Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой фундамент Евросоюза

Многие проблемы, пока еще препятствующие плодотворному взаимодействию России с Северной Европой, носят не столько специфический для этого региона, сколько общий характер. Одна из них заключается в том, что у нас, в отличие от Европейского Союза, до сих пор нет четко сформулированной региональной политики, которая бы учитывала особенности и потребности субъектов Федерации. А ведь от этого во многом зависит перспектива сотрудничества с сопредельными государствами.

Большие трудности создает отсутствие четкого разграничения компетенции, в том числе в области внешнеэкономических связей, между федеральным центром и субъектами Федерации. Важнейшую роль в осуществлении приграничного и трансграничного сотрудничества должны в будущем играть регионы, но для этого надо ускорить принятие базовых законов, развивающих соответствующие статьи Конституции, прежде всего касающиеся разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

В связи с тем, что российско-финляндская граница стала одной из внешних границ Евросоюза, еще большую актуальность приобретает завершение формирования единой концепции трансграничного субрегионального сотрудничества. И самое важное - обеспечение надежной правовой базы, которая до сих пор оставалась фрагментарной и в основном регулировалась указами Президента. Нужно, наконец, принять закон «О правовом статусе приграничных территорий», который с 1996 года лежит без движения в Федеральном Собрании, а также разработать закон «Об общих принципах трансграничного субрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации».

К сожалению, некоторые новые законодательные акты не только не способствуют развитию трансграничных связей, но, наоборот, препятствуют этому. Например, вызвавшая в свое время немало споров статья 11 Закона «О государственной границе Российской Федерации», вводящая дополнительные сборы при пересечении российской границы грузами и пассажирами.

В целом, чтобы реализовать интересы и возможности сотрудничества в рамках Северной Европы и других сопредельных регионах, от России требуется более реалистичный и гибкий подход к возникающим проблемам, в том числе и связанным с погранично-таможенными процедурами. Стоило бы, скажем, подумать над введением преференциального режима в отношении адресных проектов на северо-западе России, используя, в частности, опыт российско-финляндского соглашения 1992 года о сотрудничестве в сопредельных районах.

Заслуживает внимания и практика создания «еврорегионов», которая успешно применяется в Европе. В этот процесс постепенно включается и Россия - «еврорегионы» «Балтика» (с участием Калининградской области и приграничных территорий южной Швеции, северной Польши, северной Литвы и западной Латвии) и «Сауле» (Калининградская область, западная Литва, южная Швеция). Республика Карелия совместно с Финляндией разработала и успешно реализует идею «еврорегиона» «Карелия» в районе российско-финляндской границы, который получил одобрение и финансовую поддержку Европейского Союза. Этот регион охватывает территорию Республики Карелия и трех сопредельных районов Восточной Финляндии (общая площадь - около 330 тыс. кв. км, население - 1,5 млн чел.).

Необходимо более эффективно использовать потенциал уже упомянутых мною региональных организаций - СГБМ, СБЕР и Арктического совета. Кстати, Россия сейчас является председателем в Совете государств Балтийского моря. Немало предстоит сделать для того, чтобы обеспечить практическую отдачу от «северного измерения» и, прежде всего, решить проблемы финансирования и согласование приоритетных проектов. При этом, однако, мы должны отделаться от иллюзий, что это очередная программа безвозмездной помощи России, что ЕС опять будет донором, а Россия - пассивным получателем средств.

Наша страна должна активно и на равноправной основе участвовать в определении приоритетности отдельных направлений и проектов, добиваться, чтобы по возможности полнее учитывались народнохозяйственные, социальные и иные потребности как ее северо-западных регионов, так и всей страны в целом. И, наоборот, чем полнее согласованные проекты отразят эти потребности, тем активнее и объемнее будет участие России в «северном измерении».

И еще один принципиальный момент. Никоим образом нельзя мириться с тем, что нередко России по-прежнему отводится лишь роль традиционного поставщика топлива и сырья, а производственное, научно-техническое сотрудничество вновь остается в тени. И это несмотря на то, что в нашей стране в ряде областей сохранились возможности создавать технологию и оборудование самого высокого мирового класса. В наших отношениях с Северной Европой должны получить опережающее развитие технологическая и промышленная кооперация, научно-техническое сотрудничество, взаимодействие в телекоммуникациях, рыболовстве, развитии транспорта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Балтийский фактор | Оберегать стабильность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.