Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новым признаком педагогического творчества сегодня считают и так называемую креативную направленность в учебно – воспитательной работе




Смысл её заключается в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно – творческое усвоение знаний и продуктивное их применение.

Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства – а оба этих компонента всегда предполагали творчество.

Согласно типологии творческих способностей профессия учителя относится к блоку профессий "художник", наряду с профессиями скульптора, музыканта и писателя. Всё это в профессии педагога подчёркивает аспект творчества.

Педагогическое творчество имеет и свои особенности. Эти особенности связаны с характером педагогического процесса и его результатом – развивающейся личностью ребёнка.

К особенностям педагогического творчества мы отнесём следующие:

- жёсткая лимитированность и спрессованность действий педагога во времени (учитель не может ждать, когда его осенит, он должен сразу находить оптимальное решение той или иной задачи);

- творчество учителя всегда должно быть нацелено на положительные результаты;

- сотворчество – творчество учителя связано с деятельностью ребёнка и педагогического коллектива;

- динамичность как постоянное развитие всех элементов педагогического процесса (средство, применяемое сегодня – завтра может устареть);

- педагогическое творчество (большая его часть) осуществляется на людях, т. е. в обстановке публичной деятельности;

- необходимость управлять своим психическим состоянием.

Основная же отличительная черта педагогического творчества, позволяющая говорить о его несравнимости ни с каким другим видом творчества, заключается в том, что учитель всегда творит на живом "человеческом материале".

Человечность и гуманность педагогического творчества определяются, прежде всего, жизненной позицией учителя, системой его жизненных ценностей и целей, его личностной творческой концепцией.

Это выдвигает на первый план этический аспект педагогического творчества, этику поведения учителя как творца.

Это отмечали исследователи педагогического творчества уже в начале 20 века. В структуре педагогического творчества они придавали большое значение наличию идеала. Именно имеющийся у педагога идеал и определяет понимание стоящих перед ним задач, характеризует его отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Идеал – это то, что наполняет творческую педагогическую деятельность так называемым " личностным смыслом" по выражению А. Н. Леонтьева.

А личностный смысл, в свою очередь, избавляет от шаблона, формализма, бездумного копирования чужого опыта в рамках своей деятельности.

Сегодня структура творческой педагогической деятельности представлена несколько иначе, понятие "идеала" как структурного компонента в ней нет, как мы сейчас увидим.

Но он, тем не менее, подразумевается, так как "творческость" педагогической деятельности во многом опирается на осмысление, на рефлексивность позиции учителя.

А рефлексивность как раз и предполагает наличие идеала. Помните, у В.В. Маяковского: "Я себя под Лениным чищу, чтобы …"

Итак, структура творческой педагогической деятельности может быть представлена сегодня следующим образом:

- педагогический замысел

- разработка замысла

- воплощение замысла в деятельности

- анализ и оценка результатов творчества (рефлексия).

Основные этапы творческого педагогического процесса:

Первый этап – он предполагает возникновение определённой проблемной ситуации и возникновение педагогического замысла по её решению. Здесь учитываются материальные и духовные потребности человека, а соответствующие знания, умения и навыки являются условием и предпосылкой успешной творческой деятельности.

Второй этап связан с фактором поиска информации по проблеме и общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с особенностями других людей. Происходит обмен опытом, знаниями, расширяется возможность нахождения творческого решения проблемы – таким образом, как раз и происходит разработка замысла.

Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Происходит воплощение замысла (идеи) в педагогическую деятельность.

Возникшее решение часто является отправной точкой дальнейшего творческого процесса.

Четвёртый этап предполагает осмысление и рефлексию результатов педагогического творчества. Здесь анализируются и оцениваются его результаты.

Теперь давайте посмотрим, что же является результатами педагогического творчества?

Наиболее масштабными результатами педагогического творчества сегодня считают:

  1. открытия. Они связаны с воплощением в педагогическую практику новых педагогических идей – воспитательная система А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, идеи Э. Г. Костяшкина, И. П. Иванова
  2. изобретения. Это новаторские решения, касающиеся совершенствования методов, форм, технологий и средств обучения (безоценочное обучение Ш. Амонашвили, метод опорных конспектов В. Ф. Шаталова)
  3. усовершенствования. Они чаще всего связаны с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям средств и методов педагогического процесса.

Таковы основные результаты педагогического творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.