Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группировка восприятия




Фигура-фон, константность и контекст восприятия

Организация восприятия.

Человек редко воспринимает цвет, свет или звук отрывочно. Как правило, личность воспринимает структурированные модели раздражителей в цельные, узнаваемые объекты. Личностный процесс восприятия организует поступающую информацию в нечто цельное и осмысленное.

Фигура-фон рассматривается как наиболее фундаментальная форма организации восприятия. Принцип, заложенный в понятие «фигура-фон», попросту означает, что воспринимаемые объекты рассматриваются отдельно от общего фона. Это легко демонстрирует процесс чтения, читатель через процесс восприятия организует поступающие черно-белые раздражители и узнаваемые фигуры (слова), которые он видит на фоне белой страницы.

Константность является одной из более сложных форм организации восприятия. Она позволяет человеку ощущать уверенность в изменяющемся окружающем мире. В феномене константности научение играет значительно более важную роль, чем в эффектах «фигура-фон» или группировки.

Размеры, форма, цвет, яркость и расположение конкретного предмета являются достаточно постоянными величинами независимо от сигналов, исходящих от органов чувств. Но поскольку каждая ситуация специфична, то в ходе всего процесса восприятия происходит взаимодействие между врожденными и благоприобретенными свойствами.

Высшей и наиболее сложной формой организации восприятия является контекст. Он придает смысл и ценность простым раздражителям, объектам, событиям, ситуациям, а также другим людям в окружающей индивидуума среде.

Принцип группировки при организации восприятия гласит, что существует тенденция группировать ряд раздражителей в некую узнаваемую структуру. Когда людям предоставляют на рассмотрение простые наборы стимулов, у них возникает стремление сгруппировать их по принципам заполнения пробелов, целостности, близости и подобия.

Заполнение пробелов. Процесс восприятия заполняет пустоты, возникающие в результате дефицита поступающей к человеку сенсорной информации, В формальной организации ее члены могут видеть целое там, где его не существует, или же не способны воссоединить элементы в существующее на самом деле целое.

Так, начальник представляет, что имеет место полное согласие среди его сотрудников в отношении проекта, в то время как некоторые из сотрудников высказываются против него. В данном случае начальник отдела заполняет существующий пробел, и видит полное согласи там, где его не существует. Нередко высокий уровень специализации приводит к тому, что менеджер, нацеленный на выполнение лишь своих функциональных обязанностей, теряет понимание задач организации в целом.

Целостность. При заполнении пробелов ввводятся недостающие раздражители, в то время как принцип целостности свидетельствует о том, что человек лучше воспринимает непрерывные линии или изображения. Эта целостность восприятия может привести к развитию у членов организации негибкого или нетворческого мышления. Будут восприниматься только видные, целостные модели взаимоотношений. Например, новая схема процесса производства или новый дизайн продукта могут ограничиться банальными или непрерывными линиями.

Близость. Принцип близости или схожести, говорит о том, что расположенные рядом группы элементов будут восприниматься как единая картина

Например, несколько рабочих, обслуживающих один станок, могут восприматься как единое целое. Если их производительность низкая и мастер неоднократно докладывает о своем недовольстве, то руководство может отнестись ко всем этим рабочим как к единому коллективу «возмутителей спокойствия», хотя на самом деле некоторые из этих рабочих - преданные своему делу люди. Тем не менее, факт остается фактомзачастую отдел или рабочий коллектив рассматривается как единое целое из-за близости расположения.

По мере того как в современных организациях работа командами становится более распространенной, этот принцип схожести помогает выделять их в качестве единого целого. Такое восприятие способствует единению команды и улучшению ее работы.

Подобие. Принцип подобия заключается в том, что чем больше схожесть раздражителей, тем сильнее тенденция воспринимать их в качестве единой группы. Подобие в концептуальном плане аналогично близости, но в большинстве случаев отличается большей интенсивностью. В организации все служащие, которые носят белые рубашки, могут приниматься как единая группа, хотя каждый из служащих представляет собой уникальную индивидуальность. Принцип подобия также сказывается в подходе к разного рода меньшинствам и женщинам. Имеется тенденция воспринимать меньшинства и женщин в качестве неких единых общностей, обозначаемых словом «они».

Такой подход, конечно, может приводить к возникновению проблем стереопизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.