Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как бы вы проранжировали данные характеристики, чтобы они работали на успех общего педагогического дела?




Характеризуя педагогическую деятельность, мы с вами неоднократно отмечали её коллективный характер.

Учитель, как мы с вами уже знаем, включён в две качественно отличающиеся друг от друга системы деятельности:

1) взаимодействие с учащимися;

2) сотрудничество с коллегами.

Обе эти системы опосредуют друг друга, взаимосвязаны с друг другом, но во многом обладают и определённой самостоятельностью.

Коллективная педагогическая деятельность предъявляет особые требования и к творчеству каждого учителя.

В системе коллективистских отношений учитель выступает как субъект, включённый в общее дело.

Высокий уровень общения и взаимодействия с коллегами позволяет учителю решать новые, более сложные задачи в обучении и воспитании детей.

НО, в то же время, специфика педагогического труда заключается в том, что он во многом строится на основе индивидуального общения учителя с детьми. Каждый учитель, прежде всего, отвечает за качество своего урока, за свой класс как классный руководитель.

Так возникает иллюзия, что будто бы успех дела зависит только от усилий конкретного учителя. Но это – неправильно.

А. С. Макаренко, оценивая деятельность педагогического коллектива как "настоящую работу", использовал три следующие характеристики, ранжируя их по значимости:

- успех класса, которым руководит учитель (2)

- его личный успех как педагога (3)

- успех всей школы (1)

В школе очень многое зависит именно от педагогического коллектива, от той атмосферы. в которой живут и действуют педагоги. Коллективное единство помогает учителю сохранять свои силы, ощущать помощь коллег, создавать условия для творческой деятельности.

Особенно велика роль педагогического коллектива в профессиональной адаптации молодого учителя, пришедшего в школу.

Как бы не были талантливы отдельные педагоги, школа сильна, прежде всего, своим сплочённым учительским коллективом.

Находясь в системе коллективных отношений, учитель усваивает опыт общества в целом и опыт той профессиональной среды, к которой он принадлежит.

Всё это помогает ему овладевать нормами и принципами профессиональной педагогической этики, преодолевать противоречия и трудности, возникающие на его профессиональном пути.

Исследователи сегодня делают вывод о том, что, по – видимому, индивидуальную творческую деятельность педагога нельзя рассматривать вне её сопряжения с усилиями всего педагогического коллектива.

Свою ценность она обретает только в контексте коллективной педагогической деятельности, составной частью которой она и является.

От учителя нельзя требовать творчества административным или каким – либо другим путём.

Многие исследователи проблемы творчества сегодня утверждают, что подлинно творческих людей не более 2 – 5 % от всего населения планеты.

Но, положение о том, что творческие способности можно развить на фоне интеллектуальных, признаётся сегодня практически всеми исследователями.

А это значит, что у всех детей можно и нужно развивать творческую направленность.

Для этого необходимо учебным занятиям придавать разноплановый характер:

- проводить занятия, посвящённые критическому обсуждению книг, статей, идей;

- на занятиях должна преобладать демократическая, дискуссионная атмосфера общения;

- необходимо создавать ситуации, требующие проявления творчества учащихся на занятиях.

Для развития творческого потенциала личности значимыми являются следующие условия организации учебного процесса:

- безоценочный климат отношений;

- устранение стрессовых факторов на занятиях;

- создание открытых обучающих ситуаций;

- снятие конформизма.

Решение проблемы развития творческих способностей заключается, таким образом, не в навязчивом требовании творчества от детей, а в создании условий для его проявления.

Но, сегодня, к сожалению, мы с вами пока ещё к этому не готовы. В практике школы сегодня всё ещё фиксируются и оцениваются, прежде всего, энциклопедические знания и их репродуктивное воспроизведение.

Уйти от этого не так просто как кажется на первый взгляд – ведь обнаружить наличие или отсутствие знаний на репродуктивном уровне гораздо очевиднее, чем выявить творческие способности.

Та же проблема – репродуктивный уровень обучения – присуща и подготовке будущих педагогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.