчитывается размер указанной доплаты, засчитывается работа в должностях, перечисленных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденном Постановлением Правительства от 14 марта 2003 г. № 155, а также работа в следующих должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации:

• командир корабля (включая старшего);

• штурман корабля;

• штурман самолета.

Для приобретения права на ежемесячную доплату к пенсии необходимо выработать выслугу в должностях, указанных в упоминавшемся Списке, исчисленную в соответствии с пп. 2 и 3 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением правительства от 7 сентября 1999 г. № 1012, которые применяются к летному составу, если не противоречат закону о дополнительных выплатах.

К летной работе относится работа, дающая право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 закона о трудовых пенсиях или которая включалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в летном составе, в соответствии с ч.1 ст.79 закона 1990 года.

Для установления доплаты к пенсии учитывается среднемесячный заработок за следующие периоды:

за 24 последних месяца летной работы;

за любые 60 месяцев подряд летной работы, в том числе и за периоды после 1 января 2002 года;

за 12 месяцев летной работы, если на момент установления доплаты к пенсии в соответствии с законом пенсия была исчислена с учетом этого заработка.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к любой пенсии независимо от ее вида и размера при наличии необходимой выслуги в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации СССР и России. Пенсионерам, являющимся одновременно получателями двух пенсий, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к однойиз них.

Размер доплаты к пенсии этой категории работников находится в прямой зависимости от дополнительно поступающих от работодателя средств в Пенсионный фонд России.

Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам. Существенные изменения претерпело законодательство в отношении пенсий за выслугу лет двум категориям работников — педагогическим и медицинским.

Изначально такие пенсии предоставлялись в связи с наличием специального стажа продолжительностью 25 или 30 лет, при обязательном оставлении должности, указанной в специальном перечне. При этом важно заметить, что до Закона 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» стаж педагогический и медицинский можно было суммировать. С 1990 г. такая практика прекратилась.

С января 1996 г. педагогическим и медицинским работникам предоставлена возможность одновременного получения пенсии и продолжения работы по специальности. Однако, предоставляя, с одной стороны, столь существенную льготу, законодатель, с другой стороны, начиная с 1999 г. устанавливает все новые и новые ограничения, препятствующие возможности получать такую пенсию.

Так, постоянно вносились изменения в перечни должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов указанной работы.

Последний Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов указанной работы утверждены Постановлением Правительства от 29 октября 2002 г. № 781.

Следует отметить, что новые Списки и Пра

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое использование бактериофагов | Слуховой анализатор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.202 сек.