Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что же делать?

Тревожность бывает

Вопрос 3.

В дошкольном возрасте расширяются социальные контакты ребёнка. В его мир входит телевидение. Быстро развивается воображение. Дети слишком ранимы в этом возрасте. Их чувства начинают дифференцироваться. Нужно научить ребёнка называть свои переживания. Активно развивается система интеллектуальных, эстетических и нравственных чувств. Необходимо поддерживать, подхваливать ребёнка. Ярко начинает проявляться тревожность в ситуациях недостаточной информированности. Тревожность как личностное свойство формируется на базе эмоционального переживания. Одаренные дети чаще других переживают тревогу. Тревожность искривляет становление личности, особенно если занижена самооценка. К формированию тревожности может привести затяжной конфликт (с родителями, воспитателями, сверстниками). Личность начинает бессознательно защищаться от тревоги.

 

Защитные механизмы:

- уход в фантазию (жизнь плоха, тревожна, а вот в сказке – хорошо, там всё понятно);

- страхи Þ бывают: конкретные; символические (могут быть связаны с различными сказочными героями: если снится волк – конфликт с отцом; если баба-яга – конфликт с мамой)

- ритуальные действия (девочки могут не наступать на трещины в асфальте; выполнил ритуальное действие – на душе стало спокойнее); обкусывание ногтей, колпачка ручки, раскачивание из стороны в сторону – это примитивные действия, связанные с нервным напряжением);

- хобби (возникает на грани младшего школьного и подросткового возраста);

- полная апатия (ребёнок защищается от перенапряжения Þ нужно ему дать на некоторое время полную свободу);

- повышенная агрессивность (возникает у дошкольников и младших школьников; при помощи этого механизма ребёнок снимает состояние тревоги Þ нельзя смеяться над ребёнком, критиковать его - это маска, которая не говорит, где находится источник тревоги. Найти его можно при помощи проективных методик).

 

Конструктивная - это состояние повышенного эмоционального напряжения, которое приводит к мобилизации всех личностных возможностей для того, чтобы выйти из этого состояния.

 

Деструктивная - ведёт к застреванию в состоянии тревоги, включению защитных механизмов.

1. Нужно максимально проинформировать ребёнка о тревожащей ситуации, проанализировать её.

2. Дать ребёнку различные способы действия в этой ситуации, варианты выхода из неё (разобрать до мельчайших деталей).

3. Не навязывайте варианты, у ребенка должен быть выбор. Накануне тревожащей ситуации нужно проиграть её.

4. Работайте над повышением самооценки.

 

Данный возраст психологи называют возрастом аффективности (бурный характер эмоций, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому). К концу третьего – началу четвертого года жизни проявляются эмпатические переживания. Выделяют 2 вида эмпатии (оба этих вида проявляются в дошкольном возрасте):

- гуманистическая эмпатия (эмоциональный отклик на неблагополучие или благополучие другого: сорадование, сострадание, жалость);

- эгоцентрическая эмпатия (переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя).

Начиная с 4-летнего возраста, у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. К 6-ти годам ребенок лучше распознает отрицательные эмоции. Формируются высшие чувства:

- эстетические;

- интеллектуальные;

- праксические (чувства, вызываемые деятельностью).

Главная причина огорчений – разлад в семье!!!

 

ВЫВОД: можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

- усложняется содержание эмоциональной сферы; импрессивная сторона эмоций и чувств;

- формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;

- становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств (ребенок усваивает «язык» чувств – взгляды, мимику, жесты, позы…..).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Новообразования в познавательной сфере | Ребёнок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.