Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Визы, не дающие право на постоянное пребывание в стране – неиммиграционные визы.




Неиммиграционные визы в свою очередь делятся на: обыкновенные, транзитные, служебные, дипломатические.

Дипломатическая виза выдается иностранному гражданину, имеющему дипломатический паспорт:

1) главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, членам иностранных официальных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;

2) дипломатическим агентам дипломатических представительств и консульским должностным лицам консульских учреждений, сотрудникам представительств международных организаций в Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический статус, членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;

3) иностранным дипломатическим и консульским курьерам на срок командировки.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, не имеющего дипломатического паспорта, Российской Федерацией признается дипломатический статус, указанному гражданину может быть оформлена дипломатическая виза.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, имеющего дипломатический паспорт, Российской Федерацией не признается дипломатический статус, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.

Служебная виза выдается иностранному гражданину, имеющему служебный паспорт.

Служебная виза выдается:

1) членам официальных иностранных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам;

2) работникам административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульским служащим и работникам обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций;

3) военнослужащим вооруженных сил иностранных государств и членам семей указанных лиц.

Транзитная виза в РФ выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда. В международной практике встречается тип визы – авиа-транзитная – действует от 12 до 48 часов. Она предполагает временное нахождение человека в нейтральной зоне, но запрещает проходить таможню и пересекать фактическую границу страны.

Иностранным гражданам, въезжающим с другими целями, нежели приведены выше, выдается обыкновенная виза.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина и цели его пребывания обыкновенные визы в Российской Федерации подразделяются на: частные, деловые, туристские, учебные, гуманитарные, рабочие, частные, виза с целью убежища.

Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок.

Обыкновенная туристская виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристскому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристскую деятельность.

Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении.

Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи.

Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.

В международной практике часто встречаются следующие типы обыкновенных виз:

- полицейская – выдается в исключительных случаях, при нелегальном попадании на территорию страны по форс-мажорным обстоятельствам (катастрофы, эпидемии, войны и др.).

- пенсионерская виза: предоставляется на длительный срок, не даёт права на работу

- притворная виза: выдаётся лицам, имеющим двойное гражданство, включая данную страну, если основная страна не признаёт, либо по иным уважительным причинам.

Категории виз, встречающиеся лишь у отдельных государств и визы, которые представляют интерес лишь для узких категорий граждан: аэропортная виза, виза для получения разрешения к проживанию, виза с целью временной охраны, визы для лечения, сезонные для сельскохозяйственных работников, виза для посадки на корабль или самолет членов экипажа, визы женихов и невест, виза для члена семьи, визы для иностранных граждан, ставших жертвами современных работорговцев, визы для гомосексуальных партнеров, визы для творческих работников, виза для работников массовой информации и кинематографистов, спортивная виза, визы для религиозных деятелей, визы для лекторов, пенсионные визы, визы для научных сотрудников, визы для иностранных официальных лиц, для родственников служащих ООН, визы для лиц, обладающих выдающимися способностями [1].

По количеству въезжающих туристские визы могут подразделяться на: индивидуальные, групповые (коллективные).

Коллективная виза выдается группам, количество членов которых обычно составляет от 5 до 50 человек. Непременными условиями выдачи такой визы являются: следование всех членов группы на одном транспортном средстве, одновременное прибытие всех членов группы в пункт пересечения границы при въезде и выезде

Так же визы классифицируют по кратности въезда: одно- двукратные (краткосрочные) многократные (мульти визы).

Однократная виза – позволяет единожды пересечь государственную границу при въезде и единожды при выезде. Данные визы имеют обычно срок действия от 7 до 30 суток, а в некоторых странах он может составлять до 90 суток, но не более 183 суток.

Двукратная виза – пересечь государственную границу при въезде и дважды при выезде. Данные визы дают те же права и предполагают те же обязанности, что и однократные.

Многократная виза дает право не неоднократное пересечение государственной границы. Некоторые страны, однако, вводят еще и срок максимального пребывания в стране в течении одного въезда.

Помимо названий, визы часто имеют буквенные и цифровые коды. Как названия, так и коды в каждой стране свои.

Иммиграционный контроль во многих странах может запретить въезд обладателю действительной визы, если имеются подозрения, что цель его поездки не соответствует ранее заявленной.

5.3 Порядок въезда иностранных граждан на территорию РФ

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

- это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

- в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, – в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;

- они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, – до их представления;

- они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ – инфекции, – до представления такого сертификата.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

- в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, – до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

- осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

- не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, – до выполнения этих обязательств.

Для оформления обыкновенной визы для иностранных граждан необходимо приглашение на въезд в РФ.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, выданный российским физическим или юридическим лицами и (или) органом государственной власти либо органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлен порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства российским физическим или юридическим лицом.

Приглашение служит основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицом без гражданства. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, при наличии действительного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, приглашение является основанием для въезда в Российскую Федерацию без визы.

Приглашения следует квалифицировать по целям, которые они преследуют. Например, общее (туристское, гостевое и иные виды приглашений, включая приглашения органов государственной власти (ст. 16 Закона № 115-ФЗ)) и специализированное (образовательное и трудовое приглашения (ст. 17, 18 Закона № 115-ФЗ)).[2].

Приглашение выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы по ходатайству:

а) органов местного самоуправления;

б) юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации и осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в уведомительном порядке вставших на учет в Федеральной миграционной службе или ее территориальном органе;

в) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Приглашения в целях обучения в образовательном учреждении, а также в целях осуществления трудовой деятельности выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами.

Оформление приглашений по ходатайствам органов местного самоуправления и юридических лиц производится по месту их нахождения, иностранных юридических лиц – по месту их постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации, граждан Российской Федерации и иностранных граждан – по месту жительства, подтвержденному соответствующим документом с отметкой о регистрации.

Для оформления приглашения приглашающая сторона представляет в ФМС следующие документы:

а) ходатайство (Приложение Г). Заполнение бланка ходатайства производится от руки (разборчиво) или с использованием технических средств (пишущая машинка, компьютер). При заполнении бланка ходатайства не допускаются исправления, использование сокращений и аббревиатур;

б) копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

в) гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации (Приложение Д);

г) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) копии разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу либо копия заявления с отметкой, подтверждающей прием от работодателя документов на оформление разрешения на работу для каждого иностранного работника, – в случае оформления приглашения в целях осуществления трудовой деятельности (для рабочей визы).

Оформленные приглашения выдаются приглашающей стороне, в том числе уполномоченному представителю юридического лица либо органа местного самоуправления при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Если же иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению гражданина Российской Федерации, чтобы встретиться со своими родственниками или знакомыми, приглашение оформляют органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации на основании письменного заявления российского гражданина, который обязан обеспечить пребывание иностранцев в Российской Федерации и их выезд из России.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляет Министерство иностранных дел Российской Федерации или его представительства на территории Российской Федерации, а там, где их нет, – соответствующие органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации на основании письменного заявления юридического лица.

Приглашение оформляется в срок, не превышающий 30 дней с даты подачи ходатайства и прилагаемых к нему необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

В случае принятия решения об отказе в выдаче приглашения приглашающей стороне в течение 10 дней с даты его принятия направляется письменное уведомление с указанием оснований отказа.

Бланки приглашений на въезд в Российскую Федерацию являются документами строгой отчетности, которые выдаются в подразделениях МИДа или ФМС России

5.4 Оформление туристской визы в Российскую Федерацию

Как было отмечено выше, визовые режимы устанавливаются между государствами в двустороннем или одностороннем порядке. Для иностранных граждан, чье пребывание на территории РФ является визовым (т.е. требует получения визы) в туризме есть исключение. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристских целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристских целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз в случае проживания на пароме или в ином месте, определенном в групповой туристской программе.

Капитан парома через судового агента представляет властям порта за 72 часа до прихода судна в российский порт списки прибывающих пассажиров – участников групповой туристской программы и групповую туристскую программу.

Основаниями для разрешения безвизового схода участника туристской группы на берег являются: наличие у участника туристской группы действительного документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве; включение участника туристской группы в списки.

Участник туристской группы, не имеющий визы, может находиться только на территории, определенной в групповой туристской программе.

Других, постоянно действующих послаблений визового режима для туристов нет.

Обыкновенная туристская виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристскому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристскую деятельность.

Обыкновенная туристская групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристской группы (не менее пяти человек) при наличии надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристскому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристскую деятельность.

С 01.02.2009 в соответствии с п.7 постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2007 № 635 «О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» МИД РФ прекратил принимать документы юридических лиц (туроператоров) для присвоения им учётных номеров (референс-номеров), дающих право оформлять визы иностранным туристам в российских консульских загранучреждениях. Для юридических лиц (туроператоров), сведения о которых в единый федеральный реестр туроператоров вносятся впервые с 01.02.2009 в качестве учётного номера, дающего право оформлять визы иностранным туристам в российских консульских загранучреждениях, будет являться присвоенный Ростуризмом (www.russiatourism.ru) реестровый номер (МВТ, шестизначный номер). Номер начинает действовать в течение 3-х рабочих дней со дня опубликования данных о туроператоре на сайте Ростуризма.

В случае исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров, присвоенный ранее МИД России учётный номер аннулируется.

После присвоения туристского референс-номера российский туроператор оформляет для своих туристов визовые подтверждения на бланках единой формы «Подтверждения о приеме иностранного туриста (группы туристов)» (Приложение Е, Ж), заверенныхподписью ответственного лица и скрепленных печатью российского турпредприятия, в которых указывается ее референс-номер.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» в подтверждении о приеме иностранного туриста указывается:

- в 1-й строке – номер документа, проставляемый типографским способом либо нумератором;

- во 2-й строке – название документа «О приеме иностранного туриста»;

- в 3-й строке – однократная или двукратная виза;

- в 4-й строке – гражданство;

- в 5-й строке – дата предполагаемого въезда в Российскую Федерацию и дата предполагаемого выезда из Российской Федерации;

- в 6-й строке – фамилия и имя (имена) иностранного гражданина, которому направлено подтверждение;

- в 7-й строке – дата рождения и пол иностранного гражданина;

- в 8-й строке – номер паспорта иностранного гражданина;

- в 9-й строке – цель поездки (в соответствии с перечнем целей поездки);

- в 10-й строке – маршрут и места размещения иностранного гражданина;

- в 11-й строке – адрес туристской организации, принимающей иностранного гражданина, а также ее учетный номер по реестру туристских организаций, осуществляющих прием иностранных туристов;

- в 12-й строке – дополнительные сведения.

2. Подтверждение о приеме иностранного туриста подписывается уполномоченным сотрудником туристской организации и заверяется печатью этой организации.

Под подписью уполномоченного сотрудника проставляется дата оформления подтверждения.

Контрольный талон подтверждения о приеме иностранного туриста либо его копия хранится в архиве туристской организации, принимающей иностранного туриста, в течение 1 года с даты оформления подтверждения.

Подтверждения о приеме иностранного туриста (группы иностранных туристов) направляются турпредприятием иностранному партнеру или иностранцу и вместе с другими документамиявляются основанием для выдачи туристских виз.[3]

Иностранный гражданин, имеющий основание для получения визы, представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:

а) действительный заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией;

б) заполненная визовая анкета с 1 фотографией (за исключением глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств);

в) полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации.

Подтверждение о приеме иностранного туриста подписывается уполномоченным сотрудником туристской организации и заверяется печатью этой организации.

Под подписью уполномоченного сотрудника проставляется дата оформления подтверждения.

Контрольный талон подтверждения о приеме иностранного туриста либо его копия хранится в архиве туристской организации, принимающей иностранного туриста, в течение 1 года с даты оформления подтверждения.

На основании Подтверждения иностранный турист может в консульстве РФ получить российскую туристскую визу в своей стране.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите типы обыкновенных неиммиграционных виз, на какой срок они выдаются, и кто может их получить?

2. Кто может получить служебную визу?

3. Назовите условия въезда граждан РФ в: Израиль, Малайзию, Черногорию, ОАЭ, Египет, Таиланд, Хорватию, Кипр, Маврикий, С Доминиканскую республику, Шри-Ланку, Вьетнам, Тунис, Мадагаскар, Индонезию, Бразилию.

4. Что такое «референс-номер»? Назовите условия его получения.

5. Дайте определение понятий «виза», «визовый режим»

6. Какие типы визовых режимов существуют?

Миграционный учет в Российской Федерации

6.1 Нормативно-правовое регулирование

В связи с новым этапом экономики и укреплением отношений Российской Федерации с другими государствами ежегодно в нашу страну прибывает все больше иностранных граждан.

Основными нормативно-правовыми актами по миграционному контролю и учету являются:

- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011);

- Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 07.02.2011) «О Государственной границе Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 15.02.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 14.02.2007 № 94 (ред. от 02.09.2010) «О государственной информационной системе миграционного учета»;

- Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (ред. от 10.11.2009) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (ред. от 06.05.2006) «О миграционной карте»;

- Приказ ФМС РФ от 23.09.2010 № 287 «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания»;

- Приказ ФМС РФ от 20.09.2007 № 208 (ред. от 23.12.2009) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»;

- Приказ Минспорттуризма РФ от 02.04.2009 № 144 «Об утверждении формы отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядка ее проставления».

Непосредственное исполнение правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных актах, регулирующих миграционные правоотношения, возложено на органы исполнительной власти.

Основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба. Статус миграционной службы определен в Положении о Федеральной миграционной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

В соответствии с Положением Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным Министерству внутренних дел Российской Федерации, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России возглавляет директор Федеральной миграционной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя.

К числу основных задач Федеральной миграционной службы отнесены реализация общей стратегии государственной миграционной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в миграционной сфере, что, несомненно, говорит об особом положении Службы в системе органов исполнительной власти и обусловливает существенный объем ее полномочий.

6.2 Миграционная карта

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту.

Согласно ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (Приложение З).

Миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Бланки миграционных карт иностранным гражданам, прибывающим из-за рубежа в пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, выдаются заранее, с таким расчетом, чтобы исключить дополнительное время, необходимое на заполнение миграционных карт, из общей продолжительности всех видов контроля пассажирских транспортных средств и самих прибывающих, предусмотренной типовыми и технологическими схемами и нормами.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком должностными лицами органа пограничного контроля.

Допускается заполнение въезжающими на территорию РФ иностранными гражданами бланков миграционных карт непосредственно в залах прибытия аэропортов (морских, речных портов, автопереходов) до начала пограничного контроля.

Иностранный гражданин при въезде в РФ заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В») заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории Российской Федерации, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность [4].

В последнее время предпринимается ряд мер, способных сократить время на прохождение границы. Так, в Московском аэропорту «Домодедово» состоялось открытие автоматизированной системы заполнения и выдачи миграционных карт иностранным гражданам, проходящим паспортный контроль. Ранее иностранный гражданин, приезжающий в РФ, должен был заполнять миграционную карту от руки. Подобные нововведения планируется со временем ввести в большинство международных аэропортов России.

Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в РФ.

Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в РФ.

6.3 Процедура постановки на миграционный учет

После въезда на территорию Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение семи рабочих дней встать в территориальном органе Федеральной миграционной службы на учет по месту пребывания.

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и должна быть осуществлена в течение семи рабочих дней после прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию. При этом необходимо знать, что все процедуры по постановке на миграционный учет осуществляет Принимающая сторона, самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие-либо организации лично.

Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет Принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в Российскую Федерацию. При этом изъятие паспорта и миграционной карты не допускается.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в РФ иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает.

Все действия, необходимые для постановки на учет проживающего в гостинице иностранца выполняет администрация гостиницы. Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее Уведомление) (Приложение И).

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должен быть заполнен только на русском языке печатными заглавными буквами (образцы букв и цифр приводятся на бланке уведомления) разборчиво.

Форма бланка заполняется яркими черными или темно-синими чернилами.

Каждое поле в бланке заполняется начиная с первой позиции (в том числе поля для занесения ФИО иностранного гражданина или принимающей стороны).

Категорически запрещается:

- делать в полях бланка, вне полей бланка или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланка;

- использовать для заполнения бланка цветные ручки вместо темно-синей или черной, карандаш (даже для черновых записей на бланке), средства для исправления внесенной в бланк информации (корректор и др.).

Бланк считается недействительным, если следующие поля не заполнены:

- фамилия иностранного гражданина;

- имя иностранного гражданина;

- гражданство иностранного гражданина;

- год рождения иностранного гражданина;

- пол иностранного гражданина;

- документ, удостоверяющий личность: вид, номер, дата выдачи;

- цель въезда;

- дата въезда в РФ;

- срок пребывания до..;

- сведения о месте пребывания;

- сведения о принимающей стороне;

- дата убытия (при возврате отрывного талона в ФМС).

Далее принимающая сторона в течение одних суток представляет указанный бланк, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляет по почте. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

В организациях почтовой связи функционируют специальные окна, где Принимающей стороне предоставят бланк Уведомления для заполнения. Бланки Уведомления предоставляются бесплатно. За услуги по приему Уведомления в организациях почтовой связи взимается соответствующая плата, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 10. В настоящее время размер этой платы составляет 180 рублей. Территориальный орган Федеральной миграционной службы либо организация почтовой связи, получившие от Принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии, проставляют в Уведомление отметки о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления Принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учета о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин также вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением с письменного согласия Принимающей стороны.

При убытии иностранный гражданин передает отрывную часть Уведомления Принимающей стороне для предоставления его непосредственно либо по почте в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Такие действия Принимающая сторона обязана совершить в течение двух рабочих дней после убытия иностранного гражданина.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РРФ определяется сроком действия выданной ему визы, при безвизовом въезде – 90 дней.[5]

В случае порчи или утраты миграционной карты иностранный гражданин обязан в течение 3 дней заявить об этом в ближайший по месту своего нахождения территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции[6].

При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ.

6.4 Деятельность гостиниц по постановке на миграционный учет

Администрация гостиницы и ее сотрудники, принимающие гостей, должны быть очень внимательны. Гости из ближнего или дальнего зарубежья подлежат постановке на соответствующий учет. Если иностранец заехал в гостиницу, то в общем случае именно она должна сообщить миграционным органам о дате его прибытия и убытия, соблюдая установленную для этого процедуру.

В соответствии с требованиями Закона о миграционном учете гостиницы и иные организации, оказывающие гостиничные услуги, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, детские оздоровительные лагеря обязаны уведомлять органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия (п. 3 ст. 20 Закона о миграционном учете). Если день прибытия иностранного гостя приходится на нерабочий день (на один из нескольких нерабочих дней), уведомить орган миграционного учета нужно в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями) (п. 3.1 ст. 20 Закона о миграционном учете). О том, что иностранный гражданин выехал, также необходимо сообщить в органы миграционного учета не позднее 12.00 дня, следующего за днем его убытия (п. 3 ст. 23 Закона о миграционном учете). Процедура обмена данными о прибытии и убытии иностранных граждан между гостиницами (иными аналогичными организациями) и территориальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС) и форма соответствующего уведомления закреплены в специальном документе – Порядке осуществления миграционного учета.

Уведомление принимающей стороны о заезде иностранного гражданина является основанием для постановки последнего на учет по месту пребывания. В данном документе указываются сведения о лице, подлежащем постановке на учет, о принимающей организации и ее ответственных лицах (п. п. 23, 24 Порядка осуществления миграционного учета). Подписи должностных лиц на оборотной стороне уведомления выражают согласие организации на временное нахождение у нее иностранного гражданина. Подпись скрепляется печатью организации. В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк Уведомления о прибытии заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится у администрации гостиницы в течение года (п. 27 Порядка осуществления миграционного учета). После проверки документов иностранного гражданина и точности указанных в уведомлении сведений администрация гостиницы проставляет отметку о приеме уведомления в его бланке, отрывная часть которого возвращается гражданину. При его выезде из гостиницы в территориальный орган ФМС необходимо направить отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия иностранного гражданина (п. 39 Порядка осуществления миграционного учета). Выполнение этого требования не всегда выполнимо по вполне понятным причинам – обязать иностранца вернуть отрывную часть бланка гостиница не может. В этом случае пригодятся выводы КС РФ из Определения от 06.07.2010 № 934-О-О: принимающая сторона в целях исполнения указанной обязанности должна заблаговременно предпринять все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления, а в случае его убытия без возврата данного документа – проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений.

6.5 Ответственность за нарушения миграционного законодательства

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 18.9 КоАП РФ, предприниматели несут административную ответственность в виде штрафов в размере, установленном для юридических, а не должностных лиц. Т.е. гостиница за нарушение миграционного законодательства будет оштрафована на сумму от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. [7]

Согласно п. 3 ст. 18.9 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка, также наказуемо. Штраф предусмотрен для:

- граждан – в размере от 2 до 4 тыс. руб.;

- должностных лиц – от 25 до 30 тыс. руб.;

- юридических лиц – от 250 до 300 тыс. руб.

Следует иметь в виду, что за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в отношении двух и более лиц административная ответственность, установленная ст. 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте содержание миграционной карты.

2. В течении какого срока иностранный гражданин должен стать на миграционный учёт?

3. В течении какого срока в случае порчи или утраты миграционной карты иностранный гражданин обязан заявить об этом в ближайший орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции?

4. Опишите процесс постановки на миграционный учет иностранного гражданина, проживающего в гостинице.

5. Какова ответственность гостиницы при нарушении правил миграционного учета?

6. Какова ответственность иностранного гражданина при нарушении правил миграционного учета?

 

Домашнее задание 4 (готовится и сдается к практике 5).

4.1 Составить тестовые задания по лекции 3. Не менее 10 вопросов с 4 вариантами ответов. По форме:

1. Вопрос

а) вариант ответа

б) вариант ответа

в) вариант ответа (верный вариант ответа)

г) вариант ответа

4.2 Подготовить сообщение о визовых формальностях выбранного государства. Использовать для написания доклада ТОЛЬКО инф-цию с официального сайта консульства (посольства)!!!

Необходимо описать все существующие в стране виды виз и особенности процедуры оформления этих виз для граждан Российской Федерации.

Каковы максимальные и минимальные сроки действия виз, выдаваемые консульством данного государства.

Какие ограничения существуют у каждого вида визы. Например, если турист въезжает в страну по туристской визе, он не имеет права работать или учится. Многократная виза может иметь ограничения по количеству въездов и числу дней пребывания в стране во время одного въезда.

Какие документы должен подготовить турист для оформления различных видов виз. Сколько времени занимает процедура оформления визы. Требуется ли проходить личное собеседование в консульстве.

В некоторых странах туристы могут оформить визу в пункте пересечения границы. Однако, следует помнить, что в большинстве случаев такая возможность есть только у иностранцев, которые едут в страну с целью туризма. Если турист хочет учиться в стране или работать, он должен оформлять визу заранее в консульстве. Визу также нельзя оформить на границе, если турист намеревается провести в стране много времени.

Информацию о визовых формальностях конкретной страны необходимо узнавать только в ее консульстве или посольстве (приехав лично или на официальном сайте). Не следует доверять информации на сайтах туристических фирм, так как требования к оформлению виз очень быстро меняются и точную информацию можно узнать только в консульстве.

Кроме описания самих виз страны необходимо приложить визовую анкету.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.